12 мин.

Синий-синий иней

После того как и Джокович проиграл, сил молчать больше нету.

Все знают, что идея с синим грунтом принадлежит Цириаку. Цириак говорит, что это в интересах телевизионщиков. Я как бы и не против, но у меня есть три вопроса.

Вопрос первый. А что случилось бы, если бы грунт в Мадриде остался красным? Телеканалы в массовом порядке стали бы отказываться от прав на трансляции? Ну или не в массовом. Хотя бы какой-то один из тех, что надо принимать в расчет, отказался бы? Да вряд ли, наверное. Раньше права покупали, а если бы грунт остался красным, хуже бы не стало. Тем более что для телевизионщиков куда большим злом представляется теннисная ненормированность по времени, и по сравнению с этим цвет грунта не такой уж существенный фактор. Не то, как мне кажется, из чего телевизионщики будут исходить, принимая решения о сокращении или увеличении количества трансляций или решения об увеличении или уменьшении суммы за прежнее количество трансляций. Мне нравится картинка по телевизору, голубой цвет смотрится очень приятно, но я б не сказала, что приятней чем красный, это просто другое, да и мяч я не стала видеть прям гораздо лучше, я и раньше видела его хорошо.

Вопрос второй. Красный грунт ничего не отнимет, а что даст синий грунт? Телевизионщики посмотрят и скажут «ну прикольно». А денег больше дадут? Тоже, мне кажется, вряд ли. Особенно если недовольные топы будут рано проигрывать или вообще объявят турниру бойкот. Я ничего не понимаю в телевидении, и именно так все выглядит с моей точки зрения дилетанта, поэтому если есть среди вас люди, знакомые с ситуацией лучше, расскажите, пожалуйста, в чем прикол, очень хочется расширить свой кругозор.

Вопрос третий. Если ничего не отнимется и ничего не прибавится – зачем тогда это все? У меня есть свой ответ на это, но я на нем, естественно, не настаиваю. Есть такая порода людей – даже не революционеры, эти борются со старым режимом, который чем-то очевидно плох, а скорее первооткрыватели. В целом я очень уважительно отношусь к первооткрывателям, как, впрочем, и к любой другой породе людей, но иногда они совершают ошибки, как, впрочем, и люди любой другой породы. Просто ошибки у них свои, специализированные. Их одолевает жажда какую-то картинку из будущего внедрить в настоящее прямо сейчас, настолько одолевает, что обстоятельства они не учитывают и насильственно внедряют в реальность кусок будущего, которое человечество еще не готово принять, не дошло до понимания необходимости этих перемен, и на выходе смотрится нецелесообразно, смешно, а иногда даже дико. Вот и синий грунт для нас сейчас, мне кажется, это преждевременно.

Теннис слишком консервативный вид спорта. Каждое изменение дается с трудом, будь то переход на трехсетовый формат (на ТБШ до сих пор пять сетов играют) или введение тай-брейка (из всех ТБШ тай-брейки до сих пор только на US Open). И по мелочам теннис так же консервативен. Помните была волна недовольства, когда перекрасили Australian Open? А теперь привыкли и вроде как так и было. Но в данном случае все сложней. То был хард, искусственное покрытие, с ним можно делать что угодно – химия покрытая химией химией же и останется – и это у общественного подсознания вызывало меньше протеста. А грунт покрытие вроде как натуральное, и покрасить его – на подсознательном уровне это воспринимается почти как надругательство над природой. Краска как бы превращает натуральное в искусственное, как пищевой краситель в нашем представлении одним махом превращает в химию любой натуральный продукт. Хотя натуральный грунт я не уверена что обходится без каких-то искусственных примесей. Человечество долго привыкало к тому, что женщины теперь могут покрасить волосы в голубой цвет – привет Кэти. Но перекрашивать грунт! А Цириак еще подлил масла в огонь, пообещав снабдить синий теннис флуоресцентными мячами. И это в теннисном мире – на Уимблдоне до сих пор играют в белом как и сто лет назад. Вряд ли сейчас кто-то способен оценить эту идею, и теннисисты, для которых это работа, а не развлечение – в последнюю очередь. Для них синий Мадрид смотрится посередине в целом красного грунтового календаря как «здрасьте, я ваша тетя». Приезжая на синий грунт после красного, а потом опять на красный после синего, им два лишних раза приходится перенастраивать параметры внимания, хотя в этот отрезок грунтового сезона они уже должны по идее играть на автомате.

Эта затея, возможно, имеет право на жизнь. Не мне об этом судить, да и не вам, это время рассудит. Но у меня в голове возникла четкая картинка того, как синий грунт вписался бы в общую картину самым натуральным образом. Это не совет Цириаку – чем ему можно помочь в сложившейся ситуации, когда столько дров наломано, я уже даже и не знаю. А у меня это кард из параллельной реальности.

В идеале этот переход к синему грунту должен был начинаться, если вообще начинаться, с другого конца. Представьте себе такую футуристическую картину, которая, впрочем, вполне могла бы быть реальностью. Моду в нашем мире задают Большие шлемы. И вот ITF отказывает Парижу в праве проводить турнир Большого шлема из-за недостатка территории, и Большой шлем переезжает в Китай, как и мечтали все теннисные функционеры, которым не терпится освоить этот миллиардный рынок. И китайцы решают, что покрытием надо выбрать грунт, но цвет у него будет синий. Очень адекватная позиция и, по-моему, вполне в духе китайцев и вообще восточного менталитета – типа мы как преемники старых традиций, так и зачинатели новых, мы большая нация, достойная сказать в теннисном мире свое, новое слово. Вполне естественно, что серия подготовительных грунтовых турниров (если бы ее сохранили – на Уимблдоне особого разогрева нет, и это уже давно никого не смущает) тоже переехала бы если не в Китай, то куда-то в Азию поближе. И вполне естественно, что владельцы разогревочных турниров тоже стали бы стелить синий грунт – ведь их задача способствовать подготовке. Красный грунт ушел бы в прошлое, а может остался бы на непривязанных турнирах, вроде тех, что сейчас между травой Уимблдона и американским хардом. Всем выгодно – хозяевам не надо ничего менять, зато можно заработать славу ревнителей традиций, а игрокам, играющим такие турниры, в принципе пофиг на чем играть, а тут можно еще и поностальгировать. Такой переход был бы гораздо более мягким. Если б теннисистов перегнали играть в Китай (!!!) – им от обширного культурного шока уже было бы пофиг какого цвета у них грунт под ногами. Цвет был бы меньшим злом. А сейчас цвет зло сам по себе, потому что большего зла нету. То, что грунт еще и скользкий, это конечно беда, но эта беда не была бы такой бедой, если бы он не был синим.

Ну представьте себе. Приезжает, допустим, Надаль на красный грунт в Мадрид, все как обычно – а там вдруг скользко. Рафа идет к организаторам выяснять и выясняет. Оказывается, в этом году, чтобы уменьшить количество травм, корт делали по новой технологии, но перестарались, первый блин получился комом – базу сильно утрамбовали, верхний слой с ней не смешался и поэтому скользко. Недосмотр, недоработка, но больше этого не повторится. Реакция Надаля? Это будет обычная реакция человека эмоционально не вовлеченного. Рафа просто отметит на пресс-конференции, что грунт в этом году скользкий, но претензий к организаторам нет, потому что они хотели как лучше. И все. А сейчас он как с цепи сорвался. Я уверена, что ему сто раз объясняли – и Карлос Мойя, и Мануэль Сантана, и Винни-Пух, и все-все-все – что скользкость это только побочный эффект, но Рафа все равно угрожает бойкотом.

Одна из причин – Рафа как человек животного типа слишком сильно завязан на общественное подсознание, в данном случае даже выступает его рупором. Общественное подсознание это институт, тупо ответственный за сохранность традиций, и по определению, функция у него такая, чурается любых перемен, даже к лучшему, а уравновесить эту ситуацию, то есть взвесить все «против» общественного подсознания и все «за» своего собственного сознания, и принять сложное решение, это уже задача самого человека, а у Рафы с этим трудности, поэтому синий грунт ему не просто не нравится, он ему реально, простите за выражение, как серпом по яйцам. Но это не единственная причина.

Надаля называют королем грунта, а сам он считает себя хозяином грунта, и к грунту у него самая настоящая собственническая любовь, и сейчас он себя чувствует как мужик, который приехал из командировки, а в его кабинете новые обои в цветочек, хотя жена сто раз спрашивала и он сто раз отвечал, что против. И мужик в ярости! По итогам Мадрида Федерер может забрать у него второе место в рейтинге – а тут цветочки!!! Но это уже проблема Надаля, надо сказать. И из этой проблемы вырастает другая проблема.

Ну окей, несмотря на твое несогласие цвет грунта изменили – и что дальше? Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним. Это обязательный турнир, его надо играть, значит играй. Если очень не хочешь играть – не играй, придумай травму коленей, какие проблемы. Как, например, сделал Энди. Может, у него на самом деле есть травма, которая мешает играть турнир. А может, у него травма, которая не мешает играть, но он решил поберечь силы. А может у него нет травмы, просто он решил поберечь силы и не переться испытывать свою нервную систему в матчах с Топ-3 на неизвестном покрытии, а лучше посмотреть по телеку как это будут делать другие и посмеяться в кулачок. И думаю, что сейчас он смеется. Но нет, Рафа ведет себя как капризная примадонна.

Он даже подал официальную заяву, чтоб играть в кроссовках для травы! Ну это уже такие понты для приезжих. Детский сад. Он бесится, что его мнение, мнение самого великого грунтовика в истории, не учли при смене цвета грунта в родной же столице. Это из-за него мадридский Мастерс перенесли с конца сезона на грунт – куда ж это годится, что в Испании грунтовый король всех времен и народов, а у нас только одна Барселона. Тогда под него прогнулись, но не потому что он требовал и все такое, а отдавая дань его грунтовому величию. А сейчас он требует и угрожает. После поражения он объявил войну – или синий грунт, или я. Он шантажирует. Пытается прогнуть мир под себя, считая, что его грунтовые заслуги вкупе с его испанским подданством дают ему на это моральное право. Думаю, он ошибается.

Но думаю, что тут есть еще одна причина. У меня есть ощущение – слишком уж эмоционален Надаль – что тут есть что-то личное. Может, он не особо дружен с организаторами в Мадриде, а может это энергетическая несопоставимость с турниром, не выраженная в виде конкретных имен и фамилий, но несопоставимость налицо. С Мадридом у него все сложно. Начать с того, что высота делает корты для него менее комфортными из всех в грунтовом сезоне; продолжить матчем с Джоковичем в 2009-м, после которого он первый исторический грунтовый финал Мадрида проиграл Федереру и закончить его прошлогодним унизительным поражением Ноле и еще более унизительными сербскими праздничными скачками. А тут еще синий грунт. Куда ни плюнь – кругом гранаты. Для сравнения – насколько гладко у него складываются отношения с Монте-Карло, они просто созданы друг для друга. А тут несовпадение по ДНК, точно вам говорю.

У Новака нет таких грунтовых заслуг и он ведет себя потише. Но все же ведет себя как человек эмоционально вовлеченный. Говорит все абсолютно по делу, но использует эмоционально окрашенную лексику и выражения – и бутсы приплел, и Чака Норриса. Хотя, может, это просто из-за того, что он темпераментный серб. Он наверняка недоволен, но, возможно, не так сильно как может показаться по этим словам. К тому же не факт, что он после поражения в Монте-Карло был готов снова соревноваться с Надалем в финале; не факт, что он был готов до него вообще дойти, да и не факт, что имел большое желание – а тут такой случай. Думаю, если бы Надаль не проиграл давеча, Джокович сегодня бы тоже не проиграл. Это из солидарности. И очки на пару потерять не жалко. Так что сегодня он просто не хотел стараться. Заодно и сербов порадовал – проиграл своему.

Больше всех в этой ситуации мне нравятся Серена и Роджер. Серену раздражает не синий грунт, а нелогичность хозяев турнира – мнение спрашивали, все против, а они все равно сделали по-своему, чего спрашивали тогда. А так ей пофиг, хоть бы грунт был и розовым. И скользкость ей по барабану. Напрягает слегка, но совершенно не отбивает желания пить кровь невинных младенцев. Серена с самого начала турнира готовилась ко встрече с Шараповой, и у нее был план. Сыграть в первых матчах ровно настолько хорошо, чтоб выиграть, но и настолько плохо, чтоб перед встречей назвать Шарапову фавориткой, а потом выйти и размазать ту по корту. А теперь ей надо в финале обыграть первую ракетку мира и можно спокойно идти пить коктейли – вот, что ее сейчас волнует, а не ваш сраный синий грунт.

Роджер тоже традиционалист, он до сих пор против ястребиного глаза. Не консерватор как Рафа, а именно традиционалист – для него это не вопрос жизни и смерти, просто ему нравится быть приверженцем традиций – это так элегантно. И цветом он был недоволен по этой же причине: «мы против этого нововведения, поскольку красный грунт – это традиция». Но он сдержан и уравновешен в своих оценках. И сейчас он просто констатировал факт, что да, мол, грунт скользкий, и он разделяет недовольство игроков. Но никаких упоминаний Чака Норриса всуе и тем более никаких бойкотов, он не склонен программировать себя на такое негативное будущее – у него же внутри Дзен и Дао, и уже случившиеся вещи он принимает как есть. Синий грунт? Я не хотел бы, но раз уж так вышло, порадуюсь тому, что у меня есть возможность приобрести такой опыт, и этот опыт будет еще приятней, если я выиграю титул и стану второй ракеткой мира. Вот именно поэтому Федерер и есть тот человек, чье мнение в туре всегда будет решающим, даже если он говорит очень тихо.