5 мин.

11 сентября

На самом деле компьютер мне починили еще в конце прошлой недели, но смертельно не хотелось выходить в эфир. Скучно. Было.

Ну какой может быть интерес, когда победитель известен еще до начала турнира. И даже то, что опоры текущего тура одна за другой разваливались по ходу дистанции, не имело никакого значения, потому что ни одна из них все равно не имела потенцию выдержать центнер чемпионского веса Серены Уильямс, и эту теорему сообща и за всех доказали Вика и Каро.

Когда Маша, которая рассматривалась якобы как реальный противовес Серене в другой половине сетки, а на самом деле смотрелась таковой за неимением лучших, я даже не расстроилась. У нас недавно был разговор с Мануком, я переживала потерю Эми Уайнхаус, спрашивала не жалко ли ему, а он ответил – «а чего жалеть, все в логике». И тут мне стало понятно, когда дело коснулось Маши – а чего жалеть, если все в логике. У Серены в финале она бы все равно не выиграла, так пусть лучше идет учить уроки, чем будет успокаивать себя очередным финалом. И конечно, когда она вылетела, я стала прикидывать, кто на ее место, и подумала про Сэм.

Вариантов на самом деле было немного – кроме Сэм еще Вера и Лисичка. Конечно, это могли быть и другие девушки, но я искала «идейных» – чей выход в финал был бы символом, продолжением сюжета, становлением нового смысла. Лисичка как символ нового поколения, а Вера и Сэм из породы нюхавших порох финала ТБШ, и это направление показалось мне более перспективным, а Сэм все же более предпочтительной кандидатурой, потому что у нее более благополучный период чем у Веры и потому что у Веры при виде ее сразу рвутся ракетки и не можется с ней нормально играть.

Сэм для меня всегда была загадочный персонаж, после прошлогоднего финала на РГ у меня почти ни разу не нашлось, что о ней написать. Было непонятно – то ли человек «ушел», то ли он зреет. Я, конечно, хотела чтоб зрел, я всегда этого хочу, поэтому у меня были большие претензии к ней на Австралиан Опен, где я ожидала от нее большего эмоционального вклада. Потом махнула рукой. Но на этом турнире меня к ней привели еще два обстоятельства. Два ее рекордных матча – такие события это всегда урок и всегда подготовка к чему-то большему, вопрос только в том выучит ли человек урок, потому что только так он доберется до этого большего. И второе – Шарапова. Встреться они в полуфинале, Сэм утонула бы в этом 0-9, а так по сетке в финале после всех рекордов получила удобную соперницу Звонареву и неофитку Кербер. Я вам точно говорю – это была судьба. Поэтому финал села смотреть не без интереса.

У нас сегодня с Жанной был разговор, я ей пожаловалась на творческий кризис, и она пожелала, чтобы Рафа победой в финале вдохновил меня на подвиг, и я подумала – это плохо, что меня может вдохновить только Рафа, переворачивающий тазик вверх дном, задолбало это потребительское отношение «хлеба и зрелищ», надо учиться видеть прелесть и обаяние в плавном течении будней, но у меня пока не получается, далека еще от совершенства. А чуть позже я поняла, что все относительно. Даже победа Рафы над Новаком в финале – это и есть плавное течение будней по сравнению с тем, что сделала сегодня Сэм.

Это было настоящее 11 сентября. Переломный момент в истории. Как и трагедия 11 сентября 10 лет назад это был переломный момент не только для американцев, потому что проиграла великая Серена Уильямс, это переломный момент для всего тенниса, по крайней мере женского. Это ощущение смены эпох уже пробивалось фоном, но сейчас я лично на себе прочувствовала этот тектонический сдвиг.

Ушло время Героев и настало время Людей. Как завещал великий Толкиен. Первой ласточкой была еще Настя Мыскина. Маша и Света – они что-то вроде промежуточного звена эволюции, полу-Герои, полу-Люди. Мария и Светлана Арагорновны. Потом была Ивановна. Вспыхнувшие в тот же период Динара и Елена, может быть, еще дождутся своего часа. А еще Верунчик, но в другой раз. Но в последние два сезона совсем покатило. Как верно подметила Жанна, Лина, Франчи и Сэм – у всех по два финала ТБШ, а теперь вот и по одному титулу. К Ролан Гарросу, который всегда был прибежищем демократии, присоединился Уимблдон – Петра тоже Арагорновна, не из чистокровных Героев. А теперь и ЮС Опен. И Сэм стала первой из породы Людей, кому удалось обыграть в финале саму Серену Уильямс. Серена в карьере проиграла только три финала ТБШ, два сестре, один Маше, и вот теперь маленькому человеку Саманте. Напрашивается вопрос – кто следующий?

А это интересный вопрос, потому что постановка целей и мотивы в новой эпохе сильно отличаются. Герои они велики и прекрасны, но довольно схематичны, потому что служат какой-то большой идее, и весьма предсказуемы, в своей побеждательной способности. Если у них и есть слабые места, то размером с ахиллесову пяту, попасть в которую можно только если твою стрелу направляет рука Бога. А Люди они совсем из другого теста. У них может не быть великолепной подачи, мощных ударов или бэкхенд может быть слабоват, или голова не всегда на месте, или они слишком долго восстанавливают контроль над ударами, но они тоже имеют право на свое личное человеческое счастье. И они сами созрели, чтобы так считать. Они не считают себя равными, не пытаются откусить свой типа законный кусок пирога, не думают о высоких материях, просто смиренно работают и оказываются готовы, когда в их жизни наступает момент истины, потому что им нечего терять. Может быть, Вике, которая провалила первый сет, и Каролине, которая провалила весь матч, стоит пересмотреть свои ценности и перестать ориентироваться на этику Героев, а начать ориентироваться на Людей, таких как Саманта, которая понимала, что ей надо не показать свой лучший теннис – нет, этого мало – а сыграть матч всей своей жизни, чтоб осуществить свою мечту.

Время Людей пришло, я вам точно говорю, раз уж сам Бог, отец всех Героев Роджер Федерер спустился на землю.