7 мин.

Дементьева и ее вторые номера

Дементьева стала настоящей проверкой на прочность (это так в ее стиле) для наших претенденток на №1. Вера не прошла проверку, Каролина прошла, и это, мне кажется, вполне закономерный итог, учитывая, что при всех прочих равных Дементьева хуже себя чувствует с теннисистками, умеющими играть вторым номером.

Я давно за это темой, Дементьева и вторые номера, наблюдаю, она очень интересная. Вот, например, взять мою любимую Иванович. Она умеет играть и первым номером, и вторым, очень естественным движением переходит от обороны к атаке и наоборот тоже не самый плохой вариант, это выглядит красиво и масштабно, как широко раскачивающийся маятник, который добирается до самых крайних своих полюсов. Проблема в том, что Ивановна играет так только когда «вспоминает» свою игру. У нее дело не в форме, хотя она, конечно, тоже имеет значение, а именно в этом воспоминании. А когда она забывает, ее игра становится более схематичной, механистичной что ли, и тогда она как тот пионер по заданию партии просто старается сильнее забить. Этим и объясняется ее неудобоваримая личка с Дементьевой. Впрочем, я не буду брать результаты 2006 года, потому что тогда Ивановне, наверное, и мастерства банально не хватало, а Дементьева была уже сложившийся игрок. А вот в 2008-м в Дубае и Берлине все было именно так. Иванович не могла поймать этот свой ритм маятника, вспомнить свою игру, правда, на эти турниры у нее как раз приходились небольшие спады после финала в Австралии и победы в Индиан-Уэллсе, хотя в целом она играла хорошо. Она не могла понять, как играть с Дементьевой. Вроде бы у нее такой форхенд, да и вообще она мощнее же Дементьевой, и это вроде позволяет ей играть с ней первым номером, что она и пыталась делать. Но в таком скоростном режиме долбить (ибо не до фантазий) первым номером весь матч Ивановна не готова. И только в этом году она наконец сподобилась – в Риме, ну и грунт, конечно, немного помог.

По статистике личных встреч с Дементьевой у Динары вообще можно писать биографию. Даже до своего лучшего 2008 года Динара выиграла у Дементьевой две встречи из четырех, половину, правда обе на грунте. А собственно в 2008-м выиграла три встречи подряд – две на грунте и одну на траве. Потому что в тот период полностью реализовывала все свои игровые возможности и главное свой большой потенциал серого кардинала. Я уверена, что Динара смогла бы выиграть и в финале Олимпиады на харде, если бы не то чертово расписание парных матчей. А на итоговом у нее уже бензин кончился. А вот поражения в Сиднее два года подряд, 2009 и 2010, уже симптоматичны, это уже следствие внедренной новой политики партии – Динара перестала быть серым кардиналом и изображала из себя богиню войны, которой она в глубине души не является.

Образцом для подражания для всех вторых номеров является Янкович, которая играет (играла) с Дементьевой лучше всех. С того памятного ЮС Опен-2006, когда мы узнали новую Янкович, включая тот четвертьфинал, Лена из семи матчей у Янкович выиграла только один, в том самом Берлине в 2008-м. Янкович вообще удивительный серый кардинал, мне ее в этом качестве и главное в хорошем качестве в туре очень не хватает. Я только у нее видела такое – та сторона шарашит мама не горюй, а все равно полное ощущение, что как-то исподволь, но игру ведет все-таки Янкович. Здорово она умеет использовать силу удара. А еще меня очень цепляет ее цепкая оборона. Вот она стоит посреди корта уже на прямых ногах с разинутым ртом, ситуация безнадежна, но она находит пути к спасению. Каждым новым ударом она облегчает положение себе и усложняет положение соперницы. Она не делает какой-то спасительный рывок, один какой-то удар, который резко изменил бы соотношение сил, сразу позволил бы перехватить инициативу, она делает это постепенно. Это прям как в замедленной съемке – человек упавший в глубокую яму сначала находит выступ, чтобы опереться, потом хватается за какой-то стебелек, потом подтягивается на руках и кладет туловище на землю, потом поднимает колено, опирается на край и так далее. Когда она выбирается из ямы, она не идет в атаку, с нее достаточно того, что восстановлен статус кво, но это все равно круто.

А Вера вот так выбираться из ям не умеет. По-моему, она вообще не умеет играть вторым номером. Может, я неадекватно оцениваю ситуацию, но вы меня тогда поправьте. Вера всегда играет только первым номером, это вроде бы похвально, за это принято хвалить, но в отсутствие первозданной мощи в этом, мне кажется, заключается ее негибкость и главная уязвимость, которая ограничивает ее возможности для роста. Она не ждет удобного момента для контратаки, хотя бы иногда, как это делает каждый порядочный второй, она пытается сама создавать момент, пытается сама выиграть. Но тут есть свои сложности. Собственно редко какая теннисистка, играющая первым номером в принципе удостаивается звания умной. Вере удалось, но у нее свой недостаток. Она строит свои комбинации от себя и по принципу чем неожиданней, тем лучше, поэтому у нее часто в ходу противоходы и обратные кроссы. Ей часто удается сбивать соперниц с толку, особенно если на высокой скорости все это происходит. Но эти комбинации они как бы не от соперницы происходят, а от самой Веры, поэтому иногда бывают неэффективны, приводят к тактическим ошибкам, потому что не учитывают потребностей именно текущего момента, и тогда Вера проигрывает очко и стучит себя по голове ракеткой со словами типа «ну как же я могла сморозить такую глупость, надо было бить туда». Вера не очень хорошо умеет соперниц вынуждать делать ошибки. Если очень надо, она может потерпеть и сама не ошибаться, но это другое. Вынуждать – это второй номер, самому стараться не ошибаться – это как бы недопервый, потому что осмысленно снижается мощь атак. В этом смысле показателен ее матч против Канепи на ЮС Опен, ужасно скучный и однообразный, хотя там надо сделать скидку на ветер. Вера не провоцировала Канепи на ошибки, возможно из-за ветра, хотя так она могла закончить матч быстрей, она просто возвращала мяч, старалась не ошибаться сама. И выиграла, потому что это Канепи. А в Токио проиграла, потому что это Дементьева. Бывают такие соперницы, и их много, с которыми играть первым номером откровенно неудобно, потому что как первый номер они смотрятся лучше чем ты, как, например, Дементьева. Она мощнее и быстрее, Вера разнообразнее, но чтоб проявить свой козырь Вере надо быть в суперформе, чтоб не отставать по скорости и плотности ударов и на них наложить эти свои комбинации. А суперформа уже прошла. Так что делать трагедию из поражения Веры Лене в такой, казалось бы, важный исторический момент, мне не хочется – смысл возмущаться, что человек не прыгнул выше своей головы. А тут надо было именно выше головы. И дело не в пресловутой психологической неустойчивости Звонаревой, это поражение на самом деле было делом техники. И статистика личных встреч в целом отражает общее состояние вопроса – теперь уже 5-2.

А вот у Каролины мне кажется очень хорошие перспективы в отношениях с Дементьевой. Уже в прошлом году ей удалось оторвать два матча, и в этом году она выиграла второй подряд, и теперь даже повела 4-3 в личных встречах. Я вот честно почти не сомневалась, что Каро сегодня выиграет. Даже при том, что она у нас девушка не особо разнообразная, по сути стала звездой на трех блатных аккордах, но именно как второй номер она почти выдающийся игрок. А первый сет – это так, пристрелка. И самое главное – в психологической стойкости она как минимум не уступает Дементьевой, а может и превосходит ее, так что вопрос третьего сета был решенным.

Иной раз послушаешь людей, так ощущение, что кругом культ личности, то есть игры первым номером. Вообще, это круто – да, самому выигрывать очки. Но это не всегда залог успеха. Это залог успеха для единиц, а для остальных эта медаль часто и другой стороной оборачивается. Мораль сей басни в том, что если у теннисистки нет таких ударов как у сестер, Шараповой, Азаренко, то ей необходимо учиться играть вторым номером, даже если она в основном предпочитает первым, это должно быть как запасной вариант. Никого, конечно, не обяжешь, да и сложно наверное этому обучить, но смысл в том, что теннисистка, которая умеет играть и первым, и вторым номером всегда в большей безопасности и имеет лучшие перспективы. Аминь.