5 мин.

Четыре комнаты. Монреаль

Некоторые говорят, что судить о психологических особенностях теннисистов по выдержкам из пресс-конференций невозможно. Да можно.

Особенно, если это девушки. И особенно, если заставить их высказаться по одному и тому же поводу, а потом сравнить. Четыре полуфиналистки Монреаля прокомментировали свой вынужденный простой специально, чтоб мы втыкнули.

Виктория Азаренко

Вика оказалась самой предсказуемой – она сказала именно то, что в такой ситуации прежде всего и ожидаешь услышать. Собственно предсказуемость часто и на корте ей вменяют в вину. Сказала по принципу «ни больше, ни меньше», а значит любит коротко и по делу, но это единственный положительный момент, который мне удалось извлечь. А еще она нытик – «мне очень тяжело», «это самое тяжелое». Еще можно сделать вывод, что она любит определенность во всем. Это само по себе неплохо, главное, чтобы отсутствие определенности, а такое часто в жизни бывает, не портило человеку настроение. А ей, судя по всему, портит – «тяжело ждать, потому, что мы не знаем точного времени», «это самое тяжелое – не знать точного времени начала матчей». Пожалуй, можно предположить, что самое тяжелое для Виктории в матчах с участием Виктории начинается тогда, когда кончается определенность. И в целом фон высказывания, согласитесь, далеко не позитивный. Казалось бы, это вполне естественно в такой ситуации, но нет – и у нас есть с чем сравнивать.

Светлана Кузнецова

Светлану в отличие от Вики беспокоило не отсутствие определенности, а необходимость постоянно переключаться из одного режима в другой, противоположный, из «работать» в «не работать», из защиты в нападение – «все время включаешься и выключаешься». Но то, что для Виктории было «очень тяжело», для Светы оказалось просто «неприятно» («недовольны»). Согласитесь, большая разница. И она становится еще заметней после слов – «единственный способ пережить это – смотреть на все позитивно. Хорошо, что не надо играть на следующей неделе. Это хорошо». «Позитивный» и два раза «хорошо». Это хорошо) А начала Света свое выступление вообще с ног сбивающей фразой – «это был лучший день в моей жизни». Вот, товарищи, у кого надо учиться поднимать себе настроение. Все эти «хорошие» слова, конечно, сильно бросаются в глаза и выдают себя как элементы аутотренинга (может быть неосознанного), а значит есть над чем работать, но всяко лучше так, чем как Азаренко.

Обнаружилась также недюжинная вариативность мышления. А вот «если бы» турнир не затянулся… А вот «если бы» он проходил в Москве… А дальше у Светы включился внутренний сказочник) Фантазии у нее, конечно, хоть отбавляй, но это, в отличие от вариативности, уже не такое хорошее качество для корта – есть представление о том, как должно быть, но как это сделать без волшебной палочки представления нету. «Сделали бы так, что туч бы вообще не было» – ну а чо. «Есть даже специальные самолеты, чтобы разгонять облака» – ага, специальные самолеты, а под Рязанью завод по производству специальных самолетов по специальным чертежам. «Поэтому в Москве никогда не бывает дождей» – а я то думаю, что я все время мокну. Короче, бедные журики там офигели, наверное, от Светиных сказок. Ну те, у кого нет ЧЮ. У них и так у многих до сих пор представление о России, как о стране с гуляющими по центру столицы белыми медведями, а тут еще специальные самолеты, никогда нету дождей. Круто. Совершенно точно, что Света человек, с которым не соскучишься) Особенно на корте.

Вот эти слова меня еще зацепили – «лучший», «кто больше», «страсть как хотелось победить», «все-таки выиграла». А вам они о чем говорят?)

Вера Звонарева

А Вере Звонаревой еще тяжелее, чем Виктории – «очень тяжело», «ты даже не знаешь, что произойдет потом», «ты ждешь, а потом ничего не происходит». Ей было так тяжело, что ее просто вырубило – «весь день проспала», «я всего час назад проснулась», «я отсыпалась за все эти дни». Ей настолько тяжело, что свое состояние она умудрилась спроецировать даже на зрителей – «вот болельщикам тяжело», «они ждут», «мы можем только представлять, как они расстроены». Я до этих слов, честно говоря, даже не представляла как расстроены болельщики, потому что ни разу не подумала о них. Но во всей этой тираде про несчастных болельщиков, в самом факте того, что она вспомнила про них, меня поразила в самое сердце одна вещь. Мне открылось в Вере хорошее человеческое качество – сострадательность, способность поставить чужие интересы выше своих. Это по-человечески шедеврально – «мы каждую неделю играем турниры. Мы уже привыкли, это наша работа. Мы должны ждать. А болельщикам очень трудно». Я не знаю, как это качество может ей помочь на корте, но я искренне и по-доброму завидую ее близким и друзьям.

Каролин Возняцки

Каролина оценивает ситуацию глазом не участника, а стороннего наблюдателя. Она не говорит «мне тяжело» или как-то иначе, не выдает в эфир свое отношение, не выдает свою вовлеченность, она просто констатирует факты – «нам говорят, что вот уже сушат корт, все почти готово, так что мы идем разминаться, а потом снова начинается дождь. Погода к нам не очень благосклонна». Хорошее это качество для корта, когда человек может посмотреть на ситуацию со стороны, непредвзято, без эмоций.

Она человек, у которого каждый шаг подчинен цели достижения цели. Она не убивала время, не развлекалась, не восстанавливалась, она готовилась – «посмотрела фильм, расслабилась», «поговорила с друзьями, отдохнула», «почти ничего не делала», «сохраняла энергию», «готовилась к завтрашнему дню».

Каролина заточена под то, чтобы решать проблемы. В сложившейся ситуации она предложила два варианта решения проблемы, проявив попутно хорошее чувство юмора – «а организаторы могут разделить очки и деньги? Может, нам сыграть в покер или что-то такое (смеется)? Мы можем разыграть деньги на турнире по покеру».

У нее тоже много позитива, настолько много, что не буду перечислять, но есть принципиальное отличие от Кузнецовой – не похоже на аутотренинг. Среди обилия благолепия я встретила фразу «нам было немного скучно». Только человек, который не стремится доказывать себе и окружающим, что у него все хорошо, может позволить себе признаться, что ему было скучно, и даже сказать это вслух. А если он не стремится доказывать, что хорошо, значит у него действительно все хорошо. Ну и, конечно, в глаза бросается отсутствие всяких маркеров типа превосходных степеней вроде «самый лучший день в моей жизни».

И пофантазировать она тоже не прочь, но в меру и с полным осознанием того, что это просто фантазия – «погода. С ней ничего нельзя поделать. Разве что в рекламе, где Возняк бьет мячом в тучи, и внезапно появляется солнце». Короче, такая правильная, что сил у меня сопротивляться ей просто нету)