6 мин.

Друг познается в ВАДЕ. Реакция мира на дисквалификацию Марии Шараповой

Оригинал материала

 

Нельзя сказать, что эмоции после оглашения вердикта независимого трибунала по делу Марии Шараповой за те два дня, что прошли с этого момента, как-то приутихли. Напротив, всплывают все новые и новые факты, которые заставляют многих недоуменно разводить руками, поскольку с каждой новой порцией информации ситуация выглядит все более и более запутанной. А может правильнее даже употребить слово "глупой", ведь вопиющих ошибок в действиях российской теннисистки и ее команды, кажется, было даже слишком много. Но, давайте все же не впадать в крайности, материалов, в которых на Марию обрушивались с сокрушительной критикой, было предостаточно. Попробуем сохранить нейтральный тон.

 

Итак, Марию Шарапову дисквалифицировали на 2 года. Естественно, на фоне оптимизма, который излучала и сама теннисистка, и многие эксперты, говорившие чуть ли не об условном наказании для Маши, эта цифра кажется непомерно жестокой. С другой стороны, максимальный срок наказания мог быть и 4 года, и именно на такой мере настаивали, вроде как, представители ITF на трибунале. Шарапова заявляет, что злого умысла в ее действиях не увидели, а потому наказание лично она считает излишне жестоким и намерена его оспаривать. Давайте подумаем, есть ли у аппеляции какие-то перспективы.

 

Ясно, что обжалование решения подаваться будет обязательно. Спортивный арбитражный суд, естественное, дело рассмотрит, причем, есть основания полагать, что затягивать с этим никто не будет, в Лозанне действуют, обычно, довольно оперативно, особенно в таких громких делах. Поговаривают, что аппеляцию рассмотрят через недельку-вторую после получения всех необходимых материалов. Но чем же будет аргументировать свою позицию Шарапова?

 

Имеем факт применения мельдония после того, как он попал в список запрещенных веществ. Шарапова призналась в том, что только в Мельбурне она употребляла милдронат утром перед каждым своим матчем. Это нарушение? Естественно, ведь запрещенным препарат официально стал с 1 января 2016-го года, а Мария принимала его и в 20-х числах месяца. Предупреждение от ВАДА было? Конечно. Может ли стать аргументом россиянки тот факт, что ее агент Макс Айзенбад по личным причинам (а именно из-за развода) не поехал в отпуск, где он по привычке занимался рассмотрением бумаг от ITF? Нет, конечно же.

 

Так на что же, кроме жалости, может давить Мария? На отсутствие злого умысла? На желание сотрудничать со следствием и чистосердечное признание? Знаете, все это работало бы в том случае, если бы Шараповой "впаяли" максимальный срок - 4 года. А так двухлетняя дисквалификация выглядит в данном случае жесткой, но вполне оправданной мерой. И, похоже, существенно сократить ее срок вряд ли получится. Мой самый оптимистичный прогноз - 18 месяцев вместо 2 лет. И то, если начнут принимать во внимание заслуги спортсменки, а не сухие факты.

 

Единственной ниточкой для Шараповой является запутанность ситуации с самим запретом мельдония. Именно этим аргументом сейчас оперируют те же спонсоры Марии, которые, вопреки скандалу, продолжили с ней сотрудничество. Так, директор компании HEAD Йохан Элиаш заявяет, что запрет мельдония был навязан ВАДА, причем решение по этому поводу принималось не на основании клинических исследований, а исходя из количества спортсменов, которые употребляют препарат.

 

Но, ведь арбитражный суд будет рассматривать аппеляцию по делу Шараповой. Оценивать будут соответствие наказания нарушению. А вот вопрос о целесообразности внесения милдроната в список запрещенных, подниматься, похоже не будет. Так что ниточка, похоже, оборвется очень быстро.

 

Итак, решение принято и шансов на то, что срок дисквалификации Шараповой существенно сократиться, на самом деле, не так уж и много, как бы это ни было обидно для поклонников Марии. Давайте попробуем оценить реакцию теннисного мира на такой поворот событий. Начнем со спонсоров, раз уж несколькими абзацами выше речь о них заходила. HEAD от своего контракта не отказывается и всеми силами поддерживает Марию, опираясь на нецелесообразность запрета мельдония и отсутствия доказательств того, что Шарапова принимала его для улучшения спортивных результатов.

 

Похожую стратегию поведения выбрал и бренд Evian, который, правда, опирается  на другой факт, говорящий в пользу россиянки. Производитель минеральной воды подчеркивает, что трибунал не увидел в действиях Марии злого умысла, а значит, ни о каком разрыве отношений с теннисисткой не может идти и речи.

 

Компания Nike готова возобновить сотрудничество с Марией, которое было прервано сразу послетой злочастной пресс-конференции в марте текущего года. Производитель спортивной одежды отталкивается от того же факта - преднамеренно Шарапова ничего не нарушала, а значит ждем момента, когда она вернется на корт и продолжим совместную работу.

alt

 

Паузу взяла компания Porsche, которая тоже еще в марте приостановила сотрудничество с Шараповой и отменила все запланированные мероприятия с ее участием, продолжила паузу. Окончательное решение автомобильный гигант примет после того, как дело рассмотрит спортивный арбитражный суд.

 

Ну и еще парочка спонсоров не стала в открытую заявлять о прекращении сотрудничества с Шараповой, но и о совместной работе речи не завела. Tag Heuer просто не продлил закончившийся недавно контракт с россиянкой, но при этом не стал загадывать на будущее и не исключил такой возможности в дальнейшем. Ну а Avon не станет продлевать договор, срок действия которого вот-вот истечет. Естественно, косметическая компания уверяет, что допинговый скандал тут не при чем.

 

В Forbes уже успели подсчитать, что потери Марии Шараповой за 2 года дисквалификации составят порядка 50 миллионов долларов. Цифра, естественно, очень приблизительная, но от этого не менее впечатляющая. Тут, правда, учитываются не только спонсорские начисления, но и недополученные призовые, объективно оценить которые, тем более на 2 года вперед, просто нереально.

 

Наверное, спонсоры - это дело наживное, тем более, что развивать собственный бизнес, приносящий, судя по всему, неплохую прибыль, Шараповой никто не запретит. Сейчас вот на него сколько времени появилось, так что бедствовать Мария точно не будет. Куда сложнее с авторитетом и отношениями в теннисном мире. А тут не все так однозначно. Таблоиды во всю трубят о том, что Всеанглийский клуб лаун-тенниса и крокета, в котором, собственно, проходит Уимблдон, готов вот-вот исключить Машу из своих рядов. Каких-то серьезных потерь у Шараповой, кроме почета, не случится, но все равно обидно.

 

Из действующих теннисистов по поводу дисквалификации Шараповой высказались, пока что, не многие. Ожидаемо никто не стал кричать о вопиющей несправедливости, высказывания, скорее носили сдержанный характер. Максимум отсутствие Марии на корте называли большой потерей для тенниса и его поклонников. В таком ключе высказались, например, Каролин Возняцки и Анастасия Мыскина. Последняя, правда, к числу "действующих" уже не относится...

 

Достаточно строгим, но ничуть не обвинительным, получилось высказывание Роджера Федерера, который сказал о том, что Шарапова, конечно, как и любая спортсменка, имеет право на аппеляцию, но вообще он за нулевую терпимость к допингу. Мол не важно, знала россиянка о запрете мельдония, или нет, спортсмен должен быть на сто процентов уверен в том, что именно он принимает. И еще интересная мысль от Роджера - допинг пробы нужно хранить лет 10-20, для того, чтобы в любой момент их перепроверить и спортсмены боялись нарушать правила, дабы не потерять завоеванные ранее титулы, награды и призовые.

 

Никто, естественно, не сказал и о том, что Шараповой будет легко вернуться в тур. Крис Эверт, например, вообще выразила большие сомнения в том, что Мария после окончания срока дисквалификации выйдет на корт. Мол с каждым годом нагрузки на организм в профессиональном спорте лишь возрастают, а потому в солидном возрасте, да еще и после такого продолжительного простоя, Шарапова уже вряд ли возобновит карьеру.

 

Нет ожидаемого единогласия и в стане российской спортивной общественности. К высказываниям того же Евгения Кафельникова по этому поводу мы в принципе привыкли. На этот раз он, кстати, оказался на удивление сдержанным в своих суждениях - с решением трибунала мы должны смириться, там ведь сидят не глупые люди и у них были основания для такого вердикта.

 

Шамиль Тарпищев вроде как советует Шараповой обязательно подавать аппеляцию. На этом же настаивает и Анна Чакветадзе, которая считает, что команде Марии вполне по силам добиться сокращения срока наказания. Ну что же, поживем-увидим. Может оптимизм и не окажется беспочвенным?

 

Обсудить новость всегда можно в нашей группе Вконтакте.