7 мин.

Уникальный холм примет чемпионат Европы по велоспорту

Нидерланды не зря считают одной из самых велосипедных стран мира. И хотя действительно больших гонок здесь проводится не так много, по вовлеченности в велокультуру голландцы готовы дать фору всем. Сухая статистика утверждает, что более трети жителей страны ежедневно пользуется своим двухколесным другом в течение дня, предпочитая передвигаться по городу именно на нем. И этот показатель практически равен тем, кто обычно отдает предпочтение личному автомобилю. Притом в некоторых крупных городах процент велолюбителей еще выше: в Амстердаме он стремится к отметке в 40%, а где-то и вовсе доходит почти до 50%. Найдете еще хотя бы тройку стран в мире с подобными показателями?

И дело здесь не только в том, что голландцам проще сесть на велосипед и доехать пару километров до работы – это, в целом, их образ жизни. В Нидерландах разработана целая крупная сеть дорог, которая максимально популяризирует велотуризм и позволяет без проблем добраться до самых отдаленных уголков страны на своем двухколесном друге. Эта традиция берет свое начало еще с конца XIX века, когда здесь впервые начали строить специальные велодорожки. А уже к 1911 году было официально признано, что велосипедов в Голландии на душу населения стало больше, чем в любой другой стране Европы. И за минувшую сотню лет эта связь только стала только еще крепче.

Вело Голландия

Регион Дренте, который получил право принять чемпионат Европы по велоспорту в 2023 году, всегда считался одним из любимых местными жителями для велопрогулок. Многие его знают по местечку Ассен, знаменитому благодаря гоночному треку, где уже более семидесяти лет организуются заезды королевского класса мотогонок. И именно там будет дан старт мужской групповой гонки, которая пройдет через местный национальный парк, а затем свернет в юго-западном направлении, чтобы определить победителя на финальных кругах c многократным прохождением Коль-дю-Вам.

По названию вы, наверное, сразу догадались, что это должно быть название какой-то горы, поскольку похожим образом именуют подъемы на различных французских гонках. Сразу всплывают в памяти Коль-дю-Турмале или Коль-дю-Галибье. Но надо признать, что голландские горы – это совсем не то, что мы привыкли видеть на Тур де Франс. В абсолютно плоской стране любая возвышенность, где набор высоты превышает десять метров, уже считается горой, особенно если подъем достаточно крут, и имеет градиенты хотя бы 5-6%.

Как мы знаем, основные холмы в Нидерландах сосредоточены на юго-востоке ближе к границе с Бельгией и Арденнам, где традиционно проходит Амстел Голд Рейс. Провинция Дренте же, наоборот, пологая донельзя, где самая высокая естественная точка не превышает 32 метров. Поэтому не должен удивлять тот факт, что первые 110 километров маршрута до выхода на финальные круги гонки будут исключительно равнинными. Правда, не сказать, что дальше станет резко круче. 13-километровый круг, который гонщики преодолеют шесть раз, также преимущественно плоский, за одним исключением – в самом конце спортсменов ждет испытание Коль-дю-Вам.

Евро ВАМ

Так что же это за мифическая гора посреди полей и равнин? Страдавшие от отсутствия неровностей жители Дренте долго искали выход, где бы им найти интересную возвышенность. И тут их взор упал на старую свалку, которая своими грудами мусора возвышалась над всей территорией провинции. «Так вот же она, наша гора!» - подумали они. После консультаций со специалистами по утилизации отходов был разработан план по превращению этого зловонной кучи мусора в парк с настоящей велосипедной трассой с серьезными подъемами и длинными спусками. Было разработано несколько вариантов восхождения на нее, в том числе и с брусчатой секцией, почти как на Париж-Рубе. И буквально в миг старая свалка превратилась в культовое велосипедное месте в Дренте. Коль-дю-Вам была открыта в 2018 году, а спустя всего пять лет она примет финал чемпионата Европы по велоспорту.

Название VAM – это сокращение от Vuil Afvoer Maatschappij, бывшей компании по вывозу мусора, которая располагалась неподалеку. Именно вершина подъема и станет местом финиша гонки чемпионата Европы. Откровенно говоря, все профили, которые предлагали различные велосайты, не давали четкого понимания, как именно будет обустроена финишная зона. Но исходя из опыта проведения других гонок, видится классический вариант с  фактически двойным восхождением на Коль-дю-Вам, которое начнется чуть менее чем за полтора километра до финиша.

Коль-дю-Вам

Стартует оно относительно плавно, но довольно быстро дорога наберет двузначный градиент, после чего идет выполаживание и еще одна тяжелая рампа с булыжной секцией на вершине. Фактически это будет финиш первого восхождения на Коль-дю-Вам. За ним последует короткий спуск и еще один тяжелый участок длиною около двухсот метров, где в моменте кто-то даже намерил экстремальный градиент около 30%. После этого гонщики вновь окажутся не вершине холма, где и будет расположен финишный створ.

Финальные круги являются точной копией престижной женской гонки Ронде фон Дренте, однако, с одним важным отличием. После двойного восхождения на Коль-дю-Вам девушки спускаются с горы и, спустя десяток километров, финишируют в городе. Поэтому развязка там практически всегда является спринтерской, и вполне логично, что действующей чемпионкой гонки в Дренте является голландка Лорена Вибес. Финиш в гору на чемпионате Европы дает неплохие шансы также мастерам-классикам, поэтому среди фаворитов значатся звездные имена из разных специализаций велоспорта. Многие уверены, что многие спринтеры не справятся с искусственным холмом Коль-дю-Вам.

Главные фавориты: Воут ван Арт (Бельгия), Кристоф Лапорт (Франция), Мадс Педерсен (Дания), Арно де Ли (Бельгия), Филиппо Ганна (Италия)

Прочие фавориты: Иван Гарсия Кортина (Испания), Олав Кой (Нидерланды), Арно Демар (Франция), Михал Квятковски (Польша), Итан Вернон (Великобритания), Миккель Бьерг (Дания), Томс Скуиньш (Латвия), Макс Вальшайд (Германия), Флориан Вермерш (Бельгия), Маттео Трентин (Италия)

ван Арт - один из фаворитов

Как видим, в мужской гонке хозяева не значатся в числе основных претендентов на победу, хотя и имеют в составе гонщиков, которые потенциально могут побороться за призовые места: Олава Коя, Иде Шеллинга и ветерана Бауке Моллему. Зато у женщин в борьбе за майку чемпионки Европы все ждут классического противостояния Нидерландов и Бельгии: мировые звезды Лорена Вибес и Деми Воллеринг против Лотте Копеки. Если бы финиш был плоским, как на Ронде фон Дренте, сильнейший спринтер современности Вибес считалась бы очевидным фаворитом, но на Коль-дю-Вам есть разные варианты. Отметим, что у девушек дистанция значительно меньше, а финальные круги они будут проходить только пять раз.

На старте гонки будет и россиянка Тамара Дронова-Балаболина, которая выступит на чемпионате Европы под нейтральным флагом. Потенциально профиль трассы ей вполне подходит, и некоторые предполагают, что Тамара вполне способна попасть в Дренте в десятку сильнейших, хотя более пологий финишный участок ей был бы комфортнее, как и Вибес. UPD. В итоге, россиянка на старт не вышла, хотя фигурировала в предварительных протоколах.

Главные фавориты: Лотте Копеки (Бельгия), Лорена Вибес (Нидерланды), Деми Воллеринг (Нидерланды), Лиане Липперт (Германия), Сесилие Уттруп Людвиг (Дания)

Прочие фавориты: Катаржина Невядома (Польша), Марлен Ройссер (Швейцария), Элиз Чабби (Швейцария) Риянне Маркус (Нидерланды), Сильвия Персико (Италия), Элиза Бальзамо (Италия), Жюльетт Лабу (Франция), Одри Кордон-Раго (Франция), Пфайффер Джорджи (Великобритания), Эмма Норсгорд (Дания)

Мужская гонка чемпионата Европы будет показана в полном объеме в эфире телеканала Eurosport 1, трансляция запланирована на 24 сентября (воскресенье) с 13:15 до 18:15 мск. Девушки выходят на старт уже в эти минуты, когда мы публикуем материал, но ключевые события ожидаются там ближе к пяти вечера. Посмотрим, чем же закончится битва Бельгии и Нидерландов в Дренте. Некоторые эксперты предрекают бельгийцам сразу два золота. Что ж, посмотрим, кто получит право носить майки чемпионов Европы на ближайший год.

От автора: Велоспортивный сезон постепенно подходит к концу, до его завершения остается всего несколько недель. На наш блог за этот год подписались 118 человек, успеем добраться до 120? ;)

Коль-дю-Вам

Photo: climbfinder.com, nrc.nl, citynavigator.nl, hbvl.be, campingdeberken.nl, komoot.de