14 мин.

Загадки Аренбергского леса. Превью гонки Париж - Рубе

Аренбергский лес: название, история и проблемы легендарного «паве»

В воскресенье нас ждет грандиозный финал гонок, входящих в так называемую булыжную классику. Но если на туре Фландрии главную проблему для гонщиков составляли брусчатые холмы-«хеллингены» во главе с Ауде Кваремонтом, на котором и совершил свой решающий побег Тадей Погачар, то на Париж – Рубе сложность представляют протяженные равнинные булыжные секции – «паве», которые словно бы вытрясают всю душу из тебя во время проезда по ним.

Пожалуй, самой знаменитой из них, является участок, который для русскоязычных поклонников велоспорта известен как Аренбергский лес. Эта брусчатая дорога действительно с первых метров въезжает в лесной массив, и практически полностью проходит в тени крон раскидистых деревьев. Она традиционно располагается ближе к середине маршрута и принято считать, что именно с этого момента начинаются все ключевые события гонки. Выиграть Париж – Рубе в Аренбергском лесу нельзя, но потерять всё – очень легко. Дело в том, что поначалу дорога идет под спуск, и гонщики развивают сумасшедшие скорости, которые практически всегда приводят к падениям. Многочисленные аварии велосипедистов вызывают пробки, в результате которых теряется огромное количество времени, отыграть которое не всегда возможно. Именно поэтому, при подъезде к данной секции практически все стремятся оказаться в голове группы, иначе уже здесь за сотню километров до финиша можно будет признать поражение в гонке.

Аренбергский лес

Если вы спросите французов про Аренбергский лес, то они скорее всего вас поймут, хотя обычно не используют этот термин применительно к Париж – Рубе. Сама дорога официально называется «Аллея пуль Эрин», а в гонке этот участок именуется «траншея Аренберга». Это отсылка ко временам Первой мировой войны, когда по всей северной Франции солдаты рыли огромное количество окопов, в том числе и в здешних местах, где проходит легендарная гонка. Хотя сама эта булыжная дорога появилась еще в конце XVIII века во времена Наполеона Бонапарта.

Факт того, что дороге уже более двухсот лет, говорит не только о ее богатой истории, но и о множестве сопутствующих проблем. Состояние дорожного покрытия в Аренбергском лесу считается худшим из всех мощеных дорог, входящих в маршрут Париж – Рубе. Некачественная огранка камней тех времен привела к тому, что они имеют рифленую поверхность, сами булыжники лежат неравномерно, и между ними есть солидные выбоины – колесо, попадая туда, может попросту выбить руль из рук гонщика.

Булыга в лесу

В 2012 году организаторы гонки даже всерьез задумались о том, чтобы исключить легендарный сектор из маршрута гонки. Особенно их беспокоил тот факт, что в этих выемках между камнями постоянно прорастает густая трава, избавиться от которой, несмотря на все усилия, крайне тяжело. Это не является проблемой в хорошую погоду при свете солнца, но в дождь мокрая трава вдвое усложняет прохождение данного участка дороги. А ведь многие фанаты велоспорта каждый год ждут, что во Франции в день гонки будут неблагоприятные условия, которые превратят Париж – Рубе в настоящую героическую гонку на выживание, оправдывая ее название «Северный ад». К их разочарованию, такого не было уже почти двадцать лет, пока в 2021 году в силу пандемии гонку вынужденно не перенесли на октябрь. Осенняя версия прошла под дождем и стала настоящим испытанием для гонщиков – до финиша добралось чуть больше половины участников.

Борьбу с травой в Аренбергском лесу организаторы вели ежегодно как самостоятельно, так и с привлечением энтузиастов – они ее выжигали, подметали, использовали химию, и даже уничтожали с помощью специального трактора. Но эти способы признавались не слишком удачными, поскольку полное уничтожение травы вело к старой проблеме возникновения выбоин в дороге. Поэтому в этом году были применены инновационные технологии – козы и овцы. Их привозили пастись на этот булыжный сектор, обратившись к местным благотворительным обществам, который и предоставили большое стадо. Пастухи, к слову, с воодушевлением встретили идею, поскольку обычно их овцам и козам выделяли места вдоль загруженных дорог. Главная же проблема Аренбергского леса заключается в том, что здесь круглогодично запрещено движение транспорта, в отличие от других булыжных секторов Париж – Рубе.

Козы о овцы на трассе

Важно вспомнить, что изначальное включения сектора «траншея Аренберга» в маршрут гонки в 1968 году проходило с многочисленными спорами. Широкое асфальтирование мощеных дорог во Франции началось после Второй мировой войны. Это оказало значительное влияние на Париж – Рубе, которая с каждым годом теряла значительные булыжные сектора. К 1965 году дело дошло до того, что их протяженность сократилась всего до 22 километров, и организаторы срочно пытались найти новые мощеные участки.

Французский велогонщик Жан Стаблински, работавший в шахте возле Аренбергского леса, подсказал, что здесь есть подходящая дорога. Директор гонки Жак Годде ее проинспектировал, но остался недоволен ее состоянием, опасаясь за здоровье спортсменов. Тем не менее, после долгих сомнений, этот сектор все же включили в маршрут Париж – Рубе. В 1968 году данный булыжный участок прошли успешно, и поэтому его решили оставить и в последующих версиях гонки. Хотя несколько раз из-за опасного состояния покрытия Аренбергский лес все же исключали из «Северного ада». Последний раз это было в 2005 году – тогда были проведены работы по расширению дороги, хотя и сейчас это является едва ли единственным сектором, где установлены ограждения. Они не только отдаляют болельщиков на безопасное расстояние, но и не позволяют гонщикам выехать на обочину, чтобы обойти булыжную секцию.

Тур де Франс неоднократно финишировал в деревне Аренберг, которая расположена возле знаменитого леса. И эти этапы включали в себя мощеные дороги северной Франции, но при этом ни разу не задействовали легендарную «траншею Аренберга». Видимо, организаторы считают ее прохождение слишком большим риском для главной велогонки страны. И это, в целом справедливо, немало падений и серьезных травм за свою долгую историю видел этот лесной массив.

Аренбергский лес

Париж - Рубе: трасса

Маршрут Париж – Рубе этого года имеет мало отличий от предыдущей версии: 256 километров и 29 булыжных секторов общей протяженностью в 54,5 километров против 257 километров и 30 булыжных секторов общей протяженностью в 54,8 километров в 2022 году.

На традиционную разведку маршрута за неделю до старта организаторы пригласили СМИ, начав ее с завтрака изящным воздушным омлетом в заведении «Chez Francoise» в Труавиле. Выбор места неслучаен, поскольку сразу за углом располагается первый мощеный участок Париж – Рубе. Для гонщиков в воскресенье это будет уже 96-й километр гонки, но все предыдущая часть дистанции пройдет по асфальту, и испытания мощеными дорогами начнутся только в Труавиле (2,2 километра брусчатки). Соответственно, из оставшихся отсюда 150 километров маршрута, треть будет преодолена по булыге – можно сказать, что сразу за кафе спортсмены повернут на настоящий «Северный ад».

Кафе в Труавиле

Из необычных деталей маршрута стоит отметить включения сектора Аспре-а-Тиан (1,7 километра брусчатки), который не входил в Париж – Рубе с 2004 года. Говорят, что недавно там были проведены серьезные ремонтные работы, которые позволили спустя долгое время вернуть его в гонку. Организаторы рассчитывают, что Аспре-а-Тиан внесет некоторый элемент неожиданности в ход весенней классики, поскольку его профиль несколько необычен – сначала гонщики едут в небольшую горку, потом идут под спуск, и на скорости вновь забираются чуть вверх. Добавляет статуса этому сектору тот факт, что всего через 20 километров после него пелотон въедет в Аренбергский лес.

Все 29 секторов брусчатки имеют рейтинг сложности: от 1 до 5 звезд. Чем больше звезд, тем сложнее считается сам участок, при этом учитывается не только протяженность самой мощеной дороги, но и качество покрытия. Максимальные пять звезд привычно получили лишь три участка «паве», и именно на них традиционно разворачиваются ключевые события гонки.

Как мы уже отмечали, первым таким сектором является траншея Аренгберга (2,3 километра брусчатки), которую преодолевают за 95 километров до финиша. Важно отметить, что к этому моменту гонщики набирают приличную усталость, поскольку у них за спиной остается уже десять булыжных отрезков.

На рубеже последних пятидесяти километров гонщиков ждет второй пятизвездочный сектор Монс-ан-Певель (3 километра брусчатки), где произойдет ключевой отбор, и совершенно точно очертится достаточно небольшой круг претендентов на победу.

Паве Монс-ан-Певель

Финальное же испытание «Северного ада» уже привычно расположено за 17 километров до финиша, хотя в прошлом году еще даже перед Карфур де л’Арбр (2,1 километра брусчатки) голландец Дилан ван Барле бросил небольшую группу оставшихся соперников и уехал к сольной победе на Париж – Рубе.  Если скинуть соперников на Карфур де л’Арбр не удается, то как правило, оставшиеся два-три претендента на победу вместе доезжают до самого конца и определяют чемпиона в спринте на знаменитом велодроме в Рубе.

Кстати, название Париж – Рубе не совсем точно соответствует маршруту. Финиш действительно всегда проходит в Рубе, а вот старт с 1968 года (это как раз та самая гонка, когда впервые в трассу включили Аренбергский лес) проходит в местечке Компьень, что в часе езды на машине от Парижа.

Секторы паве в 2023 году

Париж - Рубе: фавориты

Одна из старейших гонок мира в этом году проведет уже свою 120-ю версию. Но в отличие от других монументальных классик, хозяева отнюдь не являются королями на своей домашней трассе. Большинство побед удалось добыть на начальных порах, когда Париж - Рубе не имела такого международного статуса. Последний же успех французов датируется 1997 годом, когда первым на «Северном аде» финишировал Фредерик Гедон. Уже двадцать пять лет минуло с тех пор, и сейчас хозяева также не числятся в первых рядах фаворитов.

Чемпион прошлого года Дилан ван Барле, установивший тогда абсолютный рекорд средней скорости прохождения (45,792 км/ч) гонки Париж – Рубе, нынешней зимой перешел в команду Jumbo-Visma, которая выиграла большинство весенних классик этого сезона. И поэтому он безусловно остается одним из главных фаворитов нынешнего выпуска «Северного ада».

Дилан ван Барле

Его партнер по команде Воут ван Арт, входивший в число топ-фаворитов предыдущих Монументов, потерпел уже два болезненных поражения от своих принципиальных соперников, но каждый раз бельгийца останавливали восхождения на холмы. Здесь же, на севере Франции, таких подъемов на маршруте не предусмотрено, и это сильно облегчает задачу ван Арту. В прошлом году, он стал вторым на Париж – Рубе, выиграв финишный спринт из малой группы, теперь он всерьез намерен обменять то место на подиуме на победу. Третье поражение на Монументе для отлично готового бельгийца станет, по меньшей мере, большой неудачей.

Но согласен ли с этим его вечный соперник Матье ван дер Пул? Голландец уже обыгрывал ван Арта на чемпионате мира по велокроссу и на Милан – Сан-Ремо. Он же сбросил бельгийца в подъеме на его родном туре Фландрии, который проиграл в итоге невероятному Погачару. «На Ауде Кваремонте я не смог ответить на атаку Тадея. Досадно, но лично для меня это был один из лучших выпусков Тура Фландрии. Несмотря на то, что с последнего восхождения на Патерберг и до финиша выдавал мощность не ниже 400 ватт, я так и не смог даже приблизиться. Когда такое происходит, ты заслуженно становишься вторым, жаловаться не на что», - заметил после гонки Матье. Учитывая прекрасную форму этой весны, ван дер Пул не прочь нанести еще один болезненный укол ван Арту, хотя профиль Париж – Рубе подходит ему гораздо меньше. При этом он уже был в тройке «Северного ада» в 2021 году, но проиграл в финишном спринте.  

В число главных фаворитов эксперты включают еще швейцарца Штефана Кюнга, который долгое время был специалистом гонок с раздельного старта, но в последние два года значительно прибавил и на классиках. Он неизменно попадал в шестерку сильнейших на туре Фландрии и E3 Харелбеке, а также зашел на подиум «Северного ада» в апреле 2022-го. Каждый раз ему не хватало немного для победы, но, возможно, решающий рывок Кюнг сделает в этот раз.

Пятерку фаворитов замыкает экс-чемпион мира, который оставил очень приятное впечатление своим сольным отрывом на минувшем туре Фландрии – датчанин Мадс Педерсен. Он в целом был неплох на весенних классических гонках этого сезона, неизменно попадая в них в топ-10, но подиум пришел к нему только неделю назад на бельгийском Монументе. «Перед туром Фландрии мы с командой обсуждали, что «большая тройка» намного сильнее. Поэтому необходимо было предвосхитить их действия и уехать вперед. Я использовал свой шанс и получил награду. Рад, что смог опередить Воута ван Арта в борьбе за третье место. Он очень быстрый спринтер, но мне все же хватило сил его обогнать», - подытожил Педерсен. Этот результат показывает, что форма у датчанина еще идет вверх, и это дает шанс рассчитывать на новый успех уже в это воскресенье.

Мадс Педерсен на Фландрии

Среди прочих претендентов стоит отметить Филиппо Ганну, ставшего вторым на Милан – Сан-Ремо. Итальянец намеренно пропустил тур Фландрии, чтобы максимально подготовиться к третьему Монументу, завершающему сезон булыжных классик. «Я хочу быть на пике готовности к 9 апреля, и эта дата самая важная прямо сейчас в моем календаре», - отметил Ганна. Семь лет назад Филиппо уже выигрывал молодежную версию Париж – Рубэ, и теперь он всерьез настроен повторить это достижение среди профессионалов. «По опыту могу сказать, что очень важно подойти свежим к Аренбергу, сохранив силы, при этом хорошо подкрепившись, поскольку потом – это только одна бесконечная работа. Конечно, я мечтаю выиграть Париж – Рубэ. Это потрясающая гонка, в которой заключена история велоспорта, но полюбить ее просто невозможно», - поделился мыслями о «Северном аде» итальянец.

Топ-5 фаворитов: Воут ван Арт (Бельгия), Дилан ван Барле (Нидерланды, победитель 2022 года), Матье ван дер Пул (Нидерланды), Мадс Педерсен (Дания), Штефан Кюнг (Швейцария)

Прочие претенденты на победу: Каспер Асгрен (Дания), Сеп Ванмарке (Бельгия), Флориан Вермирш (Бельгия), Филиппо Ганна (Италия), Александр Кристофф (Норвегия), Кристоф Лапорт (Франция), Матей Мохорич (Словения), Нильс Политт (Германия), Маттео Трентин (Италия), Яспер Стойвен (Бельгия)

Париж - Рубе: время и трансляция

Согласно расписанию, официальный старт гонки намечен на 11:25 по местному времени, но телеканал Eurosport 1 намерен осветить Париж – Рубе максимально подробно и в полном объеме, поэтому начало трансляции запланировано почти на час раньше, эфир в воскресенье 9 апреля с 11:30 до 19:00 по московскому времени. Привычно сообщаем для тех, кто хочет подключиться сразу к ключевым событиям гонки, что в Аренбергский лес пелотон «Северного ада» пожалует в районе 4 вечера по Москве.  

Велодром Андре Петрио в Рубе принимает финиш легендарной гонки практически неизменно уже на протяжении восьмидесяти лет – с 1943 года. Его местоположение интересно тем, что велотрек находится на самой окраине города, и всего буквально в двух километрах от него пролегает граница с Бельгией. Поэтому если Воут ван Арт или кто-то из его соотечественников станет победителем «Северного ада», доставить приз на родину он сможет всего за несколько минут. Тут стоит напомнить, как выглядит трофей – это огромный булыжный камень на подставке.

Трофей Париж - Рубе

Если в этом году гонщики будут ехать по оптимистичному графику, составленному организаторами, то уже к 17:05 по местному времени (18:05 мск) мы будем знать имя победителя 120-й версии Париж – Рубе. Если же пелотон не будет слишком торопиться, то обладатель ценного булыжника определится на полчаса позже.

Но вне зависимости от скоростей и метеоусловий «Северный ад» практически всегда выдается крайне событийным. К слову, в этот раз предварительный прогноз погоды вновь не радует болельщиков – в воскресенье ожидается теплая и солнечная погода. А дождь по мнению синоптиков слегка опоздает и придет на север Франции не раньше понедельника.

Велодром

Привычно обращаемся к любителям велоспорта: ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш блог. Донаты также приветствуются. Любая ваша активность стимулирует писать чаще и лучше. Докажем вместе, что велоспорт достоин внимания.