10 мин.

Самый свободный левый защитник мира. Блистает за «Жирону», но может вернуться в «Реал»

Лукомский – про истинного наследника Марсело.

Сегодня «Реал Мадрид» принимает «Жирону». Команды объединяет не только чемпионская гонка и кризис на позиции центральных защитников, но и великолепный левый защитник Мигель Гутьеррес – воспитанник «Мадрида», который играет в этом сезоне за «Жирону» как истинный наследник Марсело.

Его роль настолько уникальна, что заслуживает отдельного разбора – Мигель максимально расширяет определение роли «ложный фулбек». Разберемся, как работают построенные вокруг него механизмы «Жироны», а в конце затронем тему возможного возвращения «Реал».

Гутьеррес – самый вариативный ложный фулбек. Его роль олицетворяет непредсказуемость «Жироны» в атаке

При обороне «Жирона» выстраивается в схему 4-4-2 и периодически врубает высокое давление. В этой стадии Мигель Гутьеррес – самый обычный левый защитник команды с 11-й обороной Ла Лиги (по остроте допущенных моментов). 

Все меняется, когда мяч оказывается у «Жироны» – преображается и команда, и Гутьеррес. Частая схема при владении выглядит так:

Мичел поставил команде позиционный футбол отличного уровня. В рамках этой структуры поощряются риски и частые смены позиций. Структурность, перестроения на тройку в билдапе, постоянное создание треугольников, взаимозаменяемость при смене позиции – команда блестяще освоила базовые элементы позиционной игры. 

Один уникальный элемент отличает «Жирону» от родственных по стилю команд – тотально свободный левый защитник Мигель Гутьеррес. Он существует вне описанных рамок, чем добавляет в структурную команду хаоса и непредсказуемости. Как правило, Мигель читает конкретные эпизоды и по ситуации решает, где уместнее атаковать. 

В первой схеме Мигель изображен как обычный ложный фулбек (рядом с опорником Алеишем). Это его позиция на базовых настройках:

Такой вариант уместен, когда «Жирона» стремится контролировать мяч, а не удивлять соперника, или пока Гутьеррес не придумал, как лучше нанести урон. Роль Мигеля никогда не ограничивается только этим расположением (иначе он был бы простым ложным фулбеком и вряд ли заслужил бы отдельный разбор). 

Позиция Мигеля меняется в зависимости от того, как он видит нужды команды. Важно: это не смена позиций с другим игроком внутри структуры (это позволено многим в «Жироне»), а именно выбор позиции Мигелем и последующая адаптация команды.

За счет такой вариативности Гутьеррес в этом сезоне уже оказывался левым латералем, левым центральным защитником, опорником, полуфланговым игроком, десяткой и даже вторым нападающим:

Иронично, что фланг в ширину как обычный левый защитник он закрывает реже всего (хотя тоже может). За эту функцию в «Жироне» отвечает Савио, а Мигель творчески подходит к выбору позиции. Тут его занесло на место десятки:

Здесь он в опорной зоне, но ближе к правому флангу:

Тут открылся в левой полуфланговой позиции, которая в рамках эпизода зеркальна расположению Виктора Цыганкова в правом полуфланге:

Мигель буквально встраивается в нужную зону (свободную/уязвимую), а команда адаптируется как трансформер. Вот пример трансформации из матчей, где Мигеля тянет играть десяткой. Внешние центральные защитники поднимаются в опорную, остается только один чистый центрдеф:

Разумеется, этот вариант команда применяет против автобусов. Но принцип реакций понятен. Речь именно об изменении команды в соответствии с позицией Гутьерреса, а не простой смене позиций внутри устоявшейся схемы. Это очень важная грань. Именно такие трансформации отличают Гутьерреса, а команду делают почти нечитаемой. До матча очень трудно предсказать, какого Мигеля и какую «Жирону» ты получишь. 

Задача Мигеля рождать непредсказуемость, но при этом не пересекаться с партнерами и не отнимать их зоны. Для этого требуется высочайший уровень чтения эпизодов. Умница Мигель идеально чувствует, как не помешать партнерам и максимально навредить сопернику.

Какой может быть логика выбора зоны Гутьерреса в конкретном матче? Вероятно, здесь комбинируются заготовки (советы Мичела) и оценка игрока по эпизоду. 

Например, «Райо» персонально играл против ключевых исполнителей «Жироны». За Мигеля отвечал правый вингер Иси Паласон. Учитывая особенности опеки и номинальную позицию, Гутьеррес выносил ему мозг походами в зону нападающего. 

Буквально в каждой атаке шел вперед и располагался рядом с Артемом Довбиком:

Паласон либо не шел до упора, либо терял его из-за резкости рывка, либо добегал, но слишком сильно рушил схему команды (другие получали свободу). Справиться с таким ходом в режиме импровизации крайне трудно. А Мигель почти каждому сопернику может предложить нечто особенное. 

Эта манипуляция была скорее заготовкой (повторялась раз за разом), а так выглядит чтение эпизода от Мигеля. Видит дыру, которая образовалась во время попытки прессинга – делает резкий рывок:

У Мигеля очень много таких действий. Он помогает и создавать, и использовать пространство. Оцените этот эпизод из встречи против «Сельты». Первый рывок Мигеля – видит потенциальную зону и резко отрывается от Аспаса (который проспал):

Этот рывок получился холостым по вине партнеров. Через пару секунд Мигель бежит на фланг – этим движением он отвлек оппонентов и создал зону для продвигающего паса:

В этой же атаке Гутьеррес оказывается в штрафной, где тоже укрылся от опеки:

Гутьеррес может очень по-разному распоряжаться тотальной свободой. Основа его игры – оценка пространства и динамичность (очень много рывков).

Кроме осмысленных смещений, позицию Мигеля могут определять его собственные рейды с мячом. Протаскивает атаку, а потом доигрывает эпизоды и создает команде перевес.

Разумеется, чтобы играть в такой мультифункциональной роли нужен не просто высокий уровень интеллекта и свобода от тренера, но и широкий диапазон умений. Гутьеррес хорош под давлением, обожает стеночки (лидер Ла Лиги по участию в них), может обострять и через подачу, и через тонкую передачу (второй в «Жироне» по разрезающим пасам). То есть он не просто оказывается во всех описанных позициях, но и правда несет угрозу (везде разного типа). На выходе соперник получает нечитаемую ситуацию. 

В каком-то смысле Гутьеррес олицетворяет «Жирону». Ничего особенного в плане игры без мяча, но с мячом столько крутых качеств и тренерская помощь в их реализации, что общий баланс оказывается сверхпозитивным. Мичел радикально верит в таланты игроков с мячом – они могут безлимитно обострять и вообще не боятся потерь (тренер даже просит делать лишние касания, чтобы провоцировать давление). В этом смысле «Жирона» – главная по рискам команда Ла Лиги. Левый защитник с душой десятки воплощает этот образ.

Чтобы полноценно оценить Гутьерреса, нужен был именно такой стиль. «Мичел – тренер, который ценит работу с мячом и игру первым номером. Это мне очень подходит. Как только он позвонил мне, объяснил стиль и мою роль, все сомнения отпали – я больше ни с кем не общался», – так Мигель вспоминает первую беседу с тренером.

Мичел – первый, кто реализовал потенциал Мигеля на высоком уровне, но не первый, кто видел всю палитру его качеств. «В молодежных командах «Мадрида» меня тренировал Хосе Мария Гути. Он был первым тренером, который поставил меня на место десятки. У него было ощущение, что я создан для этой позиции», – рассказывал Гутьеррес.

«Мадрид» может выгодно вернуть Мигеля. Кажется отличным ходом

Мигель Гутьеррес – воспитанник «Реал Мадрида». Он провел в клубе 11 лет (с десяти лет в академии); в 2022-м ушел в «Жирону», но мадридцы перестраховались. Клуб сохранил 50% прав на игрока и возможность вернуть его за 8 млн евро. Это означает, что «Реал» либо получит половину от будущего трансфера (отступные за Мигеля – 35 млн евро), либо может выкупить сам с огромной скидкой. 

Последний вариант точно стоит всерьез рассматривать. По качествам Мигель отлично вписался бы, а нынешний сезон показывает, что и по уровню тоже. На левом фланге «Мадриду» необходим именно такой свободный вариативный защитник, который будет создавать сопернику проблемы в центральной зоне и лишь изредка заглядывать на фланг под стеночки с Винисиусом. 

Сваливаться на левую бровку – естественная склонность бразильца. Он открывается в широкой позиции даже в этом сезоне, когда его номинальная позиция в паре форвардов (то есть ближе к центру, чем обычно). Подменяя Вини, Родриго действовал в схожей манере. Это просто-напросто самый удобный для исполнителей вариант (а Карло очень ценит комфорт игроков). Следовательно, левого защитника нужно выбирать, держа в голове эту особенность. 

Сейчас у «Мадрида» три опции, но у каждой есть изъян.

● Ферлан Менди – лучший левый защитник по игре в обороне, по версии Карло, но он не так опасен вперед (в любой роли).

● Фран Гарсия – отличный латераль, но не комфортно чувствует себя в центре. Либо дублирует функции вингера, либо не реализует собственный потенциал. 

● Эдуардо Камавинга – блестящее попадание по набору качеств, но публично говорил, что не хочет на постоянной основе становиться левым защитником. Учитывая его полезность в центральной зоне, запрос на игру преимущественно там выглядит уместным. 

Мигель дает сочетание, которого нет у ни у кого из них – может и хочет играть левого защитника (тем более за «Мадрид»), идеально подходит по манере для сочетаемости с Винисиусом. 

«Реал» научился играть без Марсело (без защитника такого типажа), но так и не нашел ему полноценного наследника. Мигель – лучший претендент. «Хочу особенно поблагодарить Марсело. Он всегда был рядом со мной и давал советы. Быстро приходил на помощь по любому поводу», – вспоминал Мигель в 2021-м.

Уроки Марсело не прошли даром. Нынешняя роль Мигеля – это комбинация вариативности качеств Марсело с современным футболом, где крайние защитники получают больше полномочий, чем когда-либо ранее. 

Телеграм-канал Лукомского

Как «Жирона» собрала этот состав? За половину основы вообще не платили

Фото: Oscar J. Barroso, Siu Wu/Global Look Press