5 мин.

«Теперь мы в расчете, сукин сын». Три истории о Горди Хоу

Бывший тренер команд НХЛ и ВХА, а ныне телекомментатор Гарри Нил вспоминает свою совместную работу с легендарным Гордоном Хоу.

В Миннесоте некоторое время «Файтинг Сэйнтс» были популярны не меньше, чем «Норт Старс». На арене «святош» постоянно проводились различные промо-акции для привлечения народа. Конечно, сама лига сильно отличалась: Всемирная хоккейная ассоциация была гораздо жестче Национальной хоккейной лиги. Глен Сонмор (главный тренер «Миннесоты») часто говорил мне: «Если мы не прекратим драки, то придется строить арены побольше». У нас была очень агрессивная команда, и это не было простым стечением обстоятельств. В лиге не было коллектива, где собрано столько же суровых парней, как у нас. Иногда это приносило нам победы, иногда – нет. Однажды мы даже чуть не добрались до финала (сезон-1973/74), но уступили «Хьюстону» под предводительством Горди Хоу.

В ВХА было принято представлять всех игроков до исполнения национальных гимнов. Каждый хоккеист выкатывался из подтрибунного помещения под гром фанфар. Во время нашего домашнего матча против «Аэрос» диктор объявил: «И сейчас на лед под 9-м номером в составе «Хьюстона» выходит Горди Хоу». В этот момент наш органист заиграл «The old grey mare ain’t what she used to be». В той игре Горди забил два гола и серьезно травмировал пару наших игроков. Обычно после матча я сразу же встречался с Гленом и обсуждал прошедшую встречу, но тогда я нигде не мог его найти. Я спросил другого тренера, куда запропастился Сонмор, и узнал, что сразу после финальной сирены Глен помчался к органисту, чтобы вышвырнуть его. Органист взбесил и Горди, и Глена.

* * *

Мне самому довелось потренировать Гордона Хоу. Это было настоящее удовольствие – тренировать своего идола. В первой игре Хоу под моим руководством его тройка считалась второй в команде. Как было приятно прокричать: «Хоу, теперь пришла твоя очередь». Я даже подумал: «Сколько же тренеров мечтали оказаться на моем месте в этот момент».

Горди Хоу не просто классный парень. Если вы сложите величие с игровым долголетием и превосходной игрой, то он просто величайший. Это Игрок с большой буквы. Но он никогда не ставил себя выше партнеров по команде. Он всегда на совесть работал на тренировках и считал интересы коллектива важнее своих личных амбиций.

Во время первого тренинг-кэмпа в составе «Хартфорда» Хоу исполнилось 50 лет. Я тогда думал: «Господи, только не говори мне, что я стану тем тренером, который скажет Горди, что пора заканчивать». Я был очень рад тренировать его, но я совершенно не желал удостаиваться подобной чести. К счастью, этот вопрос даже не поднимался, Хоу провел отличный сезон.

В начале августа я разослал всем игрокам письма, в которых объяснял, когда открывается тренировочный лагерь и что они должны не забыть беговую форму. Я сразу предупредил, что каждый день их будет ждать пробежка на 2 мили перед последующими двумя тренировками. Я советовал им заранее подготовиться и побегать еще до начала тренировок.

На первую пробежку собралось около 45 человек. В этот момент Горди подошел ко мне: «Гарри, для того, чтобы подготовиться к сезону, мне достаточно знать, что я не стал тяжелее больше чем на фунт по сравнению с весом, при котором я заканчивал прошлый сезон. Я никогда не бегал по две мили».   

Я попросил его не беспокоиться, так как я не буду заставлять его бегать. Он удивился: «Что это значит? Я не должен бежать? У тебя не может быть особых правил. Я – часть команды!». Я попросил его довериться мне. Потом обратился к игрокам: «Хорошо, джентльмены, я хочу договориться, что Горди Хоу не обязательно бегать кроссы. И я гарантирую, что если кто-то из вас, тупиц, будет играть за меня в 50 лет, то я тоже освобожу его от бега! А теперь проваливайте и двигайте ногами». Но Хоу все равно старался не пропускать пробежки, хотя они давались ему нелегко. Он никогда не ставил себя выше команды.

Вы можете долго спорить, кто является величайшим игроком в истории: Хоу, Беливо, Гретцки, Ришар… И вы будете правы, кого бы из них ни выбрали. Но если вы обратите внимание на то, сколько лет продолжался пик их игры, – Хоу здесь вне конкуренции. Это был настоящий перфекционист, который никогда не переставал работать. Он обладал прекрасным воображением и хоккейным интеллектом. Добавьте к этому его жесткость – и вы получите силу, с которой нельзя не считаться. Если кто-то из игроков «Хартфорда» получал удар исподтишка, то Горди советовал: «Не надо лезть на него сейчас. Выжди время. Следующая игра, через месяц, через год… Когда он уже и забудет о случившемся».

Бобби Баун, с которым я играл в юниорской лиге, в связи с этим вспоминает шикарную историю. Когда он проводил первый сезон в «Торонто», то здорово приложил Хоу, игравшего тогда за «Детройт». Хоу остался на ногах, но он не понимал, что происходит, когда оказался на скамейке. Тот эпизод произошел в 1960 году. В 67-м или 68-м Бобби уже играл за «Голден Силс», когда «Окленд» гостил у «Детройта». И они вновь столкнулись. Баун уже был готов провести силовой прием, но Хоу выставил вперед клюшку и ткнул Бобби прямо в шею: «Я не мог дышать пару минут. Я думал, что он сломал мне шею. Некоторое время я просто не понимал, где нахожусь. Но когда я чуть пришел в себя и посмотрел наверх, то увидел нависающего надо мной Хоу. Он прокричал: «Теперь мы в расчете, сукин сын». Это была теория хоккея от Горди Хоу, которой он никогда не изменял. Если вы спросите любого игрока, стоит ли жестко играть против Хоу, то он посоветует вам, что лучше этого не делать.

Источник: Slapshot Diaries.

Фото: globallookpress.com/Bayne Stanley/The Canadian Press Images/Whiley/DS, Doug Ball/The Canadian Press/Xinhua

P.S. VK сообщество | Блог «Новый Уровень»