17 мин.

Польский Бэнкси: рисовал Путина как Волан-де-Морта, Зеленского как Гарри Поттера и козла Матолека на стадионах Европы

Всем привет!

Однажды я вам уже рассказывал об Энди Кэппе – персонаже комиксов, образ которого стали использовать в своём творчестве фанаты клубом по всему миру. Сегодня у нас будет похожая история, но с одной маленькой оговоркой: за образом персонажа стоит фигура ярчайшего польского стрит-арт художника, который сегодня известен в своей стране (а также за её пределами) своими работами вне стадионов Европы.

В середине августа на стадионе варшавской «Легии» появилось дерзкое граффити – изображение козла в сине-белых цветах познаньского «Леха», являющегося главным врагом столичного клуба.

Более того, одной из своих лап козёл демонстрировал перевёрнутую английскую букву L – фирменный знак всех болельщиков «Легии», складывающийся из указательного и большого пальца.

2013 год. Хорватский футболист «Легии» Ивица Врдоляк демонстрирует «эльку» фанатской трибуне после победного матча.

Особенно дерзкой эта акция выглядит из-за того, что нарисован был этот козёл не просто на стадионе «Легии», а на входе на «Жилету» – главную фанатскую трибуну, известную своим горячим нравом и потрясающими шоу на всю Европу. Для того, чтобы его нарисовать, художнику пришлось проникнуть на стадион «Войска Польского имени маршала Юзефа Пилсудского», причём это произошло в то время, когда фанаты «Легии» уехали в Вену на матч против местной «Аустрии» в рамках квалификации Лиги Конференций. Так что же это за козёл и почему именно он? Всё довольно просто: козёл – главный символ и официальный маскот «Леха».

У этого козла есть даже имя – Матолек. Он является вымышленным персонажем, созданным поэтом Корнелем Макушиньским и иллюстратором Марианом Валентиновичем в детской книжке, выпущенной на Рождество в 1932 году. Книга представляла собой историю приключений козла Матолека из коротких четверостиший, а сюжет сводится к путешествию козлёнка по всему миру в поисках мифического места под названием Пацанув – единственного в мире, где якобы подковывают козлов. И если в книге этот город вымышленный, то в реальной жизни тысячный городок Пацанув – самый настоящий, располагается он в Свентокшиском воеводстве и до Варшавы из него ехать около 250 км. В ходе своего путешествия Матолек попадает в самые невероятные приключения, а он сам для читателя выглядит довольно доверчивым, смешным, неуклюжим, добросердечным, наивным, а от этого всего ещё и довольно милым.

Спустя всего лишь несколько дней козёл Матолек появился не просто на другом стадионе, но и в другой стране – на стадионе имени Антона Малатинского в словацком городе Трнава, где «Леху» предстояло сыграть с местным «Спартаком». Как и «Легии», «лехитам» также предстоял непростой отбор через квалификацию Лиги Конференций. На рисунке Матолек стоит на фанатской трибуне и с нескрываемым удовольствием смотрит на футбольное поле. В руках (лапах, копытах – не суть важно) у него – бокал пива, которого в Словакии производят не меньше, чем в соседней Чехии.

Словацкие ультрас, правда, довольно быстро отреагировали и перекрасили Матолека в свои красно-чёрные цвета, на что фанаты «Леха» позднее ответили просто добавлением нелицеприятной надписи о «Спартаке». Словаки ответили на поле, выиграв 3:1 – домашней победы 2:1 полякам для прохода в следующий раунд не хватило.

Так как в детской книге приключения козлёнка описывались четверостишиями, то каждое из этих четверостиший сопровождалось картинкой художника Валентиновича, из-за чего эта книга считается первым польским комиксом. Первая книга имела такой ошеломительный успех, что в последующие годы было выпущено ещё 3 части приключений Матолека.

Со временем козёл Матолек стал настолько культурно значимым для страны, что в период с 1969 по 1971 год был снят одноименный детский мультсериал, а в 2003 году министр культуры Вальдемар Домбровский приехал в Пацанув, что лично принять участие в праздновании 70-летия создания козлёнка Матолека. Путь вас не смущает, что юбилей праздновался в 2003 году, хотя фактически должен был праздноваться в 2002-м, так как впервые книга была опубликована перед Рождеством 1932 года – просто полномасштабно и на всю страну первая часть начала издаваться варшавским издательством «Гебетнер и Вольф» годом позже. Последующие 3 тома также издавались в «Гебетнер и Вольф».

Что же касается 2003 года и министра культуры Домбровского, то в 2005 году было объявлено, что начинается строительство современного культурного центра для детей имени козлёнка Матолека. Его официальное открытие состоялось в 2010 году.

Праздник в честь козлёнка Матолека в городе Пацанув.

До Варшавы и Трнавы стадионный вариант Матолека засветился и в Литве, так как перед словацким «Спартаком» польский «Лех» прошёл литовский «Кауно Жальгирис». На этот раз он не оскорблял местных и даже не пил пиво – просто стоял с растянутым над головой сине-белым шарфом клуба. Точно так же, как это делают фанаты клубов со всего мира во время исполнения своих песен. В Литве «Лех» выиграл 2:1.

И если в этом розыгрыше Лиги Конференций «Лех» вылетел уже в квалификации, то вот в прошлом сезоне пошумел там знатно: клуб дошел до 1/8 финала, где его соперником стал шведский «Юргорден». По сумме двух встреч «Лех» разнёс шведом со счётом 5:0, а козёл Матолек на этот раз появился не на стадионе, а на стене одного из речных каналов Стокгольма. Из фанатских атрибутов – горящий файер и парус в сине-белых цветах «Леха».

В четвертьфинале полякам выпала грозная «Фиорентина». Очевидно, что силы клубов были слишком неравны – «фиалки» деклассировали «лехитов» на «Городском стадионе» в Познани со счётом 4:1. Именно поэтому через неделю на стадионе «Артемио Франки» козлёнок уже грустил в ожидании начала ответного матча, не веря в счастливый для своей команды исход. А зря – за 15 минут до конца игры поляки сенсационно вели 3:0, что значило переход противостояния в дополнительное время. Но затем Рикардо Соттиль отыграл для «Фиорентины» один мяч, а когда поляки отчаянно бросились забивать ещё, Гаэтано Кастровилли на второй добавленной минуте поставил точку в этом поединке. Козлёнок Матолек снова погрузился в уныние и тоску...

Именно в Италии Матолек впервые появился на футбольном стадионе, после чего фото с неизвестным животным на флорентийском стадионе мгновенно облетело все спортивные издания, а сам автор обрёл большую популярность. Но только за пределами своей страны – в Польше творчество художника под псевдонимом «Каву» давно ценили и за ним давно следили в инстаграме (на сегодняшний момент у него там более 50 тысяч подписчиков. Ник – kawuart). «Каву» – активный фанат «Леха» и регулярно посещает как домашние матчи, так и катается на выезда.

Одной из первых уличных работ поляка стало изображение Астерикса и Обеликса у котла на огне, причём огонь был настоящий, разведенный с помощью обычного костра. Эта работа, нарисованная в заброшенном доме, была призвана привлечь внимания к проблеме беспризорных детей, которые зачастую ошиваются в таких местах и приготавливают еду подобным способом.

К проблеме уборки снега зимой Каву подошёл несколько креативнее, чем это сделали активисты в Питере, которые просто написали на огромном сугробе во дворе «Навальный» (правда своей цели они достигли – почти сразу же двор был очищен от снега) – он изобразил известного крота из знаменитого чешского мультика, съезжающего на санках с одного из неубранных сугробов.

Не менее креативным получилось и освещение проблемы мусора на улицах – мультяшный инспектор Гаджет убирает самую настоящую банку с пола своей выдвижной механической рукой. Таким образом, художник просит и самих поляков не мусорить на улицах, и коммунальные службы вовремя выполнять свою работу.

Еще одной современной экологической проблемой не только в Польше, но и во всём мире является загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей. Именно поэтому Каву призывает людей пересаживаться с авто на велосипеды: вот мастер Йода с помощью своего меча указывает людям на велосипедную парковку. Заодно и напоминает горожанам, что лучше припарковать своего двухколесного друга как положено, чем бросить где попало – к тому же в таком случае велика вероятность того, что у вас его украдут.

После 24 февраля художник однозначно выразил свою позицию и свой взгляд на происходящее в соседней стране: Владимира Путина он изобразил как зловещего лорда Волан-де-Морта, а Владимира Зеленского – в роли Гарри Поттера. Граффити расположено на улице Гетманской в Познани. Позднее эти работы стали настолько популярными, что на одном из своих выступлений на заседании ООН Зеленский впроброс упомянул эти граффити.

Но давайте вернемся к куда более доброму и приятному – детям. В 99% работ Каву используются образы мультипликационных героев. Вот тут, например, голодный Скуби-Ду аппетитно поднимает бургер над головой на фоне Макдональдса.

Еще один рисунок со Скуби-Ду и сидящими вместе с ним в фургоне Велмой Динкли, Шэгги Роджерс, Фредом Джонсом и Дафни Блейк. Веселая компания едет в Познань (о чем нам говорит дорожный указатель), а также на рисунке Каву нарисовал самого себя, стоящего позади них за деревом.

А вот Пикачу – тот самый покемон, который накапливает электричество в своих щёках и при необходимости бьёт электрическим разрядом. Где Каву его нарисовал? Разумеется, на стене электроподстанции.

Необычное 3D-изображение Барта Симпсона, катающегося на скейтборде по настоящим поручням вдоль мрачной лестницы, ведущий в подземный переход.

Изображение Маугли на городском каменном заборе, заросшим плющом. Нарисованная лиана очень органично сливается с настоящим плющом.

Персонажи из канадского мультфильма «Что с Энди?» устраивают засаду друг на друга – в частности, Энди Ларкин с крыши здания выливает ведро воды на голову Эндрю Лича.

А вот и всемирно известные Том и Джерри – Том, как обычно, пытается на радостях схватить испуганного Джерри, сидящего в картонной коробке.

Еще одно удачное использование серой и унылой городской стены – герои мультфильма «Король Лев» балдеют в водоёме.

Но основной тематикой для Каву всё равно остаётся футбол: вот болельщики сборной Польши, с дивана поддерживающие свою сборную во время ЧМ-2022 в Катаре.

А вот работы, сделанные по мотивам французского анимационного сериала «Галактический футбол» – между прочим, в период с 2006 по 2011 год вышло целых 3 сезона по 26 серий!

Разумеется, что творчество такого талантливого художника не могло остаться без внимания властей. И очень хорошо, что это внимание носило исключительно позитивный характер – то есть Каву не преследовали за его творчество и его «высказывания» как на политические темы, так и на тему работы чиновников, а привлекали для того, чтобы сделать Познань чуть ярче и чуть лучше. В качестве примера ловите фото одного из обычных городских зданий: серая, убогая стена с несколькими уродливыми надписями на ней.

А вот во что она превратилась после работы Каву. Классно, что и настоящие окна очень органично интегрированы в нарисованный замок.

Или ещё один подобный пример: для дополнения рисунка автор использовал настоящие воздушные шары, а также во время отчётного фото сам уселся на один из оконных карнизов с зажженным файером в руке.

Хотелось бы, чтобы и в Москве, и в остальных наших городах талантливым уличным художникам давали возможность не только самовыразиться, но и преобразить серые и скучные улицы наших городов (а 9 месяцев в году, к сожалению, они у нас именно такие) в приятную глазу картину. В качестве личного примера хочу вкратце рассказать вам о личной инициативе: в 2017 году мы добились согласования в управе одного из районов Москвы граффити, посвященного основателю «Спартака» Николаю Петровичу Старостину. Местом для картины выбрали большую стену одного из зданий на улице, названной в честь Старостина! Тогда, 6 лет назад, мы ещё не набили руку, но всё равно качество рисунка получилось более чем хорошим.

За эти годы рисунок, конечно, обветшал, а также всё равно был довольно серым – человеку, не разбирающемуся в футболе, было не понять, что Старостин имеет какое-то отношение к футболу в целом, и к «Спартаку» в частности. Поэтому минувшей весной мы практически полностью обновили данную работу – теперь она на все 100% привлекает к себе внимание проезжающих мимо машин. А за творчеством нашей группы вы можете следить в нашем паблике ВКонтакте.

Поэтому заезжайте, любуйтесь и фотографируйтесь у данной стены! Граффити находится по адресу: улица Салтыковская (улица Старостина упирается ровно в это здание), строение напротив дома 8Б. Москва — красно-белая!

Что же касается самого Каву, то в данном посте вы увидели лишь малую часть его работ. Но перегружать и так уже довольно большой пост ещё 50 его работами я не буду – просто ловите напоследок героев мультфильма Лило и Стич, задорно играющих с кучей реальных и не очень осенних листьев.

До новых встреч!

P.S. Меньше, чем через неделю после публикации данного поста из Польши прилетела громкая новость, касающаяся художника «Каву»: сегодня его поймали за «работой» в городе Щецин на местном стадионе за несколько часов до матча между местной «Погонью» и познаньским «Лехом». Фанаты «Погони» заставили его сказать на видео фразу «Погонь – непобедима, а я у****аю (литературно говоря «уезжаю») в Пацанув». Напомню, что сказочный козёл Матолек именно из Пацанува.

Нужно отдать должное хулиганам «портовцев»: они не стали деанонить художника и не стали его избивать и унижать, как зачастую это бывает в Польше – в конце мая, например, хулиганы хожувского «Руха» из печально известной группировки «Psycho Fans» перед матчем с врагами из «ГКС» (Катовице) поймали одного из хулиганов этого клуба и едва его растерзали. Бедолаге пришлось убегать, с него прямо на ходу срывали одежду и спастись он смог только тогда, когда залез на фонарный столб. Правда, там он уже оказался практически полностью голый – на нём оставалась только порванная футболка.

Что же касается матча «Погонь»-«Лех», то местные фэны довольно быстро превратили поимку «Каву» в повод поглумиться над фанатами гостей: они нарисовали баннер, на котором гриф (символ «Погони» и Щецина в целом – он изображен в том числе на городском гербе) бьет козла Матолека, держащего в руках перевернутую эмблему «Леха». Причём Матолек нарисован именно таким не просто так – при «поимке» у Каву изъяли такой же эскиз и трафарет (только с перевёрнутым логотипом «Погони» вместо «Леха») будущего граффити на стадионе в Щецине.

Справа от рисунка на баннере была подпись, которую фривольно можно перевести как «Мораль сей басни такова – не нарисуешь в Щецине ты ничего!» (последнее слово можете заменить на зарифмованную матную версию).

Выезд в Щецин закончился полной катастрофой не только для художника Каву, но и для самого «Леха» – унизительный разгром со счётом 0:5, хотя в случае победы «Лех» по потерянным очкам был бы на первом месте.

Такие дела. Теперь за Каву, его творчеством и реакцией на произошедшее будет следить ещё интереснее.