5 мин.

Эй, лезь!..

Вчера мир отмечал 30-летие трагедии на стадионе “Эйзель” в Брюсселе во время финального матча Кубка Европейских Чемпионов между Ювентусом и Ливерпулем. О той игре как об игре стараются не вспоминать, не говорить и вообще всячески вытеснять из сознания тот факт, что она состоялась: тот финал запомнился совсем не футболом. Тяжело говорить, но, если позволите, сначала не о событии непосредственно.

С 1972-го по 1976-й Германия выиграла ЧЕ и ЧМ, а Бавария три раза подряд взяла КЕЧ. Тем не менее, всякому доминированию суждено закончиться и в финале чемпионата Европы-76 в серии пенальти сборная Чехословакии благодаря панёнке Паненки в ворота Майера остановила немецкую машину. Германия долго упиралась, выиграла ЧЕ-80, вышла в финал ЧМ-82, цеплялась, держалась мёртвой хваткой, как зима в конце апреля. Делала она это так удачно потому, что, казалось, после немцев футбол невозможен. Они огранили, механизировали тотальный голландский стиль, продукт футбольной “оранжевой революции”, уничтожившей казавшееся вечным доминирование бразильцев, поменявшей статус футбола с “южноамериканской игры, ставшей самой популярной в Европе” на “европейский вид спорта с южноамериканскими корнями”. Некому было подобрать обронённый уставшими немцами футбол. То аргентинцы вроде уже, то французы, казалось, созрели, а всё никак. И вот в этот период межвластия, когда немцы уже всё, но ещё не совсем, когда все понемножку и никто внятно,  с 1977 по 1984-й год английские клубы 7 раз из восьми взяли Кубок Чемпионов. Причём шесть – подряд. Четырежды Ливерпуль, дважды Ноттингем Форест и один раз Астон Вилла. На это время почему-то мало кто обращает внимание. Может быть потому, что у сборной Англии по-прежнему дела не ладились, о причинах чего мы говорили в прошлом тексте: тренер. Которым мог стать Брайан Клаф. Ну да ладно, сборная – дело такое, особенно английская, вечная тема. Но на клубном-то уровне – очевидная английская доминация! Англичане… Как те русские, долго раскачивались. Но вот наступает 29 мая 1985 года, Ливерпуль приезжает в Брюссель за пятой для себя и восьмой для Англии победой за 9 лет… Для меня именно в этот день закончился английский длительный взлёт. Вернее, он был искусственно прерван. А 30 мая началось итальянское двадцатилетие в футболе. Ювентус торжествует, Фэган уходит, приходит Далглиш. Английские клубы отстраняются от еврокубков на 5 лет, Ливерпуль – на 6.

Мне, ребёнку, когда нам только начали показывать матчи Премьер-лиги и когда Ньюкасл неожиданно покинул Кевин Киган, при котором команда играла в яркий, безбашенно-атакующий футбол, а сменил его другой великий в прошлом форвард Кенни Далглиш(который какое-то время был играющим тренером Ливерпуля!) и клуб стал играть в футбол закрытый, лишь бы не пропустить, а забьём потом, было очень удивительно это наблюдать: прекрасный нападающий, бывший тренером когда еще сам вел команду вперёд… Откуда такой взгляд на игру?!  А вот оттуда. Из 30-го числа 30-летней давности. Итальянский футбол с акцентом на оборону, который мы помним по девяностым, когда казалось, что много забивать уже не будет никто и никогда, начался с великого шотландского забивалы, капитана великого Ливерпуля. “Ливерпуля, который смогла остановить только УЕФА”.

Ну, а теперь собственно к трагедии. К сожалению, в футболе есть не только своя “оранжевая революция”. Есть и красная. Оба её ключевых эпизода связаны с Ливерпулем. Правда, в его истории это был конец мая, а не начало, и “красная сотня”, о которой я писал год назад в честь юбилея Хиллсборо была после мая, а не до, но тем символичнее: английский футбол дожил до конца своей весны. Но в этот момент лето у него украли. Никто не охранял. А события, как и в случае со второй трагедией, окончательно подкосившей клуб, до смешного похожи.

Фанатов Ливерпуля и Ювентуса рассадили на противоположных боковых трибунах. Тем не менее, в соседних с англичанами сектор купили билеты итальянцы, проживавшие либо отдыхавшие в Бельгии на тот момент. То, что организация ни к чёрту было ясно изначально: на стадион можно было попасть бесплатно, просто пнув бетонную стену. Стадион был старый и дряхлый. Он просто разваливался. Вспыхнувшие стычки, ракетницы, хлынувшая толпа фанатов Ливерпуля на соседний сектор, странное поведение и недостаточное количество полиции… Итальянцы, которые вообще-то начали провоцировать первыми, бросились бежать. Пытались перелезть через стену. Стена рухнула. Вместе с трибуной. 39 жертв, из них 32 – итальянцы. И хотя ливерпудлианцы и ювентийцы затем совместно вытаскивали людей из-под плит, хотя доподлинно известно, что первые провокации были с сектора, где сидели болельщики Ювентуса – это никого не волновало. Стереотип об английских хулиганах, плюс 39 погибших. Среди них – ни одного англичанина. О собственной “работе” и о категорическом отказе от предложений обоих клубов перенести матч на другой, более подготовленный стадион, УЕФА тактически… простите, тактично умолчало. Английские клубы, почти десяток лет рвавшие всех в клочья на евроарене, а главное, Ливерпуль – выброшены из элиты. Когда их туда вернут, появится Премьер-лига, внезапно хлынут сумасшедшие бабки и новую талантливую молодёжь периода Робби Фаулера сведут с ума. Они, за свои появления на страницах газет, в разнообразных модных тусовках и околоскандалах, получат прозвище “Спайс Бойз”. Теперь уже тренер нужен был Ливерпулю, но и тут увы. Такие же, пожалуй, менее одарённые пацанята были в МЮ, но их прозвали “Молодая Гвардия”. Всё просто, у МЮ был Алекс Фергюсон, а у Ливерпуля до сих пор непойми что и как.

Трагедия на Эйзеле – первопричина нынешнего состояния и Ливерпуля, да и всего английского футбола. У которого украли лето. Май он такой, подлый. Закончится, а дальше только пустота и кровь. Однако же, как опять-таки говорилось ранее, сегодня ещё один юбилей. 35 лет назад родился человек этого года, с которым неделю назад прощались всем миром – Стивен Джордж Джеррард. Человек, фактически в одиночку вернувший Англии достоинство и раскачавший итальянскую гегемонию, ускоривший её 10 лет назад невероятным переворотом в финале ЛЧ с Миланом, став вторым по молодости капитаном победителей турнира(без пяти дней 25 лет!). В каком-то смысле вот этот итальянский период в футбольной истории находится между двумя капитанами английского Ливерпуля – Далглишем и Джеррардом. Стивен был для клуба больше, чем всем. Потому что лично вытащил его на прежний уровень. В сборной, правда, опять не удалось, ни самому, ни с Лампсом…

Но Англия ждёт. Два года назад ушёл Ферги. В этом году Лампард и Джеррард. Похоже, распад завершён. Какого уровня будет новый взлёт Феникса, я даже представить боюсь.

Лезь, Англия! Ты платишь ужасную цену за свою гордыню начала двадцатого века. Тогда ты отказалась играть с европейцами сама. Потом ты получила обратку. Вот таким, несправедливым и кровавым способом. Ты всегда будешь побиваема и неудобна. Издевательски троллима на тему “родины футбола” и быдло-фанатья. Что бы ты ни сделала, на одобрение не рассчитывай. Поэтому – просыпайся, упрямство в кулак и просто лезь. Чтобы, когда нужно будет сменить Испанию, быть на этот раз готовой.