4 мин.

Команды: Montesa

 Еще одной постоянной рубрикой блога станет рубрика, рассказывающая о мототриальных командах, и первой из них станет испанская Montesa - ее представители девять раз становились чемпионами мира по индортриалу и тринадцать раз - по аутдортриалу. История компании Montesa насчитывает уже семь десятилетий и останавливаться на достигнутом испанцы явно не собираются.

Годом образования новой компании принято считать 1944-й, когда молодой промышленник из Барселоны по имени Pere Permanyer Puigjaner принялся за производство собственных бензиновых двигателей. Однако, встретив единомышленников ,круо поменял свой профиль, и уже в феврале 1945 года первый мотоцикл Montesa принял участие в испытаниях, организованных Королевским мотоклубом Каталонии. В июне 1945-го на Торговой выставке в Барселоне было представлено сразу три мотоцикла новой марки, названием которой стало имя муниципалитета, входящего в провинцию Валенсия. А осенью того же года испанцы одержали первую из внушительного списка своих побед на гонке "Montjuich Motorcycle Race" среди мотоциклов со стокубовыми двигателями. В марте 1953-го мотоцикл производства Montesa впервые принимает участие в международной выставке, и происходит это в Женеве. В 1954-м компания упрочила свое новообретенное международное положение, приняв участие в Гран-при в Сан-Паулу, Бразилия и в лондонском "Motor Show". В 1956-м места с первого по четвертое в гонке "Montjuich Motorcycle Race" оказались за мотоциклистами, оседлавшими железных коней производства Montesa. В 1958-м была проведена обширная реструктуризация компании, и тогда же наладились первые контакты с японскими производителями и экспортерами, переросшие в восьмидесятых в нечто гораздо большее.Шестидесятые годы двадцатого века стали для Montesa поистине триумфальными: налажен выпуск спортивных внедорожных мотоциклов, осуществлен выход на американский рынок (в 1963-м), выиграно множество раллийных и шоссейных гонок, а также положено начало богатейшей триальной истории компании - выпущен первый мотоцикл для триала под названием Montesa Cota, хозяева которого впоследствии неоднократно поднимались на различные подиумы множеста соревнований по триалу. 

Первый триал-мотоцикл был представлен компанией на мото-индустриальной выставке в Барселоне в 1967 году, а презентация модели в действии состоялась первого октября того же года на первой Sant Llorenç (Terrassa) гонке. Спорстмен, управлявший новинкой занял третье место. В мае 1968-го Montesa дебютировала на уже упоминавшемся в этом блоге соревновании по названием "Six Day Scottish Trial", где в общем зачете оказалась на третьем месте. Ну, и в 1969-м Дон Смит (тот самый, что стал первым чемпионом мира по триалу) в третий раз выигрывает чемпионат мира - на этот раз будучи членом команды Montesa! 

В семидесятые триумфальное шествие испанцев по миру продолжается, и спортсмены Montesa регулярно выигрывают различные соревнования, в том числе мотокроссы, эндуро, ралли и прочие гонки. Однако, своенравный триал никак не хочет покориться амбициозной компании, и в чемпионатах мира безоговорочно лидируют злейшие конкуренты - Bultaco, поразительно удачный, но, к сожалению, недолговечный проект (о нем я обязательно расскажу позднее). Однако, другие виды мотоспорта покоряются Montesa один за другим, а в 1980-м году швед Ульф Карлссон завоевывает столь долгожданный трофей и становится чемпионом мира по триалу.

К середине восьмидесятых компания находится в кризисе, усугубившемся решением испанского правительства отменить ограничения на импорт мототехники, вследствие чего в 1985-м году количество сотрудников Montesa сокращается до 152 человек, однако японский концерн Honda выкупает компанию, проводит масштабную реорганизацию и выводит испанцев на неплохой уровень на мировом рынке. Таким образом, после двухтысячного года спортсмены, представляющие компанию Montesa становятся непревзойденными лидерами мирового триала: семь чемпионов мира по индортриалу (Дуги Лампкин дважды, и пять раз Тони Боу), десять чемпионов мира по аутдортриалу (четырежды Дуги Лампкин, однажды Такахиса Фуджинами и Тони Боу пять раз!). 

Среди мототриалистов Montesa - это нечто вроде знака качества, и это неудивительно, учитывая, что с 2007-го года испанцы доминируют на мировых чемпионатах, а главная звезда триала последних лет Тони Боу является счастливым обладателем Montesa Cota 4RT (четырехтактный двигатель, вес 73 кг).

Смотрите мототриал!