7 мин.

Скучно не было и не будет.

Сказать, что чемпионат получился скучным, а чемпион прогнозируемым, нельзя. Интрига сохранялась до середины августа. За титул по-настоящему боролись два клуба: «Нымме Калью» и «Левадия» — те, которые давно не выигрывали и больше всего хотели.

На третий чемпионский сезон «Флоры» просто не хватило. Клуб по своей философии занят, в первую очередь, подготовкой и продажей за границу молодых футболистов. Поэтому накануне сезона команду покинули игроки атаки: братья Аниеры, Дупиков, Мошников. Пришедший из Тарту талантливый Проса был нестабилен и заменить их в одиночку не смог. К тому же, по ходу сезона постоянно возникали проблемы с выплатой игрокам и работникам клуба зарплат и стипендий, что для президента «Флоры» Айвара Похлака, постепенно превращается в норму. В итоге это сказалось на мотивации футболистов и вылилось в очередной скандал, завершившийся отъездом финского полузащитника Минкенена и ухода в отставку тренера Мартина Рейма. Впрочем, за второе место «Флора» боролась до последнего тура, обыграла действующего чемпиона, но нарвалась на непредсказуемых нарвитян.

Для «Транса» этот сезон получился неоднозначным. Команда осталась без медалей, но провальным можно назвать только первый круг. Руководство клуба, в лице Николая Бурдакова, решило не учитывать опыта соседа — силламяэского «Калева», а поучиться на собственных ошибках. После бронзового сезона 2011, «Транс» решил улучшить ситуацию, пригласив известного российского тренера из системы петербургского «Зенита» и группу безызвестных легионеров. Итог получился плачевным. Выбираться из подвала турнирной таблицы пришлось своими силами и с огромными усилиями. К чести «Транса», сделать это удалось. По ходу восхождения были обыграны и «Флора», и «Левадия», и главный конкурент – силламяэский «Калев». Причем, важную роль сыграли те игроки, которые в Силламяэ не пригодились – Владислав Иванов (на фото, в красной форме, в решающем матче с «Флорой») и Александр Дубыкин, забивший последний и решающий гол сезона. А Влад Иванов стал первым футболистом – лучшим бомбардиром сразу двух клубов – силламяэского «Калева» (10 голов) и нарвского «Транса» (13 голов), а также всего чемпионата.

Силламяэский «Калев» в последние годы отличается незавидной стабильностью. Клуб с чемпионскими амбициями и отличными условиями постоянно оказывается последним в гонке профессионалов. Кадровая политика клуба напоминает лотерею – угадал, не угадал. При этом отношение к футболистам сродни отношению к гастарбайтерам: идет игра – играй, не пошла – до свидания. Сохраняется стабильность и в текучке кадров: если в прошлые годы за сезон проходило по 30 игроков, то в этом – 28, с учетом того, что вратарь Стародубцев отыграл все 36 матчей без замен. Для примера, лидеры «Нымме Калью» и «Левадия» использовали по 21 игроку. Накануне сезона «Калев» отказался от услуг опытных нападающих Никулина и Дупикова, желавших играть за Силламяэ, а в итоге первую половину чемпионата провел вообще без номинальных форвардов. Полузащитник Иванов, игравший на острие, стал лучшим бомбардиром команды за полсезона, но с нервотрепкой был освобожден и возвращен в «Транс». Именно он в очном решающем матче и похоронил надежды «Калева» на четвертое евроместо. Впрочем, были и положительные моменты. Возвращение Кабаева и появление Бебиха добавило силламяэской атаке остроты, а 6 беспроигрышных очков в серии с «Левадией» стали бальзамом на душу болельщиков и сыграли решающую роль при определении чемпиона.

«Левадия», имея очень сложный стартовый график, удивила своей целеустремленностью. В этом году клуб сменил не только состав, тренеров и логотип, но, можно сказать, «сменил ориентацию». Теперь «Левадия» позиционирует себя как молодой эстонский коллектив, хотя на первых ролях по-прежнему остаются футболисты, говорящие по-русски: Морозов, Таар, Антонов, Подхолюзин, Субботин, Кулинич, Артюнин, Смишко. Что принесла такая смена ориентиров? Отрицательный момент – многие прежние болельщики, ходившие на Нахка, Лейтана и Калимуллина, отвернулись от команды, «Левадия» по посещаемости едва не опустилась ниже таллиннского «Калева», существенно проиграв борьбу за столичного зрителя «Нымме Калью» и «Флоре». Положительный момент – новое дыхание в турнирной гонке, по ходу которой, по сути, молодежный состав выдал беспроигрышную серию из первых 25 туров и выиграл Кубок Эстонии. Правда, именно опыта не хватило ни молодым игрокам (средний возраст команды – 22,6 года), ни молодому наставнику Марко Кристалу. Как сказал тренер «Нымме Калью» Игорь Принс, «с юниорами чемпионат Эстонии выиграть невозможно».

Именно поэтому в «Нымме Калью» по крупицам несколько сезонов собирали боевой состав. Сохранив всех ведущих игроков, «черно-розовые» перед сезоном укрепили оборону, пригласив опытных вратаря Телеша и защитника Шишова. Итальяец Куинтери и гамбиец Сиссе усилили атаку. В итоге стабильность состава и хороший микроклимат в команде стали главным залогом успеха. «Нымме Калью» не показывал выдающейся и искрометной игры, но спокойно набирал очки в тех матчах, в которых это было необходимо по статусу фаворита. Расслабиться себе самая опытная команда (средний возраст 27,5) позволила только когда конкуренты заметно отстали. В год своего 90-летия столичный клуб (основан в 1922 году, восстановлен в 1997) впервые стал чемпионом Эстонии.

Вторая половина команд Лиги мастеров провела свой локальный чемпионат за право называться сильнейшей любительской командой и за право играть в Лиге мастеров. Итоги здесь во многом неожиданные.

Городская команда Пайде с самым молодым тренером Лиги 35-летним Меэлисом Рообой вновь доказала свою состоятельность. Сплав опыта ветеранов сборной Эстонии с энтузиазмом молодых любителей приносит положительные эмоции и результаты. На этот раз «Пайде» потрепал нервы командам Северо-Востока и вырвал ничью у «Нымме Калью». Шестое место было вполне предсказуемо. А вот в остальном сплошь неожиданности.

Провал тартуской «Таммеки» можно было предвидеть. Клуб инвестирует во что угодно, только не думает о главной команде. В результате Тарту имеет отличный новый стадион, лучшую среди провинциальных команд посещаемость и полный

провал в спортивном плане. Ежегодно разбазаривая своих воспитанников, «Таммека» в этом сезоне получила логичный вылет из Лиги мастеров.

Таллиннский «Калев» удивил. После первых трех туров команда шла на первом месте, после первой половины – на седьмом. За вторую половину – ни одной победы, выцарапал шесть очков и чудом избежал прямого вылета, продлив сезон на переходные матчи. Настоящий любительский подход.

Два клуба из системы «Флоры» — ФК «Вильянди» и ФК «Курессааре» считались кандидатами на вылет, но сумели сохранить прописку в Лиге мастеров, периодически отбирая очки у профессионалов. Правда, по посещаемости обе команды занимают последние места. Это и понятно, приписка к Вильянди и Курессааре – фиктивная. Обе команды тренируются в Таллинне на полях «Флоры», игроками которой в большинстве своем и укомплектованы.

Особые заметки

Матч сезона

выдал на гора судья ФИФА Кристо Тохвер. 20 августа он, наверное съел что-то не то, или встал не с той ноги. В принципиальном дерби «Левадия» — «Флора», транслировавшемся на ТВ, он назначил три пенальти и все в ворота «Флоры». Причем, последний, уже в добавленное время, был весьма сомнительным. Для пущей убедительности в своей правоте он еще и удалил защитника «Флоры» Метса. Благодаря Тохверу капитан «Левадии» Игорь Морозов вошел в историю: защитник сделал хет-трик с пенальти, а его команда выиграла с удивительным счетом – 5:4. Все остальные спорные судейские решения на фоне этой игры остаются маленькими шалостями.

Смена главного тренера

состоялась в четырех клубах. Нарвский «Транс» своевременно отказался от услуг зенитовского россиянина Сергея Приходько и доверился своему россиянину Алексею Ягудину. А вот тартуская «Таммека» с принятием решения запоздала. Кристьян Тийрик вернулся в обойму команды нападающим, а пост рулевого доверили немецкому греку Йоти Стаматопулосу. Пока тот разбирался что к чему, поезд ушел в направлении первой лиги. Сотрудничество силламяэского «Калева» и Валерия Бондаренко было рассчитано на три года, но завершилось после семи месяцев. Литовец Альгимантас Бряунис принял шедший на четвертом месте «Калев» после 22 тура, но запаса в два очка от нарвитян не хватило. Последняя тренерская рокировка состоялась во «Флоре» за три тура до конца чемпионата. После поражения от «Транса» Мартин Рейм, поддержавший голодающих футболистов, был заменен на Марко Лелова.

Пярнусцы рулят

Еще одна особенность сезона. Вторая футбольная столица, каким с давних пор считался город Пярну, по итогам нынешнего сезона лишилась своей последней команды в первой лиге, в то время как местные воспитанники находятся на ведущих ролях в эстонском футболе. Тармо Рюйтли возглавляет сборную Эстонии, тренер Игорь Принс и играющий директор Сергей Терехов привели «Нымме Калью» к чемпионству. Директор Сергей Хохлов-Симсон и тренер Индрек

Зелински выиграли Кубок и строят новую «Левадию», Марко Лелов возглавил «Флору», а Сергей Ратников руководит таллиннским «Калевом». Пийроя, Ряхн, Зенев, Мошников играют за границей, еще с десяток футболистов – в Лиге мастеров. О своей футбольной родине

позаботится некому…

Полиция полюбила футбол

Окончание сезона не оставило болельщиков и прессу в покое. Еще летом за распространение наркотиков был осужден защитник таллиннского «Калева» Рамеш Мамедов, но эту информацию выдали только в ноябре, после того как выяснилось, что футболист «Нымме Калью» и сборной Эстонии Оливер Конса по аналогичной статье попал под подозрение полиции. Тут же Эстонский футбольный союз опубликовал заявление криминальной полиции об успешном расследовании незаконных ставок на тотализаторе футболистами нарвского «Транса». Правда при этом умолчал, что имущество президента ЭФС и «Флоры» Айвара Похлака было арестовано из-за долговых требований Налогового департамента. Одним словом, игры продолжаются, скучать некогда, и есть над чем подумать.

                       Очки Средний возраст Средняя посещаемость

1. Нымме Калью    92      27,5                            290

2. Левадия            83      22,6                            230

3. Флора               81      23,5                            284

4. Нарва Транс      55      27,8                            125

5. Калев Силламяэ 55      24,7                            161

6. Пайде                42      25,2                            162

7. Вильянди           26      20,9                            123

8. Курессааре        26       22,2                           140

9. Калев Таллинн   21      23,6                           195

10. Таммека           20      22,6                            210