12 мин.

Будущее турнирной таблицы

Несколько лет назад, когда я только начинал писать на Sports.ru, самым большим недостатком «Трибуны» для меня была невозможность вставить в текст такую банальную вещь, как таблицу. Я долго пытался донести до редакции мысль о том, что отсутствие таблиц на спортивном сайте это нонсенс. А как же турнирные таблицы? Как же таблицы результатов, составов и прочее-прочее? Таблицы, говорил я, это уникальный инструмент, позволяющий передавать информацию максимально концентрировано и очень наглядно. Одна таблица, говорил я, может заменить пару страниц текста. Дайте, уважаемая редакция, нам таблицы, пожалуйста. Не дали.

Это было, повторюсь, три-четыре года назад. Если же вы спросите меня о том, тоскую ли я по невозможности нормально вставлять в записи мои любимые таблицы сегодня, я отвечу отрицательно. И не потому, что я разуверился в их полезности, нет. Они все еще неплохо справляются там, где бессильны текст, движущиеся картинки и видео – когда нужно представить положение команд в чемпионате, например. Но дело в том, что обычные таблицы: ячейки с текстом внутри – на данный момент устарели примерно так же, как печатные машинки. Сегодня на ваш вопрос о том, нужны ли мне все еще таблицы на Sports.ru, я бы ответил так: нужны, но желательно такие, которые... э-э-э, как бы так, помягче... в общем, такие, чтобы умели бегать и искриться.

Я не сошел с ума. Следите за руками, сейчас я покажу вам будущее визуализации спортивной статистики.

Трудности с таблицами

У обычных таблиц, при всех их достоинствах, есть два недостатка. Первый заключается в том, что с их помощью невозможно визуализировать динамическую информацию. Таблица не может рассказать историю, а способна только показывать финальный результат. Возьмем, к примеру, часть таблицы, которая сейчас снится большинству читателей сайта:

Она демонстрирует итоги предварительного турнира, но не дает никакого представления о том, как команды оказались в этой ситуации. Сейчас вы, может быть, еще помните, кто и в каком порядке играл, и какие были расклады после первого и второго круга, но через пару месяцев история забудется, останутся только финальные цифры.

Второе слабое место таблиц – плотность информации. У обычного текста таблица выигрывает в одни ворота: представьте себе всю ту же турнирную таблицу группы А в текстовом виде. «После двух матчей команда Бразилии занимает первое место с четырьмя очками, на втором месте Мексика...» и т.п. Но в любое графическое изображение помещается уже куда больше данных, чем в традиционную таблицу. Отсюда, собственно, растут ноги у популярности различного рода инфографики. Нарисовали, допустим, человечка в желтой форме чуть меньше, чем человечка в красной, и уже понятно, что средний рост футболистов Бразилии меньше, чем у игроков Англии. Но у инфографики свои недостатки, главные из которых – сложность дизайна для каждого конкретного случая и трудоемкость реализации. Таблицу в Excel набросать намного проще, чем делать, например, вот такое. Но в таблицу с теми же данными трудно сделать настолько же компактной и, при этом, легко усваиваемой.

Но, стоп. Почему же раньше таблицы всех устраивали, и никого не волновало, что они статичны и недостаточно насыщены данными, а теперь мы считаем это крупным недостатком? В первую очередь потому, что изменились носители информации.

От газеты к HD

Двадцать лет назад визуальным источником новостей были газеты. Вы помните, какого качества были газетные фото? Я помню. Разглядеть черты лица спортсмена удавалось, только если фото  было достаточно большим. На мелких фотографиях в том же «Спорт-Экспрессе» не всегда получалось разобрать даже то, какого цвета кожа у баскетболиста. Потом, ближе к концу девяностых, появился интернет с фото лучшего качества, на которых уже можно было отличить одного центрового джордановских Bulls (Билла Уэннингтона) от другого (Люка Лонгли) не только по степени бородатости. Опять же, на тот случай, если вы позабыли, стандартным разрешением экрана компьютера в те годы было 640 на 480 точек. Сейчас, пятнадцать лет спустя, среднестатистический монитор имеет разрешение как минимум Full HD (в семь с половиной раз больше пикселей, т.е. во столько же раз больше информации можно отобразить). Даже экран «айФона» имеет в два с лишним раза большее количество пикселей, чем 14-ти дюймовый монитор в конце 90-х. «АйПэд» и другие планшеты – в 10 с лишним раз. Улучшение качества носителей информации сделало возможным использование фото и видео высокого разрешения, и только таблицы остались прежние, из газетной эпохи: строчки и колонки.

Чтобы осознать комизм этой ситуации, достаточно зайти на любой крупный спортивный сайт, предоставляющий статистику в табличной форме. Возьмем, к примеру, NBA.com. Вот пример типичной таблицы с этого сайта:

Ура, у нас теперь есть большие экраны, давайте же, наконец, перейдем от устаревших таблиц в несколько колонок и десяток строк к новым – из двадцати колонок и ста строк! Если бы телевидение использовало переход от технологий прошлого века к HD подобным же образом, телевизионная картинка сегодня выглядела бы так:

Фантастическая перспектива, не так ли? К счастью, HD в телевидении и кино не идет по пути умножения. Высокое разрешение – это не все триста спартанцев одновременно на одном экране (а в прошлом веке бы влезло только 30, ура!), а больше деталей, полутонов и нюансов.

Но как могут обычные таблицы использовать улучшение качества носителей информации?

Несколько вариантов ответа на этот вопрос я услышал недавно на лекции Эдварда Тафта (Edward R. Tufte), профессора из университета Йеля. Темой лекции был дизайн информации, т.е. поиск наилучшего предоставления тех или иных данных в визуальной форме. В частности, Тафт немного рассказывал о возможных способах презентации спортивной статистики, так что идеей этой статьи я обязан ему.

Два способа улучшения таблиц, о которых рассказывал Тафт, заключаются в использовании спарклайнов (sparkline, буквально «искрящаяся линия») и «бегущих таблиц» (running tables).

Искрящиеся линии

Спарклайны, если верить Вики, были изобретены дизайнером Петром Зелченко в 1998-м году для отображения биржевой информации, а сам термин предложил уже известный нам Эдвард Тафт. В определении Тафта спарклайн это «небольшое графическое изображение, внедренное в контекст слов, цифр или других изображений». Или, в нашем случае, таблиц.

Проще всего продемонстрировать, что такое спарклайн на примере турнирной таблицы. Вот как выглядит таблица результатов минувшего сезона в NFL для дивизиона NFC North:

Если не брать в расчет то, какие команды находятся на первой и последней строчках, то это хорошая таблица. В ней есть число побед и поражений, процент побед, набранные и пропущенные очки, разница очков, число тачдаунов, и так далее. Эта таблица даже пытается рассказать историю чемпионата, показывая результат команд в последних пяти матчах. Но попытка эта не очень удачная. Ну, хорошо, у «Детройта» были проблемы в концовке сезона, а что было до этого? А как «Миннесота» играла в последних трех играх? Какой клуб лучше начал чемпионат? Ответы на эти вопросы получить из таблицы невозможно.

Теперь посмотрим на ту же таблицу, но улучшенную с помощью спарклайнов:

Появившаяся колонка «Сезон» показывает результаты команд в каждом конкретном матче. Синий прямоугольник вверху – победа; красный внизу – поражение; тонкий отрезок – ничья; пропуск – неделя отдыха. Теперь видно, что лучше всех начали сезон в «Чикаго»; «Грин-Бею» удался отрезок в середине чемпионата и концовка; «Детрой» провалил вторую половину сезона, проиграв шесть матчей из семи, а «Миннесота» выигрывала уже тогда, когда это было никому не нужно.

Мы убрали несколько столбцов с другой информацией из таблицы, чтобы вместить спарклайн, но это было сделано нарочно, а не потому, что не хватало место. Дисплеи высокого разрешения позволяют использовать спарклайны даже тогда, когда требуется показать много информации:

Сравните это с самой первой таблицей с сайта NFL. Все те же цифры, плюс полная информация о том, как складывался сезон для каждой из команд!

Как источник данных для спарклайнов можно использовать не только победы и поражения, но и процент побед на данный момент, т.е. после конкретного тура/недели. Это удобно для лиг, в которых проходит много матчей, а не только 16, как в NFL.

Вот, к примеру, результаты Центрального дивизиона NBA в сезоне 2013/14:

Дополнительно красными точками отмечены минимумы, а красными – максимумы.

Видно, что «Индиана» начала здорово, но постепенно сдавала по ходу сезона, «Чикаго», наоборот, прибавляли, что же до остальных клубов, то они были аутсайдерами в течение всего года. Само собой напрашивается логичное улучшение таблицы – ведь можно же сделать так, чтобы спарклайны накладывались друг на друга, и было видно, как команды выглядели относительно соперников. К этому мы еще придем, а пока давайте рассмотрим еще несколько вариантов использования спарклайнов. Вот, к примеру, «искрящаяся линия», подсмотренная мною на Pro Basketball Reference. Там используют спарклайн не только для того, чтобы показывать победы и поражения по ходу сезона, но еще и итоговую разницу в счете:

Зеленые полоски вверху это победы, красные внизу – поражения, чем длиннее полоска, тем больше разница очков. «Милуоки», похоже, не просто много проигрывали, их громили все, кому не лень…

Подобный спарклайн тоже можно уместить в таблицу результатов:

Еще один способ использования спарклайна – для отображения вероятности победы или поражения по ходу игры:

Последние несколько минут матча между «Миннесотой» и «Балтимором» в прошлом году были просто сумасшедшие. Попробуйте передать это, просто указав счет игры, пусть даже и по четвертям!

Четыре года назад NY Times пытались использовать спарклайны для кодирования всей важной информации о предыдущем чемпионате мира по футболу. Отчет о матче выглядел вот так:

Всего одна таблица – и вся игра у нас перед глазами.

Бегущие таблицы

Если наложить несколько спарклайнов друг на друга, то можно оценивать результаты команд или спортсменов друг относительно друга. Рассмотрим, для примера, все тот же процент побед для Центрального дивизиона NBA:

График справа отображает, как менялся процент побед для каждой команды. Каждому клубу назначен свой цвет (фон в первом столбце и цвет линии в графики), тонкие горизонтальные линии на графике отмечают 0%, 50% и 100%.

И снова вместо статичной таблицы мы видим историю. Как бы ни сдавала «Индиана» по ходу сезона, они всегда были лучше любой другой команды в их дивизионе. «Чикаго» в какой-то момент после удачного первого месяца упало до четвертого места, но потом прибавляло до самого финиша. «Детройт» и «Кливленд» шли ноздря в ноздрю, а «Милуоки» были худшими весь год.

Такие таблицы Эдвард Тафт предлагает называть «бегущими», т.к. они показывают не только некоторое конечное значение – результат на финише сезона в нашем случае – но и то, каким образом оно было получено.

Вот еще один вариант бегущей таблицы, более элегантный, чем тот, что построил я:

Такая улучшенная таблица занимает, конечно, больше места, чем обычная, но зато и информации на ней в несколько раз больше. И ведь таким образом можно показывать не только победы и поражения. Гонка бомбардиров, средняя результативность команд и отдельных игроков, количество желтых и красных карточек для сборной, пропущенные шайбы для вратаря – для любого статистического показателя, который интересен не только финальным результатом, но тем, как он менялся по ходу дела, спарклайн или бегущая таблица будут куда лучшим способом отображения, чем традиционная таблица.

Вот отличный пример того, как спарклайны использовались для демонстрации хода гонки Формулы-1:

И, наконец, самое замечательное во всех этих новшествах то, что для их использования не нужно иметь каких-то специальных инструментов. Для веба существуют библиотеки функций, позволяющие рисовать спарклайны так же просто, как обычные таблицы. В Excel-е спарклайны доступны для использования с 2009-го года. На то, чтобы создать все спарклайны и бегущие таблицы для этой статьи мне потребовалось около часа, и большая часть времени ушла на поиск данных.

Возможное будущее?

В самом начале я написал о том, что новые улучшенные таблицы – это будущее визуализации статистики. На самом деле это, конечно, только возможное будущее. До тех пор, пока крупные спортивные сайты и веб-порталы лиг игнорируют подобные новшества, спарклайны и бегущие таблицы будут использоваться исключительно фанатами статистики. А полезная площадь экрана вашего смартфона или планшета будет занята рекламными баннерами и высокодетальными фото подружек футболистов. Вот если бы Sports.ru стал пионером в использовании спарклайнов в русскоязычном спортивном интернете… Впрочем, мое дело, как всегда – только предложить.