3 мин.

Про царя, пошлины и российский футбол

В самой большой стране мира есть один маленький город. На самом деле, совсем не маленький - самый большой город России, у которого нет своей личной области. И имя он носит гордое, в честь итальянского коммунистического деятеля, долго пожившего в Союзе - Тольятти.

Путеводитель из классического романа Ильфа и Петрова предлагает нам: 

"...вспомнить далекое прошлое, когда неорганизованные бунтарские элементы, бессильные переустроить сложившийся общественный уклад, "гуляли" тут, наводя страх на купцов и чиновников..."

Эх, хорошо бы навести опять страх на купцов и чиновников!

И было (есть, да и, дай бог, будет) в большом городе огромное градообразующее предприятие, по имени - АвтоВАЗ.

АвтоВАЗ

История, благо она совсем недавняя, известна всем с мала до велика - когда 1/6 суши превратилась в 1/7, в страну хлынул поток Мукунок иномарок, в том числе б/у, с которыми конкурировать была задача не из простых. Но как-то справлялись, пока на заводе не появилась команда эффективных менеджеров из столицы. А там и кризис пришел. И, чтобы поддержать отечественного производителя и сделать отечественный товар более привлекательным для россиянина, решили сделать менее привлекательным товар зарубежный - введя огромные пошлины. Вспомнить эти интереснейшие события поможет Сказка про царя, пошлины и Волокушечный Аграмадный Завод.

 

Тот самый Мукунку

Что лимит на легионеров, что пошлины на иномарки - на мой взгляд, беспозитивный протекционизм схожего толка. Отечественный товар - футболистов/автомобили - предлагается брать не потому, что они лучше, а потому, что наверху захотели сделать так, чтобы иностранный брать стало неудобно. Вместо вывода своего товара на тот качественный уровень, на котором он бы смог поспорить с зарубежным -  разработки новых технологий и моделей, оптимизации производства, ликвидации кумовства (обустройства школ и полей, популяризации спорта, ликвидации кумовства) сверху говорят - давись, но ешь, что дают. И все это подается под патриотическим соусом заботы об отечественном производителе, под которого выдели еще миллиардов 20 и поезди на том, что он делает сейчас, так он будет делать машины безопаснее Volvo, быстрее Saleen и красивее Mercedes - в нашем случае предлагается, соответственно, посмотреть на детей лимита еще чуть-чуть, пока они жарким летним днем 2018 года не поднимут над головой кубок Чемпионов Мира на радость переполненным Лужникам. Вместо того, чтобы попытаться решить проблему на качественном уровне, мы наоборот искусственно уходим от конкуренции с людьми, которые умеют делать то, чему мы тоже хотим научиться. Захлопываем крышку своего котла и продолжаем там самозабвенно вариться.

Ну а если ты вдруг против - то ответ тебе заготовлен еще 5 лет назад: 

"Это вообще самая простая позиция - давайте ничего не делать, качать нефть и закупать иномарки...Тем, кто ругает наш автопром - тогда научи, чтобы "Жигули" были лучше "Лексуса". Не можешь? Тогда молчи!"

Вот так вот. Это ты, ты виноват, что не хочешь терпеть беспомощность чинуш. Да и в их беспомощности тоже ты виноват. Ты же не добился. Научи Давыдова играть лучше Месси. Не можешь? Ну, тогда все ясно с тобой.

Но что получилось в итоге, спасли ли отечественный автопром пошлины? Нет, АвтоВАЗу помог пришедший туда Комаров, бог руководства на фоне трех предыдущих управленцев, и его политика, в том числе как повальные сокращения лишних ртов на самом верху, так и большое сокращение всех работников завода в принципе.

А сейчас больше половины акций нашего крупнейшего концерна принадлежат японо-французам. И он в результате этого даже стал делать автомобили вместо волокуш. Российский футбол, к сожалению, продавать некому.