5 мин.

Арсен Венгер предоставил молодежи «Арсенала» слишком много комфорта

На жестокое унижение, которое испытал «Арсенал» в среду в матче против «Милана», немедленно отреагировали ведущие СМИ Англии, а в «Гардиан» эту тему в своих блогах так или иначе затронуло большинство авторов. Не имея возможности рассказать о всех материалах, мы представляем перевод статьи Ричарда Уильямса. Он отмечает, что Арсен Венгер предоставляет своим игрокам слишком комфортные условия, вследствие чего футболисты не воспитывают в себе бойцовские качества, а потому и не могут играть на равных с лучшими клубами Европы.

Тьерри Анри покидал поле «Сан Сиро» в обнимку со Златаном Ибрагимовичем, причем на память Тьерри получил также футболку шведа, который сейчас приносит «Милану» пользы не меньше, чем приносила французская дружина «Арсеналу» на рубеже веков. В своем практически гарантированном последнем появлении на поле в цветах клуба из Северного Лондона Анри провел 45 минут в отчаянных попытках вытащить команду из ямы, в которой она оказалась по ходу игры. Было несколько грустно видеть великого игрока неспособным предотвратить катастрофу в худшем из 222 сыгранных «Арсеналом» матчей в еврокубках.        

Еще грустнее оказалось появление 18-летнего Алекса Окслейда-Чемберлена, брошенного в битву за 25 минут до финального свистка, который также не помог команде хоть как-то сохранить лицо в матче, сыгранном лондонцами настолько отвратительно, что критики Арсена Венгера могли смело выпускать язвительные стрелы задолго до его окончания.      

Окслейду-Чемберлену досталась футболка другого молодого таланта, Алешандре Пато. За отведенное ему время молодой англичанин, купленный летом за 12 млн. фунтов, сумел продемонстрировать полное превосходство над левым защитником хозяев Лукой Антонини, выдав две отличные передачи в штрафную, одна из которых не завершилась голом только благодаря великолепному сейву Кристиана Аббьятти. Однако необходимо констатировать факт, что команда Чемберлена в последнее время выступает гораздо ниже своего привычного уровня. Без учета 2011 года «Арсенал» под руководством Арсена Венгера выиграл 58% и проиграл 18% из 831 матча. Из 56 игр, проведенных за последние 12 месяцев «канониры» выиграли всего 47% и проиграли 30% встреч.      

В трофейной засухе, которая длится аж с 2005 года, Арсена Венгера не обвиняет только ленивый. Что же касается конкретно игры против «Милана», странным и справедливо критикуемым является решение тренера не выпустить с первых минут Окслейда-Чемберлена. Однако он все же вышел под занавес матча, и это стало его третьим выступлением в Лиге Чемпионов (после двух игр против «Олимпиакоса» на групповом этапе) в общей сложности и первым на стадии плей-офф. Его предыдущая игра заставляла думать, что он не стушуется ни на «Сан Сиро», ни где-либо еще. Он быстр, мощен, обладает чудесной техникой – этот компонент он явно унаследовал от своего отца, незабвенного вингера «Сток Сити» и сборной Англии Марка Чемберлена – и кажется, что он всегда находит правильные решения, в какой бы ситуации ни оказался. Как и Джек Уилшер, которого сейчас так не хватает команде, Алекс знает, что будет делать с мячом еще до того, как получает его, а это - верный признак выдающегося футбольного таланта.

Другой компонент, отличающий  Окслейд-Чемберлена наравне с Уилшером от многих других молодых игроков, которые играли под руководством Венгера в разное время, - это спортивная жесткость в каждом жесте, каждом движении на поле. Его физическая сила подкреплена ментальной устойчивостью, что позволило ему открыто жаловаться спустя всего несколько месяцев после перехода из «Саутгемптона» на отсутствие возможностей играть за первую команду. За его вежливыми словами в интервью заметны упрямство и жесткость, которых так не хватает нынешнему «Арсеналу». Дефицит этих качеств явно заметен у двух других молодых талантов, на которых давно возлагаются огромные надежды, - Тео Уолкотта и Аарона Рэмзи. 

За шесть лет, проведенных в первой команде «Арсенала», Уолкотту следовало бы распрощаться с мальчишеством, из-за которого он так часто становится легкой добычей для более или менее искушенных защитников. Непосредственность и игра по моменту совсем не то же самое, что юношеский шапкозакидательский задор, и в свои 22 года он бы мог показывать гораздо более взрослый футбол. То же самое касается и Аарона Рэмзи, который годом моложе Уолкотта. Валлиец уже достаточно давно восстановился от двойного перелома ноги и не стоит делать скидки на эту травму. Поэтому можно смело говорить, что сейчас он лишь бледная тень того изобретательного и динамичного игрока, каким Аарон был до повреждения, полученного в феврале 2010 года.

Он также проявляет явные признаки мальчишества: когда делает неточную передачу или смазывает удар, то первым делом театрально хватается за голову, тратя драгоценные секунды, вместо того чтобы сразу же попытаться исправить свою ошибку. Эта его привычка сильно раздражает, к тому же он совсем растворяется на поле, когда команда играет плохо. Поэтому удивляет, что же такого увидел в нем Гарри Спид, что назначил Аарона самым молодым капитаном сборной Уэльса  в истории.

Наверно, не совсем справедливо возлагать вину за поражение только на этих двух игроков, когда практически вся команда провалила встречу. Однако именно эта парочка символизирует не просто безмерную веру Арсена Венгера в молодых талантливых футболистов, начавшуюся сразу после эры Непобедимых и ухода из команды таких закаленных в боях несгибаемых игроков, как Патрик Виейра, Денис Бергкамп и Тони Адамс, но также крах всего «молодежного» проекта французского наставника.    

И хотя оба игрока вспышками могут выдать футбол запределельного уровня, кто знает, в футболиста какого класса мог бы вырасти тот же Рэмзи, попади он под начало Сэра Алекса Фергюсона или Дэвида Мойеса, которые хотели его подписать в 2008 году. Однако Аарон выбрал «Арсенал» после того, как Венгер лично летал в Швейцарию и убедил его и его семью, что в Северном Лондоне молодой игрок получит наилучшие возможности для развития. Многие другие, включая Уолкотта и Окслейда-Чемберлена, попали в стан «канониров» примерно тем же образом. Вероятно, Венгер создал для своих молодых дарований слишком комфортную атмосферу, в которой они могут совершенствовать и шлифовать свои задатки, но не закалять характер, и в которой слишком легко прощается детская наивность. Что ж, к чему приводит подобная философия, мы могли аблюдать в среду вечером на «Сан Сиро».   

 Richard Wiliams, guardian.co.uk