Видео
5 мин.

Убийца из Темуко

В конце года принято подводить итоги, составлять хит-парады, рассказывать о самых ярких своих впечатлениях. Попробую и я сделать нечто подобное, ограничившись тематикой нашего блога.

Событий было много: закономерный пекинский успех Аргентины или неожиданная победа эквадорского ЛДУ в Кубке Либертадорес, первые за несколько лет чемпионства «Ривера» и «Боки» или третий кряду триумф «Сан-Паулу», появление новых звезд (Кеиррсон, Буонанотте) или возрождение Андреса Д`Алессандро из футбольного небытия. Все это было здорово, а иногда даже чертовски приятно.

Однако в моей личной иерархии латиноамериканского футбола присутствует нечто, заставляющее отодвинуть все вышеперечисленное на второй план. Я имею в виду завершение карьеры Марсело Саласа. И само по себе, и в контексте феерической игры обновленной сборной Чили.

В отличие от Аргентины, футбольное божество которой существует в едином лице, святая троица чилийкой футбольной церкви состоит из Элиаса Фигероа, Ивана Саморано и Марсело Саласа. Если первые двое попали на иконостас «в связи и по достижении», то Салас – скорее «вопреки». Вопреки отмеренному природой таланту, вопреки травмам и скоротечности его футбольного века и, наконец, вопреки тому, что ему приходилось начинать свой футбольный путь, находясь в тени уже взошедшей звезды Ивана Саморано.

Появившись на свет в декабре 1974 года в поэтической столице Латинской Америки – небольшом городке Темуко, известном прежде лишь именами нобелевских лауреатов Габриэлы Мистраль и Пабло Неруды, Марсело Салас рос малопримечательным мальчуганом. Небогатая семья, государственная школа, футбольная секция местного провинциального клуба – все было чрезвычайно серо и обыденно за исключением одного. По уверениям его детских тренеров, уже в 7-летнем возрасте Салас был абсолютно убежден, что вскоре он примерит футболку национальной сборной. Особенно удивителен этот факт, поскольку единственный параметр, по которому маленький и субтильный мальчик превосходил своих сверстников – невероятное усердие на тренировках, переходившее в неуемную жажду борьбы на футбольном поле.

Трудолюбие начало приносить первые плоды в 17 лет, когда Салас вслед за одним из своих тренеров перебрался в столицу и попал в молодежную команду клуба «Универсидад де Чили», а уже в 18 – вышел на поле в одном из матчей высшего чилийского дивизиона. Еще через год, сделав хет-трик в дебютном для себя «классико» против «Коло-Коло», Салас в одно мгновение превратился в героя половины нации.

Став знаменитостью, Марсело не утратил почву под ногами и продолжил штамповать голы, приведя «Универсидад» к двум подряд званиям чемпиона. После того, как детского прозвище «Чамуло» с легкой руки прессы превратилось в «Эль Матадор» («убийца») юный нападающий задумался о возможности перебираться в более сильный чемпионат. Как и лирический героя популярной в начале 90-х песни аргентинской группы «Los Fabulosos Cadillacs», в честь которого он и стал «Матадором», Марсело Салас захотел получить все и сразу и принял приглашение «Ривер Плейта». Именно в тот момент команда Рамона Диаса постепенно превращалась в континентальную «Дрим-Тим», собирая под свои знамена таких футболистов, как Энцо Франческоли, Ариэль Ортега, Сельсо Айяла, Лео Астрада, Матиас Альмейда, Марсело Гальярдо, Хуампи Сорин, Пабло Аймар, Сантьяго Солари... Чилиец с легкостью вписался в состав «миллионеров» и за считанные матчи сумел завоевать любовь болельщиков «Ривера».

Выиграв напоследок Кубок Либертадорес и получив заслуженную награду лучшему футболисту Южной Америки, Матадор сделал следующий шаг в карьере и в 1998 году уехал покорять сильнейший на тот момент чемпионат – итальянскую серию А.

Тренер «Лацио» Свен-Йоран Эрикссон решил сколотить ничуть не менее звездную команду. Дуэт Салас-Вьери, а позже Салас-Креспо был призван наводить ужас на оборону соперников. Ставка на Саласа была не случайной. Юношеское усердие окончательно трансформировалось в инстинкт убийцы, а редко встречающееся сочетание резкости и умения продавить практически любого защитника на целых три года закрепило за Матадором статус одного из самых безжалостных форвардов мирового футбола. Сравнение с Гердом Мюллером не раз звучавшее из уст шведского тренера, уже мало кем воспринималось в качестве аванса.

На этом можно поставить многоточие. Восхождение Саласа прервалось в своей высшей точке из-за рецидива травмы колена сразу после перехода в «Ювентус». Отыграв всего пару месяцев, в октябре 2001 года Матадор фактически завершил карьеру топ-форварда, которая к тому моменту продолжалась лишь 8 лет. Далее было долгое лечение и последовавшее за ним путешествие по местам боевой славы: вначале в «Ривер», потом в «Универсидад де Чили» и наконец, осенью этого года – в родной Темуко уже в качестве президента собственного клуба.

Именно такой видится футбольный путь Марсело Саласа, если наблюдать за ним из Европы. В Чили все воспринимается немного иначе. Клубные подвиги – это лишь фон для лучшего бомбардира в истории сборной Чили. Молодой или уже постаревший, здоровый или больной, мало кому известный или находящийся в ранге небожителя – Салас неизменно являлся лидером сборной своей страны, которая впервые с бронзового 1962 года внушала уважение всем своим соперникам.

Чтобы понять, что забил именно он, зачастую не обязательно было дожидаться фирменной коленопреклоненной подписи. Достаточно было распознать его игровой почерк, позволявший ему первым (пусть и на долю секунды раньше защитника) прийти на свидание с мячом. Таким, к примеру, был предпоследний гол за сборную, забитый Саласом осенью прошлого года в ворота сборной Уругвая.

Это было уже при Марсело Бьелсе, в команде которого на первых порах Матадор выполнял функции даже не вожака, а играющего тренера. Вчерашние футболисты молодежной сборной в течение полугода играли и тренировались рядом со своим кумиром. Возможно, в том числе, это способствовало созданию новой команды, способной уже сейчас в чем-то превзойти поколение Саласа-Саморано. Победить сборную Аргентины легендарному дуэту так и не довелось.