5 мин.

Человек, запатентовавший чай с лимоном, или как становятся гениями

Как говаривал один писатель-фантаст времён молодости моего отца, "автор не тот, кто первый сказал "а", но тот, кто первый сказал "я". А может, и не фантаст, возможно, даже и не писатель, давно папа рассказывал, уже не помню. Но фразу запомнила. Оная, как мне кажется, довольно точно отражает некоторые тенденции, скажем так, современных (и не очень) реалий. И понимать её следует не только в том смысле, что важно не кто начал, сгенерировал идею, и кто придал ей окончательную готовую к употреблению форму, что само по себе немаловажно, как мы убедимся в дальнейшем, но так же и в том смысле, что не менее значимо, у кого достанет смелости взять на себя ответственность, поставив под ней свою подпись. Ведь, заранее никогда не угадаешь, что из этого выйдет. Редко бывает так, чтобы кто-то выдумал что-то "с нуля", обычно идея довольно долго носится в воздухе, и надо обладать чутьём, интуицией, духом авантюризма в хорошем смысле, чтобы всенародно заявить: моё! Примеров тому несть числа.

                             

Как известно, Дарвин не в одиночку создал свою знаменитую теорию эволюции, он всего лишь продолжил дело какого-то своего родственника (кажется, дяди), творчески развил и довёл до ума (а заодно и до публики). Специальная теория относительности Эйнштейна тоже была придумана вовсе не им, а неким французским математиком по имени Анри Пуанкаре – но кто об этом сегодня помнит кроме специалистов? А всё потому, что у Пуанкаре не хватило смелости взять ответственность на себя, и он, якобы из скромности, постоянно кивал на Лоренца, дескать, если что, все вопросы к нему. А у Эйнштейна хватило. Молодец! Что бы мы без него делали.

                              

О литературе и говорить не стоит. Здесь все воруют друг у друга без зазрения совести. Так, знающие люди утверждают, будто чуть ли не все пьесы Шекспира написаны на чужие сюжеты. Очень может быть. И что с того, если они от этого только выиграли? Сюжеты, в смысле. Часто бывает, что обработка лучше оригинала. Достаточно ознакомиться с аутентичным вариантом сказки о рыбаке и рыбке, чтобы убедиться, насколько пушкинская версия лучше.

                             

У служителей муз такое поведение в порядке вещей и даже воровством не считается. Тем более не зазорно воровать у классиков, особенно у мёртвых (и желательно не оставивших наследников). Заимствуйте на здоровье, потомки вам только спасибо скажут. Разумеется, если вы попытаетесь позаимствовать что-нибудь у Дарьи Донцовой или у создателя "Кода Да Винчи" - тут их адвокаты в два счёта свернут вам шею, доказав как дважды два, что это именно воровство. Но кому они нужны, чтобы у них что-то заимствовать? Идей полно, они буквально валяются под ногами. Причём, нас не должна смущать кажущаяся простота многих из них. Недаром говорят "всё гениальное - просто". Так, по опросам населения, в номинации на наиболее значительное достижение цивилизации двадцатого века с большим отрывом лидирует канцелярская скрепка. Не адронный коллайдер, не марсоход, не космический телескоп "Хаббл" или доказательство какой-нибудь теоремы Ферма - простая скрепка! (патент № 121.067).

               

Ещё пример. Один предприимчивый мещанин прикрутил веб-камеру к птичьему гнёздышку у себя над крыльцом и стал транслировать напрямую в интернет без купюр всё там происходящее. Кто бы мог подумать, что эта немудрёная затея соберёт миллионную аудиторию!? Слава, деньги, предложения рекламных компаний, толпы поклонниц таланта…. Поздно теперь, кусая локти, задаваться риторическим вопросом "как же так, почему не я, ведь на поверхности лежало!"

                

Подведём итог. Гений, вопреки распространённому мнению, вовсе не уникум креативности, странный чудак, фонтанирующий не менее странными идеями, но тот, кто способен благодаря своему чутью, интуиции, деловой хватке и недюжинной смелости выделить в мутном потоке бесхозных идей нечто достойное внимания общественности. Вот, собственно, и всё, что я хотела сказать. 

             

Постойте, но где же человек из заглавия, где обещанная история о том, как он сказочно разбогател на этом, несомненно, величайшем в истории человечества изобретении, где хеппи-энд с волнующим описанием, как на вырученные деньги доселе прозябающий в безвестности простой гражданин, а ныне счастливый обладатель авторского права и любимец публики сменил мебель в квартире, гардероб, машину, приобрёл мобильный телефон последней модели и даже поменял жену на более молодую и красивую, а затем отправился с ней в турпоездку по экзотическим странам? "Где это всё?" - спросит возмущённый читатель. И будет прав. Терпение, всего лишь ещё немного терпения, о, благородный читатель, да продлит господь твои дни, не торопись обвинять меня в мошенничестве и слать гневные письма в союз по защите прав потребителей, я приберегла для тебя нечто получше, чем банальные картинки чужого счастья. Внимание, этим счастливцем можешь стать ты! Да, да, ты не ослышался, я дарю тебе эту идею! Забирай! Шлифуй, полируй, доводи до совершенства, уточняй ингредиенты и патентуй. Патентуй, пока не поздно, пока этого не сделал кто-то другой, и тебе не пришлось платить авторские отчисления всякий раз, когда решишь побаловаться чайком с лимоном.

Продолжение здесь.