2 мин.

Историческая справка

Очень давно и в неизвестной местности. Тронный зал, на троне – царь. Зачитывает выстроившейся перед ним шеренге поэтов  отрывки из роскошно оформленной книги.

                                 

Закончив чтение, после торжественной паузы:

- А теперь я спрашиваю вас, остолопы, кто из вас мог бы создать такое?!

- О, Могущественнейший! Но зачем непременно такое? Мы могли бы создать что-нибудь другое…

Подбегает к говорившему и с размаху бьёт его увесистым томом по голове. Остальные радостно хохочут (в те далекие времена человеку  несвойственно было просчитывать ситуацию на несколько ходов вперёд или задумываться о том, что так же как поступили с другим, могут поступить и с тобой). Царь возвращается на трон.

- Ответ неверный. Спрашиваю ещё раз: кто из вас мог бы написать так же?

- Если бы было достаточно времени для изучения материала… попытаться повторить… - неуверенно начинает другой.

- Ты учёный? Аналитик? Или ты совсем дурак? – перебивает его царь. – Разве я сказал «точно так же», бестолочь? Я сказал не хуже!

- Но именно так ты и сказал… - пытается оправдаться тот.

- Молчи, несчастный, или я сделаю тебя самым несчастным из несчастных! Хоть этим будешь отличаться, посредственность! Пятьдесят ударов плетьми и тридцать лет и три года разбирать древние папирусы – изучай, филолог, надеюсь, времени хватит!

Итак, я повторяю вопрос, слушайте внимательно: кто мог бы написать не хуже?

- Ну, я бы мог, - выступает вперёд, ковыряясь в носу, молодец слева, - пожалуй, даже лучше (задумчиво рассматривает козюлю). Между нами говоря, ничего ведь особенного…

- Что??? Сварить в кипятке! Немедля!!!

- Но почему в кипятке? Хотя бы в молоке священной коровы! – возмущается тот, чуть не плача. – Я буду жаловаться!! (его уводят стражники)

                                 

- Спрашиваю последний раз, кто из вас мог бы создать подобное?

Служители муз смущённо переминаются с ноги на ногу. Наконец находится один сообразительный юноша:

- Никто, о, Величайший! Никто из присутствующих здесь, никто из живущих под луной и под солнцем не сможет даже на расстояние стрелы, пущенной из лука, приблизиться к этому шедевру!

- Фух, - устало выдыхает царь, воздев глаза к потолку, - ну, наконец-то я слышу речи, достойные человека обладающего вкусом. Садись от меня по правую руку, отныне ты будешь главным придворным поэтом!

                                  

Царя звали Ритор. Книгу стихов написал он. Так родилась наука филология (от др.- греч. φιλολογία, «любовь к непонятным словам»), а каверзные вопросы, подобные этому с тех пор стали называть риторическими.