11 мин.

БОГИНЯ. Часть 4 – Покорение Уимблдона

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

<<                                                                                                                            >>

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Я просто выбрасываю достоинство на ветер и думаю только об игре»

                                                                                                                                 Сюзанн Ленглен

 

По окончании Первой Мировой войны Европа и Америка были охвачены «спортивной лихорадкой». Благодаря возросшему интересу к спорту способности Сюзанн Ленглен вышли на передний план. В 1919 году мир наконец-то был готов пасть к её ногам. Вдобавок ко всему французское правительство стало поощрять занятия женщин спортом, введя занятия физкультурой в обязательную школьную программу для девочек и провозгласив таким образом курс на оздоровление нации.

 

Сюзанн вместе с Папá были готовы к Уимблдону 1919 года. Этот турнир должен был стать не только проверкой тысяч часов тренировок, но и доказательством правильности теории Шарля Ленглена. И явиться символом возрождения французской нации, истосковавшейся по героям и пристально следящей за подвигами свей маленькой чемпионки по другую сторону Ла Манша.

 

Годы рассказов о французской чудо – девочке  возбудили огромное любопытство к ней в Англии. Секретарь Всеанглийского клуба Джордж Хиллъярд отметил, что внезапно появился «небывалый интерес  к её игре и личности. И неважно против кого она играла – на матчах всегда было много зрителей. Пришлось поставить как  можно больше матчей с её участием на Центральный Корт, потому что когда она играла на других кортах не в меру ретивые зрители вытаптывали кусты, стремясь получше её разглядеть»

 

Сборы Всеанглийского клуба за входные билеты резко подскочили. Впервые в истории не все желающие были допущены на матчи. Сюзанн всё ещё продолжала идти по сетке, а руководство Клуба уже стало вынашивать планы по строительству более просторного теннисного комплекса.

 

В 1919 году соревнования на Уимблдоне проводились по схеме когда действующая чемпионка играла всего один матч, финал с претенденткой прошедшей через сито кругового отобра – так называемый Челлендж Раунд. И семикратная чемпионка Уимблдона миссис Доротея Ламберт – Чамберс с тревогой наблюдала как юная француженка как нож сквозь масло шла через сетку. Первое настоящее испытание ждало Сюзанн в полуфинале где она играла против Элизабет Райан, американки, проживавшей в Англии. Райан так и не суждено было победить на Уимблдоне в одиночном разряде хотя в паре и миксте она выиграла там 19 титулов. Но она всегда была опасной соперницей. Первый сет Сюзанн выиграла со счётом 6:4, а во втором вела 5:2 с двойным матчболом. И тут Райан проявила невиданную стойкость, не только отыграв оба матчбола и выиграв гейм, но и взяв подачу соперницы и сравняв счёт в сете 5-5. Было заметно, что Сюзанн потрясена таким яростным сопротивлением. Она потеряла нить игры и у зрителей стало закрадываться подозрение, что Ленлен такая же как остальные и она тоже может проиграть. Этого не могли вынести ни Сюзанн ни Папá. Счёт в 11 гейме дошёл до 30-30 и в этот момент игра была прервана из-за дождя.

 

Матч был остановлен на час и всё это время Сюзанн слушала одну из пламенных речей Папá, представлявшую собой любопытную смесь поощрений, анализа и угроз. Когда игра возобновилась пыл Райан угас, а Ленглен принялась атаковать с прежней решимостью. Она быстро выиграла два гейма а с ними и весь матч.

 

Судья на вышке Бурроу позже так прокомментировал этот матч: «Мне было жаль мисс Райан: она отчаянно боролась и, если бы дождь не пошёл тогда когда он пошёл, вполне могла бы остановить карьеру Сюзанн». Но дождь пошёл тогда когда он пошёл и у Сюзанн появился шанс вернуть утраченную было концентрацию. Казалось, что даже природа решила помочь маленькой кудеснице. И всё то время пока Сюзанн играла отборочные матчи Папá  стоял около корта наблюдая, анализируя, управляя, подавая сигналы Сюзанн и нетерпеливо выкрикивая указания, которые она неизменно выполняла. Его вмешательства и советы зачастую мешали другим, но никто не решился остановить этого маленького человечка, так отчаянно и искренне поддерживающего свою дочь. Никто не предложил ему заткнуться.

 

Так Сюзанн дошла до финала где её поджидала в Челлендж Раунде миссис Ламберт Чамберс. Тот матч врезался в память множеству очевидцев, считавших его величайшим и самым захватывающим женским одиночным финалом в истории соревнований. «Никто из тех кто видел этот матч никогда его не забудет», говорил Бурроу. «Скажу без тени колебания, что мне не  доводилось видеть матча лучше. Люди не первый год смотревшие Уимблдон говорили мне, что и представить себе не могли, что женщины способны так хорошо играть». Этот матч вошёл в историю тенниса как битва двух великих чемпионок, столкновение нового и старого стилей игры, стилей одежды и понимания роли женщин в обществе.

 

В 1919 году миссис Ламберт – Чамберс принадлежал уникальный рекорд: она уже выиграла семь одиночных титулов Уимблдона и считалась фаворитом на то, чтобы одержать восьмую победу. Хотя ей было сорок лет, в два раза старше Сюзанн, статистика была обманчива. В качестве действующей чемпионки ей нужно было сыграть один – единственный матч, в то время как претендентке приходилось пройти через утомительное сито квалификации. И на один матч при поддержке своих зрителей миссис Ламберт – Чамберс наперекор неумолимому времени вполне способна была собраться.

 

Стиль игры миссис Ламберт – Чамберс был успокаивающе традиционным. Она в совершенстве владела игрой на задней линии, а её обводящие удары были чрезвычайно опасны. К тому же миссис Ламберт – Чамберс отличалась отменной психологической устойчивостью,. Но в этот раз впервые в соревновательной карьере ей противостояла прекрасно подготовленная, изобретательная и энергичная молодая женщина, которая панически боялась проиграть.

 

Челлендж Раунд 1919 года проходил в идеальный для тенниса день. Ветра не было, небо слегка подёрнулось дымкой и температура была умеренно тёплой. Среди восьмитысячной зрительской аудитории присутствовали король, королева и принцесса Мэри. Публика была слегка возбуждена как будто предчувствуя увлекательное зрелище.

 

В первом гейме Сюзанн явно нервничала. И казалось, что больше всего она боится проиграть. Но в итоге всухую уступила свою подачу.  Миссис Ламберт – Чамберс казалось показывает лучший свой теннис, посылая длинные драйвы точно по углам и передвигаясь по корту большими шагами с уверенностью подобающей семикратной чемпионке Уимблдона.

 

Во втором гейме Сюзанн сумела нащупать нить игры и вся её робость испарилась. Она выиграла четыре гейма подряд широко улыбаясь и всем своим видом давая понять зрителям, что наслаждается всем происходящим вокруг: темпом матча, качеством тенниса, аудиторией понимающей тонкости игры. Но при счёте 1:4 миссис Ламберт – Чамберс сумела в свою очередь выиграть два гейма подряд, взяв как и в первом гейме подачу Ленглен «под ноль».

 

Проигрыш своей подачи выявил тактическую слабость Ленглен, проистекавшую от излишней самоуверенности: она неоправданно выходила к сетке и раз за разом нарывалась на выверенные обводящие удары соперницы, которые Сюзанн не в силах была отразить несмотря на отчаянные грациозные прыжки. Внеся необходимые коррективы, француженка сумела выиграть восьмой гейм и получить сетпойнт в девятом.

 

В этот момент миссис Ламберт – Чамберс изменила темп своей игры и серией эффективных дропшотов сумела сбить соперницу с ритма. Английская чемпионка выкарабкалась из безнадёжной ситуации и сравняла счёт в сете: 5-5.

 

Какое-то время Ленглен пребывала в растерянности от новой тактической хитрости соперницы. Снова она безрассудно стала выходить к сетке и благодаря серии отличных обводящих ударов миссис Ламберт – Чамберс повела 6-5 и в свою очередь заработала сетпойнт в двенадцатом гейме. Но и это был ещё не конец сета. Ленглен вовремя сумела вернуть себе инициативу, отыграв сетбол и выиграв гейм серией отличных ударов с лёта, а потом и удержав свою подачу.

 

На смене сторон после тринадцатого гейма Ленглен слегка задержалась около судьи на вышке, чтобы перекинуться парой фраз с Мамá. Никто из присутствовавших не смог понять смысла сказанного, но результатом явилась потеря концентрации Сюзанн, проигравшей всухую следующий гейм. Только в восемнадцатом гейме Ленглен сумела сломить сопротивление соперницы и выиграть сет со счётом 10-8.

 

Если Сюзанн вместе с Папá и питали какие-то иллюзии относительно того, что долговязая престарелая чемпионка сломается во втором сете, то они жестоко ошибались. Миссис Ламберт – Чамберс продолжала играть с той же скоростью и точностью. Напротив, именно Ленглен заметно   сникла. Она совсем перестала выходить к сетке, уповая исключительно на игру на задней линии. К тому же она потеряла уверенность в своей подаче и пару раз допустила двойные ошибки. Сюзанн демонстрировала свою неуверенность, бросая после розыгрыша каждого очка долгие тоскливые взгляды, предвещавшие неминуемую катастрофу, в сторону Папá. А тот вжался в кресло вцепившись в зонтик, и нервно постукивал последним об землю после каждого удачного действия миссис Ламберт Чамберс. Всё это время он беспрерывно что-то бормотал себе под нос, изредка посылая Сюзанн отчаянные сигналы.

 

На смене сторон после розыгрыша пятого гейма, Папá вдруг встал и бросил на поверхность корта какую-то маленькую фляжку. От такого беспрецедентного поступка все оцепенели. И пока присутствующие, включая судей, пребывали в растерянности, не зная что им делать, Сюзанн нагнулась и подобрала сосуд. Открыла и хлебнула то, что в нём находилось. А затем отложила его в сторону рядом с креслом судьи на вышке. После матча репортёрам было сказано, что во фляжке был растворённый сахар. Но позже Сюзанн и Папá рассказали, что на самом деле там был особый стимулирующий напиток – ледяной коньяк с повышенным содержанием сахара. Эликсир подействовал незамедлительно: Сюзанн принялась играть с прежней решимостью и, проигрывая 1:4, сравняла счёт в сете. Но коньяк действовал недолго и миссис Ламберт – Чамберс выиграла следующие два гейма, а с ними и весь сет. Перед началом третьего сета казалось, что инициатива перешла к миссис Ламберт Чамберс. Второй сет не утомил, а скорее вдохновил действующую чемпионку. Она была полна энергии и с нетерпением ожидала возобновления игры. Ленглен же напротив выглядела абсолютно измождённой. Она попросила и получила очередную  порцию коньяка от Папá. Затем попросила линейного уступить ей кресло, чтобы присесть на секунду. Сюзанн сидела в этом кресле гораздо дольше положенного и миссис Ламберт – Чамберс пришлось потребовать её возвращения на корт. Ленглен медленно, как будто преодолевая боль, встала и поплелась с поникшей головой на заднюю линию для продолжения мучений с энтузиазмом женщины идущей в тюрьму.

 

Но по возобновлению третьего сета Ленглен снова отведала живительного коньяка и повела 4-1. Напряжение росло и каждый гейм доходил до счёта «ровно». Затем силы снова оставили Сюзанн и при поддержке своих воодушевлённых болельщиков миссис Ламберт – Чамберс выиграла следующие четыре гейма,  поведя 5-4. Ленглен сумела устоять в десятом гейме. 5-5.

 

Зрители были настолько возбуждены, что судье на вышке приходилось призывать к тишине после розыгрыша каждого очка. Даже члены королевской семьи утратили традиционную невозмутимость, улыбаясь и переговариваясь с окружающими, будучи захваченными драматизмом развёртывавшегося прямо у них на глазах зрелища.

 

Миссис Ламберт – Чамберс выиграла одиннадцатый гейм и получила двойной матчпойнт в двенадцатом. На розыгрыше следующего очка Ленглен вышла к сетке после глубокого драйва, оттеснившего миссис Ламберт – Чамберс далеко за заднюю линию. Англичанка резко ответила под острым углом по диагонали. Этот удар должен был бы стать победным. Но не стал. Сюзанн отчаянно  рванулась к мячу и дотронулась до него  ободом  ракетки. Мяч, как подраненная птица, перевалился через сетку, коснулся земли и умер. Ничуть не обескураженная миссис Ламберт – Чамберс с железной решимостью отправилась реализовывать второй матчбол. Но после короткого розыгрыша Ленглен неожиданно выстрелила прекрасно замаскированным бекхендом по линии, поймав соперницу на противоходе («Мой любимый удар - это драйв бекхендом по линии»). Существует менее красивая версия завершения розыгрыша второго матчбола – миссис Ламберт – Чамберс послала неудачный укороченный в сетку – но вариант с бекхендом мне более симпатичен, Теперь француженка продолжала  атаковать, оттесняя миссис Ламберт – Чамберс за заднюю линию. И удары, которые должны были бы стать победными для англичанки, возвращались на её сторону. Сюзанн выиграла двенадцатый гейм, а затем и тринадцатый. Она снова была сильна и уверена в своих силах, танцуя на траве, выходя к сетке и отбивая всё что летело в её сторону. Шестнадцатый и последний гейм Сюзанн Ленглен выиграла «всухую». (Весь матч занял 44 гейма – рекорд превзойдённый только в 1970 году когда Маргарет Корт одолела Билли Джин Кинг в 46 геймах).

 

По завершении последнего розыгрыша в матче Сюзанн сдёрнула с головы солнцезащитную панаму и подбежала к сетке, чтобы пожать руку бывшей чемпионке.  Французские болельщики высыпали на корт, чтобы обнять Сюзанн, а Папá с Мамá  пританцовывая выбежали расцеловать свою дочь-победительницу. Наблюдавший за всей этой суматохой известный английский журналист Артур Уоллис Майерс написал, что «возвращение утраченных Францией провинций вызвало меньше эмоций чем спасение Сюзанн от казалось бы неминуемого поражения». Видимо имелись в виду многострадальные Эльзас и Лотарингия.

 

После матча обе участницы выразили удовлетворение своей игрой. Миссис Ламберт – Чамберс уверяла, что она в жизни не играла лучше. По прошествии лет однако, она призналась, что считает исход того матча трагедией как для себя так и для Сюзанн. Трагедией для себя, потому что дважды она была всего в одном розыгрыше от восьмой победы на Уимблдоне. Но исход финала стал трагедией и для Сюзанн Ленглен, потому что победа принесла ей ощущение неуязвимости, что «повлекло за собой бесчисленные жертвы и естесственную несчастность несопоставимые с масштабом её славы».

 

Но в тот момент можно было наслаждаться победой. Сюзанн выиграла труднейший матч, находясь на грани поражения. Кто теперь смел сомневаться в правильности утверждений Папá? Он говорил, что его дочь победит, что она обладает отвагой и является лучшей теннисисткой в мире. Теперь в этом убедился весь мир. Уоллис Майерс написал, что «Франция обладает волей побеждать». В 1919 году на смену старой пришла новая эпоха в женском теннисе.  В прошлом присутствие женщин на Центральном Корте едва терпели. Теперь их там приветствовали.

 

После поражения миссис Ламберт – Чамберс британская пресса приняла Сюзанн Ленглен как свою. Типичным был комментарий английского журналиста Кроули: «Никогда ещё мне не доводилось видеть на теннисном газоне игрока, мужчину или женщину, перемещающегося с таким механическим и артистичным изяществом и грацией. Чтобы она ни делала: будь то удар по мячу или просто смена сторон, она напоминала мне движение огня по прерии... Её удары сродни отпущенной стальной пружине. Игра с лёта это не робкий толчок, а стрела выпущенная из лука. И сама Сюзанн подобна стреле... Она – Диана тенниса».

 

Когда у Сюзанн спросили о методе её игры она ответила: «Мой метод? Не думаю, что у меня есть таковой. Я просто выбрасываю достоинство на ветер и думаю только об игре. Я пытаюсь со всей силой послать мяч в ту часть корта где нет соперницы».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

<<                                                                                                                            >>

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------