14 мин.

ЧМ-2014 глазами очевидца. Матч за третье место и финал

Суббота и проводившийся в этот день матч за третье место пролетели практически незаметно. Половину дня я провел, преодолевая творческий кризис и оформляя предыдущую запись о полуфинале, еще некоторое время ушло на дела насущные (поесть-поспать) и на обязательную сиесту (опять поспать), поэтому к началу матча, назначенного непонятно с какого перепугу на 18.00, я практически летел. В полете успел сфотографировать очередную праздничную церемонии у дверей местной церкви.

Вообще, даже опуская нелепое время начала, сама идея проводить матч за «бронзу» в отдельный день – мягко говоря, неразумна. Пусть и любая награда ЧМ престижна и весома, и на кону – настоящая медаль (привет Евролиге и ее матчу за 3-е место), но, кроме болельщиков участвующих сборных и не настолько уж многочисленных поклонников любого баскетбола, это мало кому интересно в отрыве от главного финала. Поэтому зал был полупустой.

Еще куда неразумнее, а вернее, полный идиотизм – это церемония награждения бронзовыми медалями сразу после матча. Но об этом чуть позже. Игра была равна, играло два играли две уставшие, но упорные и при этом небесталанные сборные. Мне матч очень понравился, и результат его я считаю закономерным. При всей симпатии к литовцам, французы больше заслужили эту медаль. И не боящийся запускать трехи в манитайм «в лоб» опекуну Эртель, и умница Дьо, в отсутствие Паркера взваливший на себя бремя лидерства, и (об)летающий и забивающий на любой вкус Батюм, да и вся команда. Они достойно боролись и никогда не опускали руки. Сборная с характером. Такие лично мне очень импонируют.  

Еще мне импонируют литовские болельщики, человек 100-150 из которых проделали далекий путь и поддерживали своих игроков во всю ширину флага и во всю громкость голосовых связок.

Но как ни старались болельщики и сколько бы ни забивал Валанчюнас

и Поцюс,

французы вырвали победу в концовке, устояв в серии тактических фолов и штрафных бросков, которая растянулась минут на десять.

В большом перерыве матча как всегда работала «кисс-камера». Оператор выхватывает парочку на трибуне, их изображение выводят на большой экран в сердечке, и кавалер обязан поцеловать даму. Ну, или она – его. На этой игре «попался» президент ПБК ЦСКА господин Ватутин в компании с симпатичной литовской болельщицей. UPD: на следующий день в финале его опять нашла та же камера!

Не буду рассказывать, как проходил и чем закончился этот эпизод, скажу лишь, что я готов удалить компрометирующие снимки (а их есть у меня!) и не оглашать, имя какого именно из братьев Лавриновичей написано на футболке девушки, в обмен на билет на Финал Четырех Евролиги в Мадриде в мае следующего года. Свяжитесь со мной, Андрей Владимирович. 

Фото целующихся персон, не знакомых широкой общественности, выкладываю без шантажа и вымогательств.

Love is in the air. Девушки из группы поддержки тоже прониклись темой любви и воплощали это парящее чувство в своих композициях.

 

Кольчужка иногда была чуть коротковата на мой взгляд, но костюмеру виднее, разумеется.

Но самый большой позитив и эйфорию в конечном итоге испытали, конечно же, французы.

На паркете,

на трибунах (бонус – А. Ватутин и Н. Фураева; кто их нашел на снимке, тот молодец),

и между ними (композиция «Борис идет в народ»).

Ну а дальше происходил тот самый идиотизм за авторством организации, которая последнее время бьет все рекорды по идиотизмам. Зачем-то решили осуществить церемонию награждения бронзовых призеров сразу после матча, не дожидаясь воскресного финала. Я лично не могу придумать ни одной причины для этого. Может, кто подскажет в комментариях. Единственное, что приходит в голову, – это закрытие всех транспортных сообщений между Испанией и Францией, начиная с 14 сентября, вынуждающее французов вернуться домой непременно в субботу. Ну или в воскресенье на награждении могло не хватить воздуха для лишних 20 членов французской делегации. Короче, бред. Если зал и во время матча был заполнен кое-как, то можно представить, сколько человек осталось на церемонию награждения. По-человечески жалко французов, они такого не заслужили. 

В несколько расстроенных чувствах я покинул Palacio de Deportes. На улице тоже уже почти никого не было. Лишь группа непонятно откуда взявшихся катарцев лениво грызла семечки и обсуждала цены на нефть.

Местные же заполонили все бары, таверны и кафе и стоя (!) смотрели мадридское дерби.

Меня после активного 25-летнего фанатизма футболом (в 7 лет уже рассуждал в письменном виде о роли Андрея Баля и Олега Кузнецова в победах «Динамо» Киев образца 86 года), последние несколько лет этот вид спорта привлекает чуть менее, чем никак, поэтому я даже не стал интересоваться счетом и отправился домой спать.

Воскресенье я провел как настоящий испанец. Сначала сходил с хозяйкой своей airbnb комнаты и ее внучками четырех и семи лет от роду на мою первую католическую воскресную мессу. Мария, кстати, не говорит на английском, я знаю слов 50 на испанском, но это не мешает нам прекрасно общаться. С детьми так и подавно не надо никакого языка, достаточно покидать их под потолок и сделать «вертолетик», и контакт налажен. В общем, дружной и в меру общительной «семьей» мы посетили ту самую местную церковь, где накануне был какой-то праздник. Из тех немногих известных мне слов падре в своей проповеди использовал всего три (рыба – хлеб – крест), но смысл было уловить не трудно. Народ в церкви в основном пожилой, но встречаются и молодые. Было возвышенно и аутентично. Потом мы пошли в рядом расположенный парк, где детишки наконец могли занять себя после сорокоминутного бездействия на богослужении.

Потом были обед, сиеста и послесиестие. К финальному матчу, назначенному на 21.00, я решил подойти на этот раз пораньше – вкусить атмосферу, так сказать. Слишком пораньше не получилось, но где-то в пол-девятого я был у арены. Там было шумно, людно, но все равно не так весело, как на Евробаскетах. Не хватало музыки, пива и интернационала.

Зато на крыше дворца скучал снайпер.

Одинокий протестант выражал свой протест.

Девушки готовились бросать в воздух чепчики.

А восседающий на коне полководец полицейский руководил всем процессом. Ну или просто катался туда-сюда.

Побродив по окрестностям и не найдя ничего особо примечательного, я вошел в зал. Там уже шло представление игроков. Довольно красивое, надо признать.

Потом как положено исполнили гимны стран-участниц матча.

Ну и через пару минут начался собственно финал ЧМ-2014.

Надо заметить, что финал – особое мероприятие. У всех присутствующих оно вызывает, наверное, разные чувства, но мне кажется, есть нечто общее, что каждый испытывает или, по крайней мере, стремится испытать. Это чувство сопричастности к чему-то большому, можно сказать, великому. Наверное, поэтому многие больше заняты рассказом всему миру о своем уникальном экспириенсе, нежели получением удовольствия от этого экспириенса. Обязательно надо затвиттерить, проинстаграммить, отфейсбучить и обвотсапить каждый чих такого грандиозного события, как финал чемпионата мира. Не счесть людей вокруг меня, которые на протяжении всей игры были заняты почти исключительно этим. Включая самого Майкла.

Понятно, что в этом нет никакого криминала. Каждый пытается поймать за хвост эти ускользающие моменты своей жизни, которые, возможно, никогда больше не повторятся. И хоть это и радостное событие, его сопровождает налет грусти. Как конец дня рождения в глубоком детстве. Подарки давно открыты, салат оливье съеден, гости вот-вот разойдутся, а завтра – в школу. Вроде все не так уж плохо, но накануне было еще лучше. Предвкушение и сам процесс всегда лучше финала, каким бы мощным он ни был. А финал получился мощным. Хоть и односторонним. Я лично не испытывал никаких иллюзий и преполагал, что и по сербам звездно-полосатые пройдутся катком. Пусть люди называют эту сборную США как угодно и вешают любые ярлыки, по совокупности таланта они на порядок сильнее любых двенадцати, составленных из остальных участников. А уж отдельно взятой Сербии и подавно. Вряд ли даже лучшему игроку балканцев Теодосичу нашлось бы место на дальнем конце скамейке американцев. Так что итог меня не разочаровал и не расстроил. It is what it is, как говорят за океаном. Я получал удовольствие от совершенно безумного в хорошем смысле нового подопечного моего старого должника Блатта - Кайри нагло швырял «трехи», отказываясь промазать хотя бы раз.

Почти так же заряжали Харден, Томпсон, Гэй и другие. Уже за полторы минуты до конца третьей четверти США разменяли «стольник».

Единственная интрига состояла в том, отметится ли очками Роуз, пообещавший что-то там подправить за пару игр до этого. Не отметился. Самый звездный на бумаге (пусть и не игравший два года) американский игрок стал единственным из двенадцати, кто не набрал ни одного очка в финале. Символично. 

Как всегда, радовали украинские и литовские чирлидерши.

В конце концов избиение младенцев закончилось и начались празднования, чествования и все что положено.

Из чествовавших был всего один приличный человек – Дивац.

Владе особенно тепло обнялся с Теодосичем, Джорджевичем и коучем К.

Выбранный в первую пятерку турнира Милош выглядел не очень радостным.

Потом Адам Сильвер и его парни опять спели гимн, прозвучавший в честь чемпионов.

И все закончилось привычными кадрами. Только организаторы и тут сумели начудить, не запустив обязательную бессмертную композицию We Are The Champions.

По одну сторону объективов -

и по другую - 

Девушки тоже приобщились к веселью, облачившись в соответствующие одежды.

На этих прекрасных (?) снимках я и закончу свой рассказ. Мундобаскет завершен, а вместе с ним – и этот мини-отчет. Hasta luego, Madrid!

Спасибо за внимание! 

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV