5 мин.

Нападение, которое выигрывает титулы. Как «Сперс» побили «Хит» в четвертом матче

Фото: REUTERS/Andrew Innerarity

Четвертый матч финальной серии завершился нокдауном «Хит». Все основное о ключевой игре серии – в блоге на Sports.ru.

Веселье, которое Уэйд и Джеймс устроили на послематчевой пресс-конференции после 3-й игры, плохо сочеталось с увиденным, но все равно было воспринято как нечто вполне рациональное. «Хит» попали под феноменальный, невиданный каток отовсюду попадающего и совершенно переродившегося нападения в первой половине, но потом смогли вернуться и почти переломили ход матча, уступая больше 20 очков. Это было вполне дежурное поражение. Тем более дежурное, если учесть, что почти все игроки «Сперс» делали что-то, что с ними плохо ассоциировалось: Ленард был феноменален с дистанции и гиперагрессивен с мячом, Грин шел в проходы, Дьо играл так резво, словно сбросил 10 лет и 20 килограммов, Миллс казался концентрированной версией Тони Паркера, сам Паркер играючи попадал трехочковые, а всю малину «Хит» загубил невесть откуда взявшийся итальянец, просидевший весь матч на скамейке. Так что веселье можно было объяснить: «Хит» уже очень давно не проигрывали два матча подряд, и, естественно, все ждали от них возвращения.

Уже к первой половине стало казаться, что постулат Руди Томьяновича касается далеко не всех: «Хит» словно бы растворились сами – без агрессии впереди, без лидеров, без характера в защите, без сердца чемпионов. Давно понятно, что Большого Трио давно нет, но этот раз вскрылось другое: без полноценного ЛеБрона (Джеймс в первой половине разрывался между паркетом и туалетом) нападение начало барахлить, и ни Уэйд, ни Бош не смогли наладить командное взаимодействие. Первый сбился на проходы, которые утыкались в частоколы рук (в итоге 3 из 13), второй бодро начал, но затем быстро потерялся (5 из 11). Когда Джеймс все же вернулся и нащупал ритм, его команда уже была в каком-то размякшем поникшем настроении, так что реанимировать ее он так и не смог. Индивидуально он смотрелся практически так же, как обычно: клал сумасшедшие трехочковые, обманывал Ленарда в усах, брал инициативу. Но главная для него статистика в этом матче не 28 очков, а соотношение передач к потерям (2-3): «Сперс» уничтожили нападение «Хит» и не дали их главному плеймейкеру создавать ситуации для партнеров. Так как ни один из номинальных разыгрывающих «Хит» в этой серии так себя и не показал, то для одного ЛеБрона это оказалось слишком. Даже несмотря на то, что Споэльстра целиком и полностью положился на главный козырь и перешел на игру маленькой пятеркой. (Отчасти этим можно объяснить соотношение подборов (25-44), но не оправдать его).

Так что выиграли этот матч «Сперс», конечно, в защите, а «Хит» удивили всех главным образом бесхарактерностью и неспособностью дать концентрированный ответ тогда, когда это было необходимо.

Но в середине третьей четверти Джефф Ван Ганди произнес уже нечто парадоксальное и напоминающее диагноз: «Быть может, «Хит» просто не могут?» Нападение «Сан-Антонио» по интенсивности, уровню взаимодействия, по взаимозаменяемости и количеству опций представляет собой нечто доселе небывалое. Даже сравнения с «Сакраменто» начала века кажутся натянутыми, потому что такой глубины и такого таланта, и такого сочетания интеллекта и атлетизма не было даже там. В первых двух матчах «Хит» делали невозможное и накрывали эту бьющую фонтаном энергию – за счет ЛеБрона на Паркере, за счет агрессивных ловушек на периметре и подстраховке против центровых, за счет нивелирования уязвимых мест. Но в Майами плотину все же прорвало. В 4-м матче «Сперс» вновь прошлись атакующим катком, не столь исторически мощным, как в 3-м, но вполне себе впечатляющим. К счастью для «Майами», все соперники не отходили от привычного образа. К несчастью для «Майами», даже так с ними ничего поделать было нельзя. Тони Паркер взвалил на себя атаку тогда, когда «Хит» пытались прихватить соперника для ответного рывка: француз смело шел под щит, зарабатывал фолы и забивал сложные мячи в падениях или набросом (8 из 15, 19 очков). Дэнни Грин взбодрил соперника в начале тремя трехочковыми. Кавай Ленард не стал мучить хозяев дальними попаданиями, зато просто задавил их струей молодости и аномальной агрессии – гениальный путбэк и не сложившийся данк через Андерсена должны были добить «Хит» (20 очков, 7 из 12, 14 подборов). Миллс вновь свирепствовал, уместив в 16 минут 14 очков (5 из 8) и 2 передачи, но при этом не сделал ничего феноменального. Джинобили и вовсе стал символом команды: 4 потери, 2 передачи, 7 очков (2 из 4) – и плюс-минус «+27». (Данкан побил сразу два рекорда: по количеству минут опередил Карима, по количеству дабл-даблов Мэджика – хотя вряд ли это кому-то интересно). Наконец, главное лицо серии – пойнтфорвард Дьо всего лишь пару раз воспользовался габаритами против Уэйда, зато взял на себя роль руководителя нападения: через него «Сперс» преодолевали любые капканы и создавали возможности для бросков (9 передач). Из 25 передач «Сан-Антонио» 17 оказалась на счету игроков передней линии.

Весь сезон «Хит» играли на экономном режиме – включали ровно столько мощностей, сколько было нужно для подавления того или иного соперника. По ощущениям казалось, что они стали слабее по сравнению с предыдущим годом, но их потолок и полноценную силу оценить не представлялось возможным. Теперь с концентрацией всех усилий этот потолок обнаружился, и выяснилось, что его вполне могло бы хватить против 28 команд, но не против совершенно нереального постоянно видоизменяющегося жалящего в самые уязвимые места и практически механизированного нападения «Сперс».

Сейчас это уже напоминает игру в шахматы между человеком и компьютером. У «Хит» осталась последняя жизнь. Самое время Пэту Райли взять пару бутылок вина и устроить мозговой штурм.