6 мин.

Гром и молнии. Как Серж Ибака вернулся творить историю

Фото: Fotobank/Getty Images/Joe Robbins

Одно из главных достоинств НБА по сравнению с другими баскетбольными лигами заключается в том, что здесь каждый день подтверждают: в баскетбол можно играть по-разному. «Классическая» командная игра, зачастую пресная и мешающая выделить знаковую сущность главных героев, становится чем-то почти изысканным. На фоне доминирующего ран-н-гана, на фоне систем, заточенных на изоляции и использование лучших качеств суперзвезд, на фоне вполне допустимого контраста между атакой и защитой, те же «Сперс» смотрятся командой уникальной, а потому еще более любимой. Любимой как раз благодаря разнообразию стилей и контрасту: продвинутый, но все тот же европейский стиль игры, утомляющий монотонностью в самой Европе, притягивает в НБА своей необычностью, новизной, практически революционностью. Потому что приятно, что в НБА можно играть и побеждать еще и вот так.

Так вот, в баскетбол НБА можно играть по-разному. И самое чудесное, что рядом со сбалансированными до мельчайших деталей «Сперс», рядом с группой снайперов, закупленных в поддержку тарана трио из «Майами», рядом с подстроенными под систему бегунками в стиле «Финикса» появляются совершенно уродливые конструкции, которые прекрасно функционируют вопреки всему. Мой любимый пример такого воплощенного безобразия – «Бостон»-08. Разыгрывающий, не умеющий бросать – атакующий защитник, запретивший себе идти в проход – толстозадый капитан, талантливо скрывающий свой атлетизм – центровой, чья хмурая рожа символизирует отсутствие каких-либо навыков игры в нападении – ну и мощный форвард, медленно раскручивающий средний бросок, подобно крану-журавлю. Никто не спорит с тем, что вся эта нелепая картина складывается в идеальный пазл. Как и с тем, что нет такой модели, которая бы не работала. И все же этот хрупкий баланс, возникающий между столь разными элементами, восхищает. И всегда кажется, что, стоит одному из них выпасть, как все сразу же полетит к чертям.

В случае с «Селтикс», это случилось с травмой Гарнетта в 2009-м, а потом в седьмом матче 2010-го. В случае с «Оклахомой» это произошло вот сейчас, когда Серж Ибака выбыл на самом интересном месте.

Благодаря разнообразию НБА в лиге чего только ни увидишь. Некоторые талантливые менеджеры объединяют Джоша Смита и Брэндона Дженнингса, другие строят заднюю линию на основе Монты Эллиса и Хосе Кальдерона, третьи старательно разваливают команду, забывая, что твердолобый тренер все равно построит нападение и без атакующих игроков вокруг одного пойнтцентра. Но даже среди самых изысканных извращений «Тандер» принадлежит особенное место. Это команда, для которой нормально, когда 70-80 процентов очков оказывается на счету двух лидеров. Команда, в чем-то даже превзошедшая «Бостон»-08: здесь в стартовой пятерке выходят атакующий защитник, не умеющий бросать, и все тот же центровой с еще более хмурой рожей. Команда, зачастую и не надеющаяся на помощь резервистов впереди. И самое удивительное: команда, которая при всем вышеперечисленном (и не перечисленном вроде пенсионера Фишера, любви к тандему разыгрывающих, присутствию беззубого фронткорта из Коллисона и Адамса и так далее) уступает по сбалансированности – то есть по соотношению игры в атаке и защите – лишь «Сан-Антонио». «Тандер» можно недолюбливать за примитивность, Уэстбрука, тренера-физрука, Уэстбрука, обмен Хардена, залезающего ко всем в душу Стивена Адамса и само собой Уэстбрука. Но, скорее, с баскетбольной точки зрения эта команда должна вызывать одну эмоцию – тотальное ни на секунду не отпускающее удивление.

Разобраться в том, как это работает, вроде бы и легко, но одновременно безумно сложно.

Вроде бы это команда действующего MVP. Но он зачастую бывает пассивен, не всегда отрабатывает в защите, периодически занимается какой-то поразительной ерундой и вообще не является лидером.

Вроде бы это команда безумного Уэстбрука. Но тот совершенно непредсказуемо играет на своей половине и порой уходит подзаряжать батарейки в тень MVP. Ну и вообще это же Уэстбрук.

Значит, это команда их обоих? Первые два матча с «Сан-Антонио», когда «Оклахому» затоптали в «краске», а из лидеров выжали все соки, дали однозначно отрицательный ответ на такую постановку вопроса.

Тогда остается считать, что Серж Ибака – краеугольный камень «Тандер»? Только это тоже неверно.

Ответ здесь и прост, и сложен. Эстетическое безобразие «Тандер» столь велико, дисбаланс столь глубок, а взаимосвязанность между людьми, так долго находящимися в одной подводной лодке, столь сильна, что каждый из них одинаково важен. Как только исчезает один кусочек, вся складывающаяся годами мозаика рушится в один момент. Болельщикам «Сан-Антонио» постичь это практически невозможно. Но еще раз: в баскетбол НБА можно играть совершенно по-разному. Что офигительно.

И, наверное, если бы после травмы вернулся не Ибака, а Дюрэнт, Уэстбрук, Джексон или кто-то еще, то отмечали бы его. Просто потому, что это возвращение напоминает не о том, кто такой именно конголезец: оно автоматически ретранслируется на возвращение «Тандер» в том виде, в каком их знали четыре матча назад. Команда, которая не отдала «Сперс» ни одной победы по ходу регулярного чемпионата, просто показала, почему это было не случайно.

И в данном случае объяснить это перерождение можно благодаря Ибаке. (Не потому, что он – настоящий MVP, а потому, что без него оказались вскрыты все дефекты).

Его присутствие сзади создает каркас защиты, которая является максимально неудобной для «Сперс» в лиге: пик-н-роллы не особенно хорошо раскручиваются против гиператлетичной все разменивающей бригады, против Тима Данкана и проходящих под щит всегда включается подстраховка в виде самой грозной мухобойки НБА, да и вообще со временем форвард вырос в нового КейДжи – одного из самых умных защитников лиги. Тут можно говорить о психологическом эффекте (блок-шоты Ибаки носят не только эстетический, но и подавляющий характер), можно говорить о том, что его присутствие раскрепощает Уэстбрука и Джексона, которые начинают более агрессивно идти в отбор, не боясь потерять позицию, и действует освежающе на Перкинса. Но самое важное кроется в цифрах: в первых матчах «Сперс» чуть ли не побили рекорд лиги по количеству очков из трехсекундной, а в ответных – уступили по этому показателю.

Его присутствие впереди создает принципиально иное пространство для атак «Тандер». Речь не только о серии двухгодичной давности, когда Ибака уничтожил Данкана из усов. Его прогрессирующий бросок создает возможности и для пик-н-попов, и для игры один в один, но главное – позволяет растягивать защиту «Сперс» и открывать свободные зоны для Уэстбрука и Дюрэнта.

Именно отсюда четыре ключа к победе в четвертом матче: подавляющее преимущество по очкам из «краски», по очкам набранных в отрывах, по штрафным и по подборам. Выключенный периметр «Сперс» – часть уравнения.

Все сказанное не делает «Оклахому» фаворитом серии. Просто потому, что, как очень хорошо показал этот плей-офф, команда зачастую играет от эмоций и событий, провоцирующих эмоциональный фон, а не от тренерских перестановок. Всплеск Джексона дал импульс в серии с «Мемфисом». Речь Дюрэнта перевернула серию с «Клипперс». Возвращение Ибаки – именно в эмоциональном смысле – переломило ход серии со «Сперс». Все еще может перевернуться не один раз, а самопожертвование упрямого форварда может оказаться бесполезным. Но на данный момент, после головокружительного четвертого матча, кажется, что Ибака вернулся, чтобы творить историю. Как когда-то в 87-м Кевин МакХэйл, так и он сейчас чувствует, что большая победа реальна и не так уж далека. А без него у сложной головоломки, годами выкладываемой «Тандер», у команды точно нет шансов.