8 мин.

Портрет художника. 5 художников из НБА

В финале слэмданк-контеста Джереми Эванс объединил два своих любимых занятия – данки и живопись. В блоге «Фонарь» – все художники, вышедшие из баскетбола.

Фото: Fotobank/Getty Images/Ronald Martinez

Джереми Эванс («Юта»)

О профессиональном увлечении Эванса живописью знали еще с университета: он изучал искусство в колледже и заслужил внимание к себе прежде всего творческими способностями. Объектами для начинающего художники становились знаменитости и пейзажи, а он сам вполне определился со своими интересами, еще тогда решив, что свяжет свою жизнь с искусством и самореализацией в качестве художника.

Но баскетбольные таланты были слишком развиты, чтобы не давать им раскрыться: так выпускник университета Западного Кентукки оказался в «Юте». Живопись и баскетбол продолжали сосуществование: новичок нарисовал портрет Джерри Слоуна и попросил того подписать его – якобы для его друга-художника, получив от ворчливого тренера нагоняй за «слишком большой нос». Его художественные эксперименты оставались в стороне и дальше: сам Джереми играет мало, внимания к нему нет, и лишь изредка в твиттере у кого-нибудь из его партнеров мелькают новые полотна.

Ассоциацию с живописью Эванс окончательно закрепил на слэмданк-контесте-2013: в финале соревнования действующий на тот момент чемпион перепрыгнул через собственную картину, после чего поставил на ней автограф. На картине был изображен сам Эванс, забивающий сверху, но художественную составляющую судьи, как обычно, не приняли в расчет. Хотя сам Джереми наверняка назвал бы данк своим шедевром.

Десмонд Мэйсон («Сиэтл», «Оклахома-Сити», «Новый Орлеан», «Милуоки»)

В НБА Десмонд Мэйсон был гораздо более заметным персонажем, чем Джереми Эванс: он тоже победил на слэмданк-контесте, но выступал гораздо больше и оставался вполне приличным игроком до конца карьеры. Быть может, потому что завершилась она довольно рано: в 31 год после обмена и последующего отчисления из «Сакраменто» Мэйсон вдруг неожиданно решил, что с него хватит, и полностью отдался искусству.

Рисовать он любил с детства: сперва малевал на всем, что попадалось под руку, потом стал брать уроки и начал заниматься живописью профессионально. Свою первую выставку Мэйсон представил, еще будучи игроком «Оклахомы», тогда же начал продавать свои картины. «Я начинал как реалист – чаще писал пейзажи и портреты. Потом начал изучать творчество абстракционистов и пытался им подражать. Сейчас иногда я пишу реалистичные вещи, но чаще работаю в абстрактном стиле», – объясняет свою эволюцию Мэйсон.

Недавно он выиграл конкурс и получил годовую бесплатную аренду студии в Оклахома-Сити. А на последнем супербоуле одна из его работ ушла с проводящегося тут же аукциона.

Лэрри Сэндерс («Милуоки»)

Лэрри Сэндерс не видит себя художником, но всегда признается, что полюбил рисование гораздо раньше, чем баскетбол. Когда форвард «Бакс» не раздает «горшки» и не купает дочку, то он рисует скетчи в своем толстом блокноте. Героями Сэндерса чаще всего становятся персонажи комиксов и мультфильмов.

О второй страсти Сэндерса знают немногие. В жизни он так же закрыт, как и на паркете.

Патрик Юинг («Нью-Йорк», «Сиэтл», «Орландо»)

Патрик Юинг изучал изобразительные искусства в Джорджтауне, но затем долгие годы употреблял слово «краска» только в одном смысле. Когда карьера гиганта подходила к концу, он начал взвешивать самые разные свои интересы и выбирать дальнейший путь: карьера кинозвезды не совсем сложилась, хотя Патрик Чюинг оказался одним из самых запоминающихся рекламных героев, будущее в баскетболе выглядело притягательным, но нестабильным (должность главного тренера ему так и не дают), так что Юинг решил попробовать вернуться к истокам. Но зашел он с необычной стороны: Юинг выступил в роли соавтора книги “In the Paint”, учебника по живописи и рисунку для детей. Основная часть написана преподавателем, а сам центровой приложил руку к предисловию, в котором рассказал о своей любви к живописи, развитии навыков и учебе в Джорджтауне. По всей книге разбросаны параграфы из серии «Патрик говорит…», в которых Юинг предлагает различные уточнения и практические советы из жизни. Ну и наконец, работа примечательна сразу по двум причинам: во-первых, Юинг как-то неуверенно рассуждает о том, что, возможно, в баскетбол он играет лучше, чем рисует. Во-вторых, рассказывает, почему его в том числе привлекает живопись – потому что здесь есть право на ошибку (книга вышла в 99-м).

Том Хейнсон («Бостон»)

Томми Хейнсон был неугомонным игроком-сорвиголовой, постоянно находящимся на грани взрыва тренером и комментатором, не видящим на площадке ничего, кроме родных «Селтикс». Нет ничего, что более не совпадало бы по настроению с темпераментным Хейнсоном, чем его картины – умиротворенные пейзажи и торжественные портреты.

Хейнсон увлекся живописью в детстве – баскетбол иногда увлекал его, но главной страстью оставался именно рисунок. Томми ждал маму с работы и познавал новые глубины своего таланта. Он учился рисовать в школе и тогда же выиграл свой первый приз – за рисунок, не за баскетбол. А когда связал свою жизнь с «Селтикс», не расставался с творчеством – рисовал на выездах, брал частные уроки и ходил по музеям (встречая полнейшее непонимание у своих партнеров). Единственным периодом, когда с живописью пришлось расстаться, стала работа в качестве главного тренера. Но затем Хейнсон вернулся – сейчас ему уже под 80, но он по-прежнему берет уроки, дружит с живущими по соседству художниками и раскрывается не только в термоядерных комментариях по поводу событий из мира НБА, но и на холстах.

Бонус

Вернон Берт

Вернон Берт никогда не играл в НБА, но всерьез собирался. Защитник из школы в Огайо выделялся среди сверстников и во время баскетбольного лагеря в Пенсильвании был замечен Питом Маравичем, с которым провел немало времени. Пистол Пит, в жизни которого существовал лишь баскетбол, дал школьнику лишь один совет – подкрепить любовь к игре чем-то еще вне ее.

Хотя Берт с детства увлекался рисованием, когда в колледже он обнаружил, что не сможет стать профессиональным баскетболистом, осознание этого подкосило его: он бросил колледж, начал пить, устроился на работу в полицию и лишь потом затормозил падение. После реабилитации Берт вспомнил совет Маравича и вернулся к рисованию, сделав это своей профессией.