1 мин.

Наши хоккеисты стартовали на Олимпиаде: в защите хорошо, вратарь – топ, звездам в атаке нужно время

В первом матче – нервная, но победа.

Итак, началось. Сборная России наконец-то стартовала на Олимпиаде – правда, календарь турнира устроен так, что это вряд ли можно считать полноценным стартом (из групп никто не вылетает, в плей-офф 15-16 февраля сыграют все 12 команд).

В любом случае после месяца споров, новостей, ожидания, уже хотелось увидеть хоть какой-то хоккей – и мы его увидели. Наша сборная была явно не в тонусе, швейцарцы явно не испытывают такого давления – и вот вам вполне равный матч, который мог завершиться и в овертайме, и вообще нашим поражением.

Но завершился скромной и честно отработанной победой: четыре года назад мы проиграли матч открытия словакам 2:3, и после этого тренеры сразу же отказались от половины идей (и, среди прочего, от одного из лучших игроков команды) – кажется, счет 1:0 не приведет к таким же разрушительным последствиям. 

Главное по матчу – в нескольких пунктах ниже.

Месяц без игр – это кошмар

Как раз по первой игре Пхенчхана-2018 было видно, какой гигантский урон хоккеистам наносят ФХР и КХЛ этой бесконечной безыгровой паузой перед вроде бы важным турниром: тогда мы создавали кучу моментов, но не могли забить вот прям тупо из-за того, что не было тонуса. 

За четыре года пауза выросла до неприличных размеров – и сегодня на льду было видно каждый сантиметр этой бесконечной паузы. Команда показала совершенно нормальную игру – если держать в голове, что последний официальный матч у Никиты Гусева был аж 13 января. На льду держались уверенно, а это уже немало.

Месяц без хоккея – это прежде всего утраченные инстинкты в завершении, упущенные креативные и созидательные навыки. Ну и да: структурно сборная России была скорее хороша, но с шайбой играла не очень инициативно. А тем, кого просто природа обязала брать на себя и творить – Шипачев, Гусев, Григоренко – не хватало миллиметров и сантиметров. В конце третьего периода Никита классно, одним движением убрал защитника, но не смог обыграть вратаря – будь он в чуть более боевом состоянии, без проблем бы обыграл.

Хорошо, что Олимпиада начинается, по сути, с контрольных игр, и хоккеисты смогут набрать тонус. Но вредительскую деятельность КХЛ и ФХР в этом смысле как-то надо ограничивать, иначе нас ждут сплошные поражения на турнирах типа ЧМ. Хотя подождите, почему ждут, они уже пришли.

Россия играла очень осторожно

Штаб Жамнова очень оптимистично провел КПК и казалось, что там мы видим игру, которую привезем и в Пекин – быстрые выходы из зоны, давление, моменты и все вот это. Но по пути на Олимпиаду к этой структуре подмешались наши классические хоккейные паразиты типа ответственности за результат, давления со стороны боссов и так далее. И сборная заиграла гораздо скромнее. 

Выходы из зоны – только через борт, играем как можно проще, без ошибок и без выдумки. Формально структура была ровно та же, что и на КПК, но общий настрой на осторожность все испортил: швейцарцы целыми отрезками выглядели смелее. Особенно на стадии выхода из обороны: потому им можно давать прямой вертикальный пас в своей зоне, а нам – нельзя.

Посмотрим, как будет дальше, все-таки сегодня было очень много разных факторов, но пока сборная выглядит намного бледнее, чем на КПК.

Швейцария стала отличным первым соперником

Хорошо, что после месяца простоя мы начинаем турнир не с Данией. Да, групповой этап на Олимпиаде сугубо товарищеский, но такая непростая игра позволит трезво оценивать свои силы.

Швейцарцы использовали свое преимущество в движении, лучше разворачивали атаки (как сказал Андрей Николишин, «читали наше давление») и в целом могли увести игру в овертайм, но щепотки удачи и одного рикошета, который был у сборной России сегодня, у них не оказалось.

И, что самое важное – мы сумели их притормозить.

Не хватило магии от звена Шипачева

Первое звено сборной России сегодня как такой начинающий коллективный Гарри Поттер: вроде бы заклинания уже знают, но пока произносят не идеально. Поэтому палочки жужжат, искр полно, а магии не происходит. В одной из первых смен Григоренко и Шипачев разыграли шикарную стеночку в чужой зоне, и Михаил просто пошел обыгрывать вратаря и заводить в пустые ворота, но прямо чуть-чуть не хватило.

Таких попыток было еще несколько, и они все смотрелись многообещающе, казалось, что еще немного и мы увидим шедевр, но шедевра не случилось. Не случилось даже и одной полноценно разматывающей соперника смены от первого звена – очень жаль. При этом электричество на месте, воздух искрит, допустим, дело в том самом месяце без хоккея, и 15-16 февраля все будет на месте.

Главное, чтобы тренеры не психанули и не развели игроков по другим звеньям, а то мы вообще останемся на Олимпиаде без креативных троек.

Сборная России хорошо (почти идеально!) отработала в защите

И речь не только про действия в зоне защиты. Мы сыграли очень осторожно, местами даже пассивно, но в итоге засушили соперников.

Атака – помогали в средней зоне, компактно сворачивались, и даже Никита Гусев старался в 1-2-2 сбивать швейцарскую атаку на один из бортов. Еще один показательный момент – последние минуты третьего периода, когда Дмитрий Воронков при поддержке партнера зажал швейцарцев у их же лицевого борта и не давал раскатиться под финальный штурм.

Защита – блокировали, не пропускали контратаки, зачистили слот и помогали на отскоках. У швейцарцев не очень получалось использовать преимущество в движении – мы очень компактно отходили в среднюю зону и не допускали явных ситуаций, в которых нападение соперника вываливалось на нашу защиту. Дамира Шарипзянова комментаторы упомянули примерно ноль раз за матч, а защитник «Авангарда» тем временем четко боролся у бортов и страховал Федотова. Все броски из слота (4) во втором периоде – в меньшинстве, когда швейцарцы смогли здорово загрузить шайбу на наш пятак. В остальном – выстрелы с периметра, с которыми справлялись защитники и вратарь, а также пара опасных бросков в третьем периоде, один из которых чуть не стал голевым.

Федотов – очень ровный матч нашего голкипера. Он не лучший вратарь мира, но сегодня собрал все свои броски, справлялся с добиваниями, подставлениями и вовремя заговорил штангу – в меньшинстве она спасла. Федотов не дергался и не суетился – если вратарь играет спокойно, это сильно упрощает жизнь полевым.

Серьезная проблема – много ненужных удалений

Да, у нас есть гениальный Антон Слепышев, который решил боднуть соперника именно в момент, когда Швейцария активизировалась. Повезло, что не 5 минут, а всего лишь 2+2, но зачем была нужна такая бычка – непонятно.

Наши удаления в целом выглядели глупо – все технические, из-за неаккуратной игры клюшкой. Даже без удаления Слепышева мы провели 6 минут в меньшинстве – это много и необязательно.

Большинства пока нет

Точнее, оно есть, но без интересных и рабочих ходов. Главная проблема – мы играли в статике, без движения игроков и шайбы.

Два самых опасных момента за матч – Гусев катит шайбу на пятак после того, как 10 секунд перебирал ее на ближней штанге, и перевод от Слепышева под бросок Григоренко, который берет мобильный вратарь швейцарцев.

В остальном – совсем не видно идей. Швейцарцы своими удалениями давали нам возможность показывать мастерство и задействовать лидеров, но без движения все это не имело смысла – нас накрывали, а мы толком даже не бросали по воротам. Хочется верить, что прогресс будет уже в матче против Дании в пятницу. 

Ответственность, которую власть вешает на сборную, портит весь кайф от хоккея. Игрокам срочно нужно расслабиться

В 2018-м сборная России была мощнее: сейчас у нас меньше звезд, а в центре нет альтернативы Шипачеву

Помните, у кого из российских хоккеистов есть золотая медаль, а у кого нет?

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов; REUTERS/Brian Snyder, Annegret Hilse Фото: REUTERS/Brian Snyder, Matt Slocum