5 мин.

Спорт в России помогает сбежать от реальности. Поэтому многих раздражает бойкот в НХЛ и НБА

Два дня бойкота – это пустяки.

Я, наверное, единственный человек в стране, который обрадовался двухдневной паузе в НХЛ – потому что, когда с начала августа живешь как белка в колесе, воздуха хочется больше всего на свете. Как здорово! Посмотрю какой-нибудь матч из тех, что не успел посмотреть, разберусь с кучей сохраненных, но непрочитанных текстов; ну вы, короче, в курсе.

Интересно, какие чувства это решение НХЛ (по-моему, неизбежное, но ладно – это уже вопрос ракурса) и НБА вызывает у коллег – не в смысле журналистов, а в широком смысле – у зрителей спорта. Под любой бойкот-новостью на сайте – цунами интересных мнений, точнее оттенков одного мнения, которое довольно мощно сформулировал Владимир Дехтярев в историческом, как мне кажется, реплае Эвандеру Кейну. Под твитом о запросе к НХЛ на отмену ближайших игровых дней комментатор написал: «Пошел ты на хер, ушлепок»

Все прочие реплики выглядят производными от этого исходника.

Несмотря на то, что мне принципиально не близки ни это мнение, ни каждый в отдельности его оттенок, мне отлично знакомо чувство, которое их провоцирует. Я это чувство испытываю почти каждый день уже не первый год и поэтому хорошо знаю его название.

Это дискомфорт.

У зрителей спорта – и в том числе хоккея – в России BLM-движение вызывает дискомфорт, и поэтому каждый его, даже самый эпизодический выход на спортивную площадку, вызывает такие резкие и довольно ядовитые эмоции.

Два дня бойкота – ну это же пустяки. Столько мог бы длиться, например, перерыв между первым и вторым раундом Кубка Стэнли, если б лига не хотела форсировать сезон. Два дня – это как пауза на Рождество. 

Не исключаю, что в ответ понесется: «Пошел ты на хер, ушлепок. НХЛ – это белая лига для белых, которую смотрят белые, спонсируют белые и на которую подписываются в основном белые; НХЛ – это территория, свободная от BLM, тут мало кто разделяет эти идеи».

Отмечу в скобках, просто как вариант: а может быть именно потому что НХЛ – это белая лига для белых, провести в ней бойкот с точки зрения общественного здоровья даже важнее, чем в НБА, которую ее звезды остановили одним волевым усилием?

Так вот, было бы дико самонадеянно утверждать, что я знаю причину дискомфорта каждого, у кого новости о бойкоте вызывают дискомфорт, но у меня есть одна версия.

В последние десятилетия спорт в России задумывается как такая территория побега от суровой реальности. Сюда идут, грубо говоря, отдохнуть от ####### [ужаса и рутины реалий]. Спорт в России задумывается так теми, кто его оплачивает: вот вам Олимпиада, но забудьте вы о средней зарплате в стране, вот вам «Зенит» – «Спартак» – да и черт с ней, с бедностью. Президент 20 лет у власти, и вы никак не можете этого поменять – зато он придумал КХЛ.

Элементарная и, кстати, не особо навязчивая манипуляция сработала: зрители потоком бегут в спорт от реальных проблем. Президент меняет конституцию, но это неважно – важно, что у московского «Динамо» такое классное первое звено. Власть игнорирует коронавирус – ну и хорошо, мы сможем смотреть нормальный хоккей. Не то что они в этой НХЛ мучаются с пузырями.

Эта привычка не замечать происходящее вокруг развилась настолько, что нередкие вылазки политики на ту же самую спортивную площадку, на которую сегодня выходит движение Black Lives Matter, дискомфорта уже не вызывают. Когда мэр Москвы открывает кубок себя словами: «Мы победили коронавирус!», когда президент выходит на лед с ветеранами и забивает 10 шайб – это уже норма. Потому что зрители понимают, что это такой ритуал у власти: даже если Путин не будет играть в хоккей, он все равно останется президентом столько, сколько захочет; поэтому – пускай.

Несмотря на регулярные вылазки политики на территорию игры, они не воспринимаются как вылазки и как политика. Это же все мелочи – ну вышел и вышел Путин на лед. Так-то спорт вне политики. Спорт – это территория дауншифтинга, побега от реальности и, в результате, бездействия. Мы пришли в спорт, чтобы ни о чем больше не думать и больше ничего не делать.

Двухдневный бойкот НХЛ на фоне расстрела чернокожего гражданина США в первую очередь бьет по этому шаблону – с той силой, с какой Александр Овечкин бьет по шайбе. Поэтому такой дискомфорт. Надо озираться по сторонам, смотреть, где ты находишься, думать, выбирать позицию и высказывать мнение – надо погружаться в политику; а ведь мы прибежали в хоккей именно, чтобы обо всем этом не думать! Ну как так! Чертовы чернокожие! Кэйн, ты в курсе что ты ушлепок? Да пошел ты на хер!

Дорогие зрители спорта. НХЛ стала такой, что вы ее обсуждаете и смотрите, в том числе благодаря тем политическим и экономическим условиям, в которых она развивалась. Мы видим, как сильную лигу выращивают у нас – и что из этого получается; вы сами же смеетесь над этими попытками. Уважайте общество, которое подарило вам лучшую хоккейную лигу на планете.

Проявите понимание и, да, именно это слово, терпимость.

НХЛ отменила два игровых дня в поддержку движения BLM. Кажется, у нее не было другого выбора

Альянс темнокожих хоккеистов хочет перекрасить синюю линию в черный и 100 млн долларов от НХЛ

Фото: Gettyimages.ru/Bruce Bennett, Jeff Vinnick, Christian Petersen