21 мин.

Ван Дамм и Суэйзи против Саши Петрова и Электроника. Суперматч хоккейных киногероев

Самоизоляция продолжается, но жизнь – тоже. Кроме архивного хоккея в эти дни можно пересмотреть хоккейное кино – которого, на самом деле, больше, чем вы думаете. 

Вместо банального списка фильмов держите целый гид – виртуальный матч киносборных СССР/России и США/Канады. Электроник против Вышибалы, звезда «Мэйпл Лифс» против звезды сборной Союза, Патрик Суэйзи против Александра Петрова. 

Свисток, вбрасывание, поехали.

Сборная СССР/России

Классический тренер советской школы: в меру эпатажный, с запущенной аллергией на ветеранов (то есть игроков за 29 лет), дробил раздевалку интригами, через помощника воевал с капитаном на собраниях (случай со статьей Дуганова) и ставил узнаваемый по формату хоккей – красивый, коллективный, от передачи, но не без локтей.

В итоге команда в полном составе отвернется от него прямо в раздевалке сразу после победы в решающей игре чемпионата; но какая разница, если золото – вот оно.

И как всегда с классическими советскими тренерами невозможно понять, это маразм или бесконечная мудрость: Лашков весь финал продержал Дуганова на скамейке, выпустил на последние минуты – и тот положил победный.

Нападающие

Игорь Волгин – Александр Збруев / «Романс о влюбленных»

Полноценная звезда этого состава, единственный действующий игрок сборной СССР – причем, судя по монтажу, из первого звена. Хоккей в «Романсе» снят довольно выдающимся способом – сначала на кинокамеры от бортов сняли совершенно реальный матч СССР – Швеция (скорее всего, с Приза Известий) с участием Харламова, Петрова, Михайлова и прочих героев эпохи. А потом досняли крупные и средние планы с Александром Збруевым – и смонтировали так, будто играл реально Збруев.

Получился персонаж Волгина – и это железный игрок первого звена киносборной СССР/России, потому что по мастерству рядом только Александр Мальцев, который, если присмотреться, и был Волгиным в эпизоде с голом в ворота шведов.

Александр Горин – Александр Петров / «Лед»

Александр – речь про хоккеиста Горина – исполнитель невыясненного уровня и загадочных характеристик; при этом тумблер пафоса выкручен на максимум. В фильме нет совсем ничего о том, что он за хоккеист и есть ли у него какие-нибудь победы, но претензия на сборную России или даже старт в НХЛ незримо витает в воздухе.

Его «Байкпроммаш» вряд ли замахивается на что-то выше ВХЛ, но по форме очень напоминает «Магнитку». В какой-то момент Горина вообще показывают по «России-2» – ну значит точно уровень КХЛ. А у него там есть и решающие шайбы.

Теперь одна дорога – в НХЛ. Ну или к «Оскару».

Сергей Гурин – Александр Фатюшин / «Москва слезам не верит»

Классическая история хоккейного аутсайдера с 1/6 части суши: безумно талантливый игрок, которого утянула ночная Москва. На пике – игрок первой тройки сборной, по крайней мере так о нем говорили (на льду Гурина в кино так и не показали). По факту – ветеран-забулдыга в лучшем случае для первой лиги. Таких историй и в СССР, и в России будет навалом – но мы говорим о символической сборной, поэтому включаем в нее молодого Гурина.

Гурин из «Москва слезам не верит» – культовый герой хоккеистов. Он играл за сборную, а потом спился

Петр Кудрич – Геннадий Юхтин / «Хоккеисты»

Анатолий Дуганов – Вячеслав Шалевич / «Хоккеисты»

Два товарища из московской «Ракеты», оба – жертвы советских представлений о спортивном возрасте. В 30 лет Дуганов и Кудрич уже глубокие ветераны – тренер Лашков постепенно выживает их из состава. Жены и коллеги по основной работе (Дуганов и Кудрич – любители, разумеется) только рады: хоккеисты гораздо нужнее им дома и в лабораториях; при этом явно подразумевается, что для жен и коллег хоккей по статусу это что-то между гаражной пьянкой и обливанием ледяной водой.

Дуганов и Кудрич не только мастера, но и прекрасная связка, примерно на уровне Гусев-Кучеров с ЧМ-2019: Дуганов – отличный распасовщик, Кудрич – хорош в завершении.

В решающем матче их «Ракета» будет проигрывать 2:5, и тренер выпустит все-таки ветеранов на лед – они спасут команду, а на последних кадрах фильма одним только взглядом выживут Лашкова из команды.

Игорь Королев (играл под фамилией Семенов) – Владимир Трещалов / «Штрафной удар»

Мастер спорта, который незаконно заявился на районные соревнования – его нанял сельский руководитель Кукушкин, чтобы таким образом, выиграть Спартакиаду. Королев/Семенов был там однозначной суперзвездой: забивал пачками, тащил команду в трудных матчах, быстро стал кумиром болельщиков.

Нельзя не отметить, как в 1963 году в советском кино снимали хоккей – зацените этот бросок лицом.

Двуличный хоккеист Королев/Семенов – это, конечно, критика опыта «подстав» и самой идеи профессионализма в советском хоккее: в конце концов от игрока отворачиваются честные товарищи по команде и «профессионал» остается не у дел. В СССР ты или работаешь как все, или – неприятный хлыщ.

Сергей Сыроежкин – Юрий Торсуев / «Приключения Электроника»

Макар Гусев – Василий Скромный / «Приключения Электроника»

Электроник – Владимир Торсуев / «Приключения Электроника»

Гол забил Сыроежкин, но робот сыграл не так плохо, как все считают. Хоккей в фильме «Приключения Электроника»

Вряд ли кто-то задумывался, но ведь это главная тройка целого поколения советских и российских детей. Плюс – идеальное, если разбираться, третье звено. Сыроежкин – неумелый, но смекалистый, знает, где нужно быть, чтобы забросить в пустые ворота.

Макар – эталонный силовой центр, вроде раннего Александра Свитова – и вдарить может, и бросить, и катается неплохо.

Ну и Электроник, простой как две копейки, прямой, но настолько быстрый, что простота и прямота вроде как становятся сильными сторонами и не работают в ущерб. С Электроника, по ощущениям, снимали Антти Пильстрема из «Йокерита» – так тот до сих пор пылит, и достаточно неплохо.

Антон Антипов – Иван Мулин / «Молодежка»

Егор Щукин – Александр Соколовский / «Молодежка»

Александр Костров – Иван Жвакин  / «Молодежка»

Герои, получается, 2010-х. Самая веселая, но сбалансированная тройка из парней, которые еще не успели устать от хоккея и сделать его обычной работой.

Щукин – невысокий, но умный центр, который понимает игру и правильно реагирует на скучные указания тренера про тактику.

Костров и Антипов – два ярких, и непохожих по функционалу и характеру крайних. Костров больше нацелен на пас и проход, в его игре не так много страсти (сказалась командировка в Швецию), но характера хватает – не каждый сможет пережить тяжелую травму плеча и вернуть свой уровень.

Антипов – это огонь, взрыв и бойцовский дух, который может сработать в минус команде. Забить гол, а через минуту вписаться за партнера и схватить ненужные, но соответствующие духу игры две минуты – это к Антону. При всей ментальной нестабильности у него есть отличное качество, которое редко встретишь у молодых игроков – не теряется в решающие минуты и всегда готов решить момент.

Защитники

Александр Гуськов – Александр Лобанов / «Легенда 17»

Элитный по меркам этого киносостава защитник пробрался в него вот как – рассказывает Александр Гусев, защитник сборной СССР:

– Знаете, почему в фильме «Легенда №17», все под своими фамилиями, лишь я – Гуськов? Прислали сценарий – читаю, читаю. Получается, будто мы с Валеркой в Чебаркуле только за бабами увивались да водку пили. Я возмутился. И меня вычеркнули. Вписали Гуськова. Но и сценарий, слава богу, подчистили.

Так в главном российском фильме про хоккей появился наполовину вымышленный персонаж, а в нашей сборной – по-настоящему элитный защитник.

Михаил Пономарев – Илья Коробко / «Молодежка»

Настоящий защитник для первой пары: умеет двигать шайбу, неплохо бросает и не забивает на игру у своих ворот. Пономарев это такая киноадаптация Никиты Зайцева времен ЦСКА. А еще Михаил – едва ли не самый прогрессирующий игрок из «Молодежки»: после первого же сезона получил предложение от клуба КХЛ, во втором – поехал в систему «Ак Барса» (в которой, впрочем, не пошло). Плюс – с ветераном Гуськовым разумно выпускать молодого таланта.

Михаил Будник – Сергей Горобченко / «Миннесота»

Игорь Будник – Антон Пампушный / «Миннесота»

Братья Будники – редчайший случай, когда в нашем кино – и вообще в хоккейном кино – появились защитники. Да еще и сразу пара. Понятно в чем дело: сценарист Александр Миндадзе хотел рассказать о двух братьях – вывести их на лед удобнее в составе защитной связки. Чтобы Игорь в какой-то момент крикнул: «Мы же связка!» (он так и сделал).

Будники, кстати, играют за пензенский «Дизель», то есть, команду ВХЛ, так что уровня они вполне неплохого – тем более, что младшим даже интересуются то ли скауты, то ли агенты. Масштаб интереса в итоге оказывается преувеличенным (вкратце – сначала явно намекают на НХЛ, в итоге оказывается – в команду соседнего города), но для второй пары нашей киносборной – самое оно.

Фильм посмотрите обязательно, это, конечно, выдающийся в чем-то образец того, каким далекие от хоккея люди видят наш вид спорта. Присутствует, например, момент с аквариумом в раздевалке.

Алексей Смирнов –  Матвей Зубалевич / «Молодежка»

Данила Бондарь – Андрей Пынзару / «Молодежка»

Если в составе должен быть блатной, то защитник третьей пары – идеальная роль даже для киношной команды. Смирнов – сын нефтяника, который в перерывах между тусовками очень неплохо играет в хоккей. Правда, в раздевалке таких очень не любят – особенно если ты каждую неделю приезжаешь на тренировку на новой тачке. И эта нелюбовь позже перерастает в конфликты, которые приводят к смене команды – это, впрочем не проблема для богатого отца со связями.

Бондарь – тотальный антипод слова «мажор» и простоватый сибиряк в два метра ростом и с парой залысин. Наверное, так и должно выглядеть идеальное добро – безобидный шкаф, который превращается в хитующего убийцу, когда кто-то пытается помешать его команде победить.

Валентин Кротов – Игорь Кваша / «Жребий»

Кротов – это Кошечкин с замашками Патрика Руа. Выдающийся вратарь, пиковое время которого уже позади, но которого по-прежнему не может вытеснить из состава никто из молодых. Плюс – не просто стабильный вратарь, но и лидер раздевалки, вот прям батя для нынешних и даже прошлых партнеров. Для него не проблема сорваться в больницу к другу в день перед матчем.

В итоге, конечно, молодежь победит, но до того момента ворота киносборной будут в надежных руках.

Семен Бакин – Игорь Огурцов / «Молодежка»

Сеня Бакин – карикатура на все существующие загоны вратарей. Он засыпает в раздевалке перед матчем, и ему снится, как он берет решающий буллит (один из таких – от Никиты Гусева), но в самый ответственный момент его будят партнеры по команде. Самое веселое здесь то, что Бакин в полном порядке – стандартная история для хороших вратарей. Он умеет сыграть ровно так, как нужно команде – сделать пару классных сэйвов, уделать лучшего нападающего соперников и забрать победу на последних секундах. Бакин начинал путь в молодежке глухим бэкапом, но ухватился за шанс всей жизни двумя руками и даже добрался до сборной (молодежной).

Сборная США/Канады

 

Главный тренер нашего детства. Его историю хотя бы в кратком пересказе помнят все: неплохой игрок, повредивший колено – перешел в тренеры, подобрал слабую детскую команду и сделал ее чуть ли не чемпионом вселенной. Психолог, мотиватор и новатор – те, кто видел тренировку с куриными яйцами на льду, не забудет ее никогда. 

Плюс – тактика и работа во время матча: это же именно Бомбей изобрел атаку клином, которую (безуспешно) пытались повторить на хоккейных площадках дети середины девяностых. Хотя есть версия, что не изобрел, а подсмотрел у «Интеграла».

Нападающие

Майкл Скотт – Стив Карелл / сериал «Офис» – КАПИТАН

Майкл – далеко не лучший игрок этой команды, и не самый авторитетный, и не самый психологически устойчивый, но место в первом звене и капитанскую нашивку он получил обманом, манипуляциями и целой серией истерических припадков. В конце концов, Бомбей выдохнул и отдал Скотту – и место центра в первой тройке, и нашивку. Играть Скотт почти не будет, потому что быстро устанет, а реальным капитаном будет кто-то другой – но итоговую победу Майкл присвоит только себе. Короче, с ним проще не спорить. 

И, кстати, кроме шуток – Стив Карелл, который исполнял роль Майкла Скотта в сериале, похоже, в реальности лучший хоккеист из всего этого состава. У него даже есть профиль на сайте Элитпроспектс: он рос в Бостоне, играл в воротах юношеской команды и на самом деле довольно здорово катается. Его снимали на льду в полный рост, без всякого монтажа и прочих приколов.

Реджи Данлоп – Пол Ньюман / «Щелчок» – настоящий капитан, играющий тренер

Классический североамериканский хоккеист середины XX века: пьющий, увлекающийся женщинами боец до мозга костей. С годами стал мудрее, но ровно настолько, чтобы догадаться: победить можно, если вывести из себя вратаря соперника – например, грязной историей про его жену. Сбивает коллектив в один крепкий кулак, каждый матч «Чифс» заканчивают с разбитыми лицами, а что там есть какой-то хоккей уже даже и не важно.

По остальным фронтам в его жизни – все еще хуже.

Адам Бэнкс – Винсент А. Ларуссо / «Могучие Утята»

Потенциально лучший игрок команды. Быстрый и техничный нападающий, который обыгрывает здоровяков пачками, такой Патрик Кэйн и Джонатан Тэйвс в одном лице. Единственный минус – подвержен травмам, может вылететь в самый неподходящий момент.

Дин Янгблад – Роб Лоу / «Молодая кровь»

Дерек Саттон – Патрик Суэйзи / «Молодая кровь»

Связка из «Гамильтон Мустангс», судя по контексту – команды АХЛ: они играют против «Марлиз» и «Провиденс». Дин – молодой парень из глубинки, вырос, по классике, на пруду, под присмотром отца. Дерек – опытный игровичок: матерый, жесткий, но если надо и пас отдаст, и откроется, и улиточку исполнит.

Саттон натаскал молодого так, что тот стал главной звездой команды – в одном звене они устраивали вот такое:

Впрочем, это будет не замкнутая система: если Дерек получит травму, то Янгблад будет способен и в одного вытащить для команды матч-другой.

Коротко о съемках: на средних и общих планах, которые цепляют лица хоккеистов, видно, что это ни разу не Лоу и не Суэйзи. И на воротах за «Мустангов» играет совсем молодой Киану Ривз.

Даррен Роанок – Романи Малко / «Секс-гуру»

Звезда «Торонто», у которой случился коллапс на личном фронте – в итоге руки тряслись так, что шайба не летела даже в нараспашку открытые ворота. Все исправил выписанный из Индии гуру, и все закончилось исторической для клуба победой в Кубке Стэнли (утритесь те, кто шутит про 67 лет без кубка). 

Серьезный минус – кажется, парень всерьез зациклен на себе и не очень встраивается в командную игру. Поэтому рядом со связкой из «Гамильтона», тоже самодостаточными парнями, ему самое место.

Чарли Конуэй – Джошуа Джексон / «Могучие Утята»

Чарли – ходячая совесть и дисциплина команды, идеальный человек для третьего звена, Сергей Андронов, только не такая машина в смысле физики. Через много лет Конуэй станет успешным тренером в НХЛ, а пока он полезен в нашей команде – делает черную работу за неумехами и понторезами типа Скотта и Роанока. 

Джон Байб – Рассел Кроу / «Тайна Аляски»

Стиви Уикс – Райан Норткотт / «Тайна Аляски»

Ветеран и молодой талант из городка Мистери, что на Аляске. У Стиви – скорость и золотые руки, у Байба, понятно, опыт и какой-то советский хоккейный ДНК, который позволяет ему запускать, среди прочих, вот такие атаки. 

 

Причем Байб – и распасовщик, и финишер.

В конце концов, любители на равных сыграют с «Рейнджерс», а Уикса и еще одного игрока Мистери, Бэнкса, гости из Нью-Йорка увезут с собой – для старта в АХЛ.

Самая выдающаяся кинотройка всех времен: сразу после «Щелчка» их уговаривали на отдельное кино, но была загвоздка. Все трое были профессиональными хоккеистами с нормальными карьерами, поэтому отказывались от подработки в кино. До НХЛ никто из них по-настоящему не добрался, но в низших лигах все трое поиграли прилично.

Тем не менее, с такой фактурой в кино тоже не отказывались до последнего – братья Хэнсоны уже глубокими ветеранами появились в необязательных продолжениях того же самого «Щелчка» уже в нулевые.

Стилеобразующая картинка из фильма:

Защитники

Фултон Рид – Элден Хенсон / «Могучие Утята»

Поначалу – чистая и безумная страсть, энергия и сила помноженные на габариты. После работы с Бомбеем Фултон влился в коллектив, понял, что такое ответственность, и научился не только выжигать площадку на мускулах, но и думать. В итоге команда получила героя для первой пары.

Дуг Глэтт – Шон Уильям Скотт / «Вышибала»

Самое настоящее сердце команды. Добряк, у которого нет таланта, чтобы финтить или даже более-менее качественно кататься, но который предан команде своими кулаками и, если надо, телом. За один сезон прилично развил навыки игры на пятаке – и на чужом, и на своем, поэтому теперь не просто выводит из игры агрессоров соперника, но и приносит какие-никакие очки. В том числе и в большинстве. 

С Дугом команда в безопасности.

Хэппи Гилмор – Адам Сэндлер / «Счастливчик Гилмор»

Еле стоит на коньках, все-таки гольфист, но такого броска как у Хэппи – еще поискать. Опция для игры в большинстве – скорее всего, для второй бригады, где будет зажигать какой-нибудь распасовщик типа Байба или Саттона.

Дуайт Шрут – Рейн Уилсон / «Офис»

Вообще не стоит на коньках, но те, кто видел хоть одну серию «Офиса», знают, что за своим боссом Майклом Скоттом Дуайт увяжется под любым предлогом и, если надо, применит насилие. Как и в случае с самим Скоттом, его проще взять в состав, чем отказать.

«Дерево» Лэйн – Кевин Дюранд / «Тайна Аляски»

Здоровяк с кое-каким потенциалом: в начале фильма еле стоит на коньках и вообще не умеет пользоваться своими габаритами. Но после пары уроков от Байба становится камнем на своем пятаке – и даже начинает прикрикивать в раздевалке. От простого здоровяка из третьей пары такого явно не ждешь.

Дерек Томпсон – Дуэйн Джонсон / «Зубная фея»

Типичный силовой защитник, который внезапно, как будто по указанию сверху, задумался о более конструктивном хоккее. Немного перестроился, отказался от бездумных силовых, прокачал катание, руки и мышление – и стал отличным игровиком. Уникальная история успеха.

Даррен МакКорд – (Жан-Клод Ван Дам / «Внезапная смерть» 

Единственный киновратарь с опытом игры в НХЛ. Даррен вышел на несколько минут в матче «Чикаго» – «Питтбург» и сделал важный сэйв, а потом показал, что у него в арсенале есть пара приемов в стиле Патрика Руа.

Грег Голдберг – (Шон Вейсс / «Могучие Утята»)

Идеальный, если задуматься, бэкап. Веселый парень с живыми эмоциями поддерживает бодрую атмосферу на скамейке. Если надо – выйдет на лед и не подведет: тут очень помогло культовое упражнение от Бомбея, расстрел привязанного к воротам кипера.

Сейчас все вспоминают лучшие голы. Мы пошли дальше – и вспомнили самые обидные

Овечкин против Кросби, Россия против Канады и США. Какой хоккей смотреть на карантине

Фильм «Русская пятерка» спродюсировала русская американка. Жила рядом с Черенковым, играла в футбол со звездами «Детройта»