6 мин.

За сборную России играет лучший чеккер в мире. Объясняем, что это и кто он

Любимый игрок Знарка.

Еще в 2017-м эксперт TSN Даррен Дрегер написал в твиттере: «К Сергею Андронову есть интерес со стороны нескольких команд НХЛ. Но пока он останется в России». Похожие сообщения стреляют по новостной ленте всю весну-2019: «Андроновым интересуется «Торонто», Андроновым интересуются несколько клубов НХЛ», «Андронов точно уедет». 

Это все покажется странным тем, кто отправится на поиски фамилии в списках лучших бомбардиров КХЛ последних лет и ничего не найдет. Есть же стереотип: чтобы получить работу в Северной Америке, нападающий должен максимально ярко играть тут – много забивать, отдавать и вообще доминировать. Вот Гусев как лучший бомбардир лиги, может попробовать. Шипачев – все понятно. Дадонов, Панарин и даже Тихонов. Но какой Андронов?

В 2019-м этот стереотип сильно устарел, потому что «доминировать» в хоккее уже не значит «забивать и набирать очки». В игре есть длинные отрезки, когда кроме красоты, передач и финтов нужно бить соперников в корпус, отодвигать игру от своей зоны за счет физической силы, вминать лучших нападающих в лед и переводить игру в чужую зону для безопасности своих ворот. Это и есть работа чеккеров – больших парней, которые быстро катаются, больно бьют и не избегают ни шайбы, ни силовых приемов. Андронов привлекает внимание НХЛ как один из лучших чеккеров в мире.

Еще два факта делают его уникальным хоккеистом:

1. Андронов вырос в убийцу из нижних звеньев в стране, где традиционно презирали силовой стиль игры и даже изобрели для него унизительное название «бей-беги».

2. Сергей перестроился по ходу карьеры, признав, что он не станет следующим Павлом Буре, понял, в чем его сильные качества, и за несколько сезонов вырос в одного из самых мощных игроков жанра. Андронов прямо сейчас – это игрок, без которого действительно трудно представить сборную России. На место Овечкина на левом краю второго звена в России небольшая очередь. На место Андронова нет ни желающих, ни даже примерно подходящих.

Совсем немного истории. В 2009-м Андронов играл на правом краю второго звена молодежной сборной России. В центре – Грачев, слева – Филатов, шестой номер драфта НХЛ. Эпоха Брагина настала только через два года, а тогда сборной рулил Немчинов – и в сборную было принято брать лучших игровиков страны. Соответственно, Сергей считался одним из таких – да, большой, но перспективный.

В историческом полуфинале с Канадой (5:6 ОТ) он отметился только удалением, но вообще на турнире набрал 3+5 – больше одного очка за игру. В наше время это заявка на попадание в топ-6 клуба КХЛ.

В КХЛ Андронов зашел в составе «Лады», на краю четвертого звена, которое центрил Евгений Бодров. Во втором сезоне пошло вообще прилично (14 очков в 33 матчах) – и последовал логичный переход в ЦСКА. ЦСКА начала десятых – достаточно депрессивное место для молодежи, спросите хотя бы у Кучерова и Гусева. Андронова подключали к основе, но в основном использовали в «Красной Армии» и в целом от всего этого было легкое ощущение застоя: нападающий, ушедший в третьем раунде драфта НХЛ, ждал от себя немного большего.

За большим он уехал, понятно, в Северную Америку. Там за два года статистика лучше, чем в ЦСКА, но не лучше, чем была в «Ладе» – и ни одного подъема в НХЛ. Похоже, что в этот момент он расстался с творческими амбициями и сосредоточился на том, чтобы просто иметь хорошо оплачиваемую работу в хоккее. Андронов вернулся в ЦСКА – там поход за кубком начинал Дмитрий Квартальнов,который сразу разглядел в игроке нужные функции: зацените звено Стась – Андронов – Мамин. Да, по ходу того сезона Сергея постепенно перевели в центр: статистика у не взорвалась не взорвалась, но постепенно он стал незаменимым игроком и даже попал в евротуровскую сборную. Знарок как раз искал в КХЛ людей, на которых будет опираться в ближайшие несколько лет. 

Выяснилось, что он Андронов умеет терпеть и работать. Да, не креативит, но играет строго надежно, неброско и эффективно – к тому же здоровый и быстрый для своих габаритов. Для Квартальнова и Знарка он (а так же Плотников и Телегин) был игроком мечты. На Кубок мира брать его опасно (иначе кто-то из блогеров Sports.ru объявил бы бессрочную голодовку), но на чемпионаты мира – вполне. Как раз турнир 2017-го и стал пиком Андронова – моментом, когда он оформился как топовый чеккер современного хоккея.

Состав сборной можно было использовать по-разному (в нем одновременно были, например, Мозякин, Панарин, Гусев, Кучеров и Кузнецов), но Знарку уже надоело выдумывать – он шел от простого, прям от примитивного. В первом матче со шведами первым на лед вышло звено Телегин – Андронов – Плотников и Андронов забил, уверив тренера в правоте. В итоге против Швеции капитан команды Мозякин сыграл 9 минут, звезда НХЛ Кучеров – 12, а Андронов – 19. После этого он забьет еще две шайбы, отдаст 2 передачи и заслуженно запомнится одним из главных героев той сборной России.«Такое звено, как тройку Андронова, в наше время называли рабоче-крестьянским, – объяснял тогда Борис Михайлов. – Эти парни все время нагнетали около чужих ворот и действовали агрессивно. Сегодня они лучше всех показали себя в черновой работе и силовых единоборствах. Они навязывали противнику свою игру, заставляли их двигаться».

После этого турнира место в четвертом (или первом – потому что оно начинало большинство матчей) звене сборной зарезервировали за Андроновым. С того момента о нем периодически говорят в контексте переезда в Северную Америку. У этих разговоров железобетонные основания – во-первых, Сергей не очень дорогой игрок, по крайней мере на дистанции одного сезона. Во-вторых, таких, как он, не хватает и там – взять хотя бы «Торонто»: в третьем звене постоянно психующий Кадри, а в четвертом играли Линдхольм (до обмена) и Готье – слишком мягкие, чтобы убивать, но слишком медленные, чтобы креативить. Андронов в боттом-6 будет сильнее любого из них.В 2019 году он сыграл 42 матча: 28 за ЦСКА и 14 за сборную России – забил в них 6 шайб и не отдал ни одной передачи. Эта пропорция была бы странной для обычного нападающего: обычно передачи идут проще, чем голы – например, у Кучерова на одну шайбу приходится больше двух ассистов. Но для Андронова – это норма, следствие функциональной нагрузки на льду. Его работа – не отдавать передачи и создавать остроту за счет интеллекта, а приехать в чужую зону, бить защитников, набрасывать на ворота и бороться на пятаке. 6+0 – это признак высшего качества: в режиме такой долбежки у Андронова не сгенерируешь передачу, а гол – запросто.

В НХЛ хорошо понимают такую игру – и очень ждут нового героя.

Мы не научим вас видеть шайбу, но расскажем все про хоккейные термины (будет круче смотреть ЧМ)

Фото: globallookpress.com/Vit Simanek/CTK, Monika Skolimowska/dpa; кадр трансляции «Матч ТВ»; РИА Новости/Григорий Сысоев