8 мин.

СКА – ЦСКА — лучший хоккей в мире

Но самый стыдный.

30 августа 2016-го Знарок уже прикидывал что первым делом посмотреть в Торонто, во время Кубка Мира, а его СКА гнулся под давлением большинства «Ак Барса»: Кетов, чуть не выломав колено Яруллину, схватил «5+20». У казанцев к тому моменту накипело, а СКА только что разобрал «Магнитку» и «Салават» с общим счетом 11:3 — злоба одних наложилась на расслабленность других. Секач, Токранов, Попов, Ткачев за три с лишним минуты превратили предсказуемые 0:1 в фантастические 4:1. Питер бросился вдогонку, Дацюк и Ковальчук в конце выдали хит сезона, но СКА все равно проиграл по буллитам. Все вместе это выглядело настолько эпически, что сам собой получился тот самый заголовок про чудовище, который стал локальным мемом, мощью в три-четыре упоминания в твиттере.

Весной 2017-го главный редактор Sports.ru Юрий Дудь учил журналистике питерскую молодежь. И один из студентов влепил Юрию вопросом про СКА: «Красно-синее чудовище» — это чтобы срубить лайки или вы действительно так думаете?». Лучший интервьюер страны по версии Егора Крида не имел прямого отношения к этому заголовку и никогда не был настолько близок к хоккею, чтобы коллекционировать оформленные претензии к СКА. Он выкрутился как умел, потому что не сдает своих, но ответ питерскому студенту не получился развернутым.

Не то чтобы мне сейчас хотелось восстановить справедливость, но совсем скоро стартует финал Западной конференции. Серия СКА – ЦСКА – одновременно и лучшее, что только может быть в нашем хоккее вообще, и самое бессовестное. Идеальнее повода объяснить, почему СКА – чудовище, просто не будет:

1. Деньги, которые клуб всасывает с мощностью пылесоса Дайсон. Это деньги газовой корпорации, в которой больше 50 процентов акций — государственные. Клуб эти деньги не отбивает и даже не планирует к возврату: он просто старается быть красивым и западным, с хорошей посещаемостью и симпатичным, бойко расходящимся мерчем (билеты и майки с окупаемостью никак не пересекаются). Из этих огромных денег игрокам СКА платят их перегретые и не имеющие ничего общего с рынком зарплаты.

Эти деньги никак СКА не принадлежат, но именно они делают всю разницу в положении Питера и всех остальных. «У СКА и ЦСКА просто нет соперников, — выдохнул после недавних полуфиналов конференций Стаффан Крунвалль, — они тратят на это много денег, и словно в своей собственной лиге играют».

2. Руководство клуба вросло во власть КХЛ и хоккея России вообще. Уже года четыре это один мозговой центр. Чернышенко руководит КХЛ, но подчиняется Тимченко, который как руководитель клуба должен бы подчиняться Чернышенко — и всем им помогает Роман Ротенберг. Их деньги, их власть — их односторонние решения. Поэтому двигаются матчи плей-офф. Поэтому зарплата Ковальчука никогда не будет учитываться под потолком зарплат. Поэтому в КХЛ нет реального потолка зарплат и допускаются «обмены на денежные компенсации».

Поэтому в российском хоккее прямо сейчас рулит система управляемого беспредела, когда одним можно плюс-минус все и когда решения КХЛ, принимаемые в интересах двух клубов, объясняют интересами всей лиги, или даже сборной. Классический пример — свежая фраза Игоря Есмантовича, президента ЦСКА, о потолке зарплат в КХЛ: «Если бы мы ввели жесткий потолок год назад, то не смогли бы вернуть из НХЛ целый ряд игроков и усилить сборную России перед Олимпиадой». Кроме того, забыл сказать руководитель, жесткий потолок зарплат в КХЛ помешал бы усилить два конкретных клуба КХЛ.

3. СКА развил дичайший хватательный рефлекс на рынке игроков. Россияне из НХЛ возвращаются к ним — почти всегда. Молодой, реально эффективный хоккеист окажется у них — почти без вопросов. Это опустошает всю остальную лигу: даже «Салават Юлаев», мощная и богатая структура, не может сохранить у себя нужного игрока. Его или выкупят, или выдернут админресурсом. Все команды ниже топ-2 имеют право только на тех, кто не подошел армейцам.

В общем, СКА — это бабки, бабки, бабки, власть, власть, власть и где-то далеко в конце, совсем немного, хоккей. Это такой же путинский монстр, богатый и охреневший, как и все остальные путинские монстры. Одна его рука делает, что хочет, другая покрывает первую и все они отчитываются перед одним человеком. ЦСКА — такой же монстр, только власти там поменьше. Вчера лига отодвинула введение потолка зарплат на пару лет — в прямых интересах Игоря Есмантовича, который подписал несколько крупных контрактов на три года (Шумаков, Шалунов, Капризов, Григоренко, Нестеров, Марченко), не глядя на планы лиги по сокращению зарплат, которые публиковались и комментировались. КХЛ обещала жесткий потолок в 800 миллионов в сезоне-2019/20, а сейчас подстроилась и прописала лишь штраф за превышение. Логика этого решения угадывается на раз — если за два года СКА и ЦСКА подпишут новые крутые контракты, в их интересах будет подвинуть потолок еще немного.

Поэтому серия СКА – ЦСКА одновременно и самое бессовестное, что только может быть в нашем хоккее вообще, и самое лучшее. Те же самые обстоятельства делают финал Запада самым привлекательным хоккеем года — особенно если сканировать его системой ценностей главного редактора Sports.ru. Сколько они зарабатывают в год? Очень много. Что они скажут, оказавшись перед Путиным? Да вот, были совсем недавно, ничего не говорили. Там чрезвычайно много денег, там чрезвычайно много власти (там много лично Путина: КХЛ придумал он, СКА и ЦСКА контролируют его друзья), там нереальное количество звезд (два десятка олимпийских чемпионов). И кроме того:

1. Это будет лучше даже чем в НХЛ, потому что в Северной Америке постоянно утюжат платежки, жестко выравнивают клубы и напалмом выжигают даже теоретическую возможность появления команд формата «Реал» и «Барселона», суперзвездных, с глубоким составом, оторванных от всех остальных и слегка — от реальности. Доступный максимум там — собрать мощное ядро из трех суперзвезд и надеяться, что выпускники из фарма вместе с молодежью добьют оставшееся игровое время, как делает «Питтсбург». В НХЛ круче играют в хоккей, но даже там два одинаково звездных звена — это очень мощно. Трех нет ни у кого. У ЦСКА и СКА таких звеньев по четыре.

2. Насколько плотно финал Запада нашпигован европейскими звездами, лучше объяснить через сравнение с футболом. Вот представьте, что футбольная сборная России поделилась на две команды, те усилились внятными легионерами и рубятся между собой. И представьте не ту сборную, которая сегодня блекло сдувается фаворитам, а уровнем на порядок выше. Которая бы, условно говоря, ураганом прошлась по отборочному турниру. Которая бы вышла из группы и побилась за полуфинал на последнем Евро. Представьте, что эти команды называются «Спартак» и «Зенит», что они представляют Москву и Санкт-Петербург и что там абсолютно все лучшие футболисты страны, за исключением двух-трех. Есть ощущение, что арена «Открытие» порвалась бы от такого футбола — и вот ровно это начинается сегодня в хоккее.

3. СКА и ЦСКА есть за что бороться между собой. Чисто на спортивном уровне — у СКА два Кубка Гагарина (и, допустим, Олимпиада), у ЦСКА ничего. В ЦСКА побольше региональной молодежи без всяких трофеев. В СКА побольше матерых ветеранов уровня НХЛ, которые ничего не отдадут просто так.На элитарном — боссы московских армейцев за пару лет потратили на игроков столько, что уже могли бы и пощупать кубок руками, а не полюбоваться на его фотографии в чужих инстаграмах. Питерские, при этом, не сдадутся просто из соображений жадности. Получится жесткая заруба двух элитных группировок, только не по-настоящему, а на льду.

4. Им есть чем и кем играть друг против друга. В регулярке были две чистые победы СКА, но с последней прошло пять месяцев и все это время Игорь Никитин, главный тренер ЦСКА, мог заниматься только подготовкой к СКА: все остальные задачи решились как-то сами. По тому, как москвичи прорвались к этому финалу, видно, что схемы нашлись. «Второй и третий матчи серии ЦСКА и «Йокерита» показали, на каком уровне интенсивности, силовой борьбы и озлобленности могут играть армейцы, — рассказал «Спорт-Экспрессу» Александр Хаванов, — такая интенсивность не позволяет использовать преимущество в мастерстве». У ЦСКА готов очень подробный и вполне реализуемый план игры без шайбы: задрать темп, сделать хоккей очень жестким и по максимуму затруднить Ковальчуку, Дацюку и Гусеву любое продвижение вперед.

Во-первых, с ними так и надо. Во-вторых, это все равно очень сложно — и как раз эта сложность сделает хоккей очень крутым.

И на последних секундах текста — прямое обращение к участникам соревнований. Этот вывод даже я делаю не первый раз, но уж такая жизнь: раз вы прижали весь остальной хоккей, чтобы прокачать два клуба в стране, то будьте добры, сделайте так, чтобы ближайшие семь матчей того стоили. Или просто расходитесь. Потому что даже если серия СКА – ЦСКА выдаст семь отрезков самого оргазмического хоккея на свете, лучшим финалом сезона будет победа «Трактора».

Фото: Global Look Press/Alexander Kulebyakin/Global Look Press; ska.ru; cska-hockey.ru; РИА Новости/Алексей Куденко