5 мин.

Клубы АПЛ отказались от букмекеров на футболках. Пока только от титульных спонсоров – и с 2026 года

От лиги требуют большей решительности.

Английский футбол продолжает торговаться с британскими властями по вопросу рекламы букмекеров. Правительство активно взялось за этот вопрос с 2020 года – и не отпустило его, несмотря на несколько смен премьер-министра.

АПЛ – первая спортивная лига Британии, которая забанила на форме букмекеров. Правда, далеко не полностью

Главным идеологом изменений в этом вопросе считался бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. Ожидалось, что АПЛ еще в прошлом году примет добровольно-принудительное решение об отказе от титульных спонсоров-букмекеров, но приход на место Джонсона Лиз Трасс, а затем и Риши Сунака, вселил в клубы надежду на отыгрыш закона назад. Не вышло.

В ближайшие недели власти готовы были опубликовать предполагаемый закон, но дали АПЛ возможность сыграть на опережение. Министры ранее объясняли, что закон не будет включать ограничения на спонсорство футболок, если лига примет добровольное соглашение.

И АПЛ не подвела, опубликовав коллективное решение: «Клубы Премьер-лиги согласились отказаться от спонсорства азартных игр с передней части футболок, став первой спортивной лигой в Великобритании, которая добровольно приняла такую меру».

По информации журналиста The Times Мартина Циглера, за проголосовали 18 клубов из 20, еще 2 команды воздержались. Правда, есть нюансы.

• Запрет касается только титульного спонсорства. Реклама букмекеров на рукавах, шортах, баннеры вокруг поля и на экранах стадиона, ТВ-реклама – все это остается в силе. Исследования показывают, что за один матч АПЛ букмекеры появляются в кадре 500-700 раз.

• Запрет будет действовать только с конца сезона-2025/26, чтобы клубы успели найти себе новых партнеров. Пока ограничения затрагивают 8 клубов: «Борнмут», «Брентфорд», «Эвертон», «Лидс», «Саутгемптон», «Вест Хэм», «Фулхэм» и «Ньюкасл». Впрочем, у двух последних команд контракты с титульными спонсорами завершаются уже этим летом.

Заявление АПЛ не удовлетворило сторонников нового закона, которые посчитали решение половинчатым. Вот мнение Джеймса Граймса, основателя кампании The Big Step, которая выступает против рекламы азартных игр в футболе:

«Это огромный шаг, но результат не идеален. Простое перемещение логотипов на другую часть формы, продолжающаяся реклама на поле и спонсорство лиг (титульный спонсор EFL – Sky Bet) – все это выглядят совершенно непоследовательным. Без действий правительства онлайн-казино продолжат обходить любые добровольные меры и продавать услуги через футбол».

Владелец «Брайтона» Тони Блум, который сделал себе состояние именно на беттинговых компаниях, тоже не поддерживает букмекеров на формах команд АПЛ, но с пояснением:

«Я не думаю, что реклама азартных игр на футболках – это хорошо. В то же время я понимаю, что для некоторых клубов, особенно в лигах с гораздо меньшим доходом, игорные компании это те, кто платят лучше всех. Поэтому от них бывает трудно отказаться».

Политики пока не трогают дивизионы ниже АПЛ, понимая, что это оставит многие клубы с финансовыми трудностями. Председатель EFL (Чемпиошип, Лига 1 и Лига 2) Рик Парри еще в 2020-м критично высказывался о реформе.

«Последнее, что нам нужно сейчас, – это ограничения на ценные источники дохода, потому что их нельзя просто переключить за ночь. Если не ставки, то на какой рынок мы должны пойти?» – вопрошал Парри в разгар кризиса, вызванного пандемией.

Букмекеры захватили английский футбол за 20 лет. В Ла Лиге и Серии А они уже под запретом

Плацдармом для захвата английского футбола букмекерами стал «Фулхэм», который в сезоне-2002/03 первым из клубов АПЛ заключил титульное партнерство с Betfair. Уже к 2016 году компании из игорного бизнеса взяли под титульное спонсорство 11 клубов из 20, а так или иначе с ними на контракте примерно все (кто-то отдает место на рукавах, кто-то на стадионе и так далее).

Отрасль взлетела из-за развития интернета и огромного платежеспособного рынка Китая. В этой стране азартные игры под запретом, поэтому онлайн-букмекеры, казино и другие подобные фирмы не могут добраться до клиентов с помощью традиционной рекламы. Однако есть английский футбол, который легально смотрит весь мир. Обычно такие фирмы регистрируются где-нибудь на Филиппинах, а для законного доступа на рынок Великобритании используются не самые прозрачные офшоры вроде острова Мэн или Гибралтара.

В этом сезоне АПЛ 8 титульных контрактов с букмекерами, в сумме они приносят командам 60 миллионов фунтов в год. По данным мониторинговой компании Caytoo, 77% клубов АПЛ и Чемпионшипа сотрудничают с букмекерами, а «Ман Сити», «Ньюкасл», «Астон Вилла» и «Хаддерсфилд» имеют сразу по три таких партнера.

Впрочем, через расставание с букмекерами ранее прошли менее состоятельные чемпионаты Италии ( с 2019-го) и Испании (с 2021-го), так что АПЛ точно справится. Причем в испанском футболе все приняли гораздо быстрее и жестче. Там под запрет попали не только титульные спонсоры, но и любые букмекерские лого на форме клубов Ла Лиги и Сегунды. Хотя за сезон до решения спонсорские контракты с букмекерами имели 34 из 42 клубов в двух высших дивизионах.

В итоге 6 командам Ла Лиги пришлось начинать тот сезон без титульного спонсора – и решать вопрос с финансами прямо по ходу дела. В Англии подошли к ситуации намного взвешеннее.

От ксероксов и древесины до букмекеров и криптовалют: как менялись спонсоры клубов АПЛ и остальной Европы

Английским клубам запретили менять эмблему и цвета, если фанаты против. «Вилла» выбрала новое лого уже с болельщиками