5 мин.

Как смотрят лыжи без России? Рейтинги растут, но не в Норвегии – там крах

Международная федерация лыжных видов (FIS) опубликовала ежегодный доклад о телетрансляциях Кубка мира в сезоне-2023/24 – уже втором без россиян.

Спойлер: все в порядке (пока).

● Сразу главные цифры: общая телеаудитория трансляций в прошлом сезоне выросла на 11% и составила 767 млн человек (против 690 в прошлом).

Вообще, в плюсе почти все показатели (кроме одного, о нем позже): количество трансляций (13%), время трансляций (19%), показатель event impressions (впечатления от просмотра – он нужен для более точного анализа рынка, 22%) и прочие.

По сравнению с западением прошлого сезона (тогда лыжные гонки показали худший результат за 6 лет) – это шаг вперед и хороший знак для FIS. Тем более, что в отчете не учитываются показы Кубка мира в России, а его у нас все-таки транслировали на «Матч ТВ» – вряд ли показатели были выдающимися, но все равно вместе с ними итоговая цифра повыше.

● Главный прирост случился в показе мужских гонок – в прошлом сезоне по зрительскому интересу они значительно отставали от женских (367 млн зрителей против 519), но в этом все немного выправилось.

Интерес зрителей к мужским видам повысился на 36% и составил 498 млн. У женщин цифра все равно внушительнее – 578 млн зрителей, но разница уже не такая серьезная.

Самыми популярными гонками сезона неожиданно стали… эстафеты. И это парадоксально – редчайший вид программы на Кубке мира, к тому же на них порой еле-еле набирали составы. Например, на этапе в Йелливаре участвовали всего 10 стран у мужчин и 8 у женщин.

«Так мало команд на старте – это стыдно». Лыжные эстафеты на Кубке мира никому не нужны

На втором месте по популярности масс-старты, на третьем гонки преследования – тут все закономерно.

Удивляет спад интереса к спринтам – они заняли предпоследнее место, хотя проводились чаще всего. Возможно, в этом и причина – зрителю такой формат просто приелся.

Последнее  место у скиатлона – в прошлом сезоне на Кубке мира их проводили всего дважды.

Самыми популярными гонками сезона ожидаемо стали финал «Тур де Ски» и классический масс-старт оттуда же.

● Швеция, Германия и Финляндия по-прежнему остаются главными рынками в лыжных гонках для FIS. Во всех трех странах показатели выросли примерно на те же 11%.

Растут показатели Италии, Чехии и Швейцарии. Единственной топ-страной, в которой второй год подряд спад, стала Норвегия. Занятно, как падение интереса к лыжам в главной лыжной стране совпало с отстранением российских спортсменов – сильнейших конкурентов.

Общая аудитория в Норвегии снизилась на 18% (с 89 млн до 73), event impressions – на 10%. И это при том, что время трансляций выросло на 21%, то есть если бы в этом сезоне лыжи транслировали в Норвегии столько же, сколько и в прошлом, то все показатели были бы еще ниже.

● В остальных видах показатели колеблются – от мощного прироста до серьезного падения. Общей тенденции нет.

Горные лыжи остаются главным спортом для FIS с суммарной аудиторией 2251 млн зрителей (прирост 2%), на втором месте идут мужские прыжки с трамплина (1606 млн – столько же, сколько было и в прошлом сезоне), лыжные гонки – лишь на третьем.

Женские прыжки, выдав резкий рост в прошлом сезоне, так же резко и провалились – сразу на 28% (398 млн).

Лыжное двоеборье тоже теряет – аудитория упала на 12% (332 млн).

А вот кто растет, так это сноуборд и лыжный фристайл, причем широченными шагами. Аудитория сноуборда возросла на 84% (446 млн) – все благодаря Китаю, где прошли несколько этапов Кубка мира. Сноуборд там настолько популярен, что только Китай сделал 52% от общей аудитории в прошлом сезоне.

У фристайла прирост тоже мощный – на 58% (486 млн), опять же за счет Китая.

● Так что же, выходит, интерес к лыжным гонкам без России только растет? На самом деле – не совсем так.

Показатели общей аудитории, event impressions и остальных в сезоны, когда выступала Россия, все равно были значительно выше. Да, в этом сезоне, по сравнению с прошлым, цифры подросли, но объяснение простое – увеличилось количество и время трансляций, поэтому закономерно прибавилась и аудитория.

Получается, что интерес к Кубку мира остался примерно на том же уровне, что и год назад. Существенно ничего не изменилось. Возможно, если бы количество трансляций осталось прежним, то показатели стали бы даже хуже.

Во-первых, это видно по соотношению процентов – количество трансляций подросло на 13%, а аудитория на 11%.

Во-вторых, на 7% понизился показатель visibility rate – единственный параметр, не получивший прироста в этом сезоне. Он показывает соотношение числа реальных зрителей к времени трансляций. Это как раз говорит о том, что время трансляций прибавилось, но вот аудитория возросла не пропорционально.

FIS все еще комфортно себя чувствует и в отсутствие России, но очевидно, что с нашим рынком расклад был бы куда приятнее.

Фото: Gettyimages.ru/Christophe Pallot/Agence Zoom; Michael Kappeler, Mathias Bergeld/Global Look Press; East News/Jussi Nukari/Lehtikuva via AP