8 мин.

За контракты воюют не только в нашем биатлоне. Норвегия выгоняла Нортуга и наказывала Клэбо

Контрактная война российских биатлонистов против СБР вроде бы позади: спортсмены и руководство нашли компромисс. Сезон покажет, насколько это перемирие окончательно.

Для мирового спорта такая ситуация не уникальна – спортсмены и раньше спорили с национальными федерациями из-за денег и спонсоров. Чаще всех – норвежцы.

Петтер Нортуг спорил с федерацией до конца карьеры

Самый мощный конфликт в норвежском спорте затеял двукратный олимпийский чемпион Петтер Нортуг. Его спор с Федерацией лыжных видов длился 9 лет (!) и завершился только с завершением карьеры.

В 2009 году Нортуг подписал спонсорский контракт с Red Bull – известным производителем энергетических напитков. Это было первое появление спонсора-гиганта в лыжных гонках – сам Петтер немного удивился их предложению:

«Быть лицом Red Bull – что-то совершенно особенное. Они сотрудничали по большей части с представителями экстремальных видов, и работа с ними означала нечто большее, чем деньги. Это вопрос престижа.

У них был договор с Акселем Лундом Свиндалом. Но горные лыжи – для крутых парней. Я же занимался народным видом. Как лыжника тебя должны спонсировать производители продуктов либо из молока, либо из шерсти. Ты должен водить народный автомобиль с наклейкой местного сберегательного банка.

Но в последние годы произошло что-то особенное. Лыжные гонки на подъеме. Они стали трендовым видом, особенно на международном уровне, что произошло из-за смещения фокуса на масс-старты и новые дисциплины. Но дело и в спортсменах, и в Red Bull захотели, чтобы я стал их лицом».

Конфликт по спонсорам в биатлоне: за что бьются Логинов и команда? И как вообще устроена реклама на Кубке мира?

В тот год карьера Нортуга была на пике: он стал лучшим спортсменом Норвегии-2009, выиграл 3 золота на ЧМ в Либереце. Отношение норвежских чиновников возмутило его особенно.

«Норвежским лыжным гонкам следовало бы поднять флаг, воспользовавшись прекрасной возможностью привлечь внимание как в Норвегии, так и за рубежом. И не в последнюю очередь это был шанс достучаться до молодых людей. А вместо этого вышел скандал.

Президент НОК Норвегии Туве Пауле говорил, что соглашение пошлет неверные моральные сигналы. Генеральный секретарь НОК Инге Андерсен просил меня поберечь репутацию. Вмешались Бьорн Дэли и Кьелль Инге Рекке, попытавшиеся остановить подписание договора. Все было готово к кровавой бойне.

Президент Сверре Сееберг дал интервью VG, в котором угрожал мне лишением лицензии. Интернет-издания публиковали статью за статьей о том, насколько проблематичным считало соглашение спортивное руководство страны. А журналисты раздували до конфликта мельчайшую деталь. Вероятно, все преувеличивалось».

Федерацию не устраивали условия Нортуга, но против лучшего лыжника сборной ей не хватало решительности. Споры длились до 2013 года – дошло до того, что Нортуг пообещал уйти из команды в случае запрета на рекламу личных спонсоров.

Тем более весной 2013-го Петтер нашел еще одного (компанию Coop) и создал частную команду, в которой готовился к сезону. Федерация растерялась – там не ожидали, что многолетние угрозы Нортуга выйти из сборной превратятся в реальность.  

Перед самым началом сезона Петтер все-таки подписал контракт с федерацией на не выгодных для себя условиях – год был олимпийским, пропускать Игры в Сочи ему не хотелось.

Спортсмену запретили продвижение личных спонсоров на крупных соревнованиях вроде Кубка мира или Олимпиады, разрешив рекламные кампании в любое другое время.

Письмо Логинова и команды в СБР: здесь все претензии (срывы сборов, деньги, спонсорские места)

Через год условия контракта стали еще жестче: Нортугу запретили рекламу кого-либо, кроме спонсоров сборной, в период с 24 ноября по 7 апреля – на весь лыжный сезон. И предупредили, что к следующем году о личных спонсорах придется вообще забыть.

Нортуг не согласился с жесткими требованиями и снова отказался от подписания контракта:

«Федерация отошла от обещаний, изменив правила и их толкование, чтобы заставить меня вернуться в сборную. Сама команда, как и ее организация – великолепны, но я не вписываюсь в эту модель. Я получаю больше спокойствия, энергии и мотивации за ее пределами».

В итоге Федерация пошла на уступки и предложила Нортугу 3-летний контракт на старых условиях. Спортсмен согласился, причем разорвал спонсорское соглашение с компанией по производству одежды Swix – она конкурировала со спонсором федерации Bjørn Dæhlie.

Летом он все так же тренировался за свой счет и продвигал личных спонсоров, зимой находился на полном содержании сборной Норвегии, но рекламировать Coop и Red Bull не мог.

Перед сезоном-2018/19 Нортуга предупредили, что единственной возможностью для выступления на Кубке мира станет полное возвращение в сборную. Контракт с Coop закончился, и он согласился на камбэк, но уже в декабре завершил карьеру – из-за отсутствия результатов.

Кристофферсен дважды судился: оба раза проиграл

В 2016-м Федерация лыжных видов Норвегии опять затеяла конфликт с лидером – на этот раз им стал горнолыжник, обладатель Малого хрустального глобуса в слаломе, Хенрик Кристофферсен. И опять из-за Red Bull.

Кристофферсен перед сезоном договорился с «быками» о рекламе на шлеме. Однако по спонсорскому контракту федерации это место отводилось телекоммуникационной компании Telenor. Руководство не шло на уступки, и Хенрик от соглашения с федерацией отказался.

К началу сезона ситуация не поменялась – и Кристофферсен подал на федерацию в суд. Он требовал 15 млн норвежских крон (примерно 1,5 млн евро), если ему не позволят выступления с рекламой личного спонсора на шлеме.

Примечательно, что другому норвежцу – Акселю Лунду Свиндалу – согласовали рекламу Red Bull, поскольку он подписал контракт с компанией до того, как федерация договорилась с Telenor.

Пока шло разбирательство, Хенрик пропускал этапы Кубка мира. 15 декабря окружной суд Осло встал на сторону федерации и отказал спортсмену в возмещении ущерба. Кристофферсен согласился с условиями и вернулся в сборную.

В биатлоне уже была война из-за спонсоров: команда заклеивала лого скотчем и ругалась с Тихоновым

Но перед олимпийским сезоном-2017/18 ситуация стала хуже. Хенрик опять отказался от соглашения с федераций, а партнеры по сборной не хотели видеть его в команде.

Все потому, что годом ранее Кристофферсен заявил, что не имел поддержки от товарищей во время разбирательств с федерацией. После этого горнолыжники поставили ему ультиматум: остаешься в команде, если извинишься и изменишь поведение. К октябрю, выполнив все требования, Хенрик вернулся в состав.

В Пхенчхане-2018 он взял серебро в гигантском слаломе, а после сезона опять поднял вопрос о личных спонсорах. Дело во второй раз дошло до суда, слушания продолжались 6 дней, но Хенрик вновь проиграл – ему запретили рекламу личного спонсора на шлеме, так как это место уже было отдано под спонсора федерации. Суд посчитал, что спортсмену хватает места на экипировке для личных спонсоров.

Кристофферсен подумывал об апелляции, но отказался, понимая, что шансов нет. Он нехотя подписал 3-летний контракт с федерацией, по условиям которого мог рекламировать Red Bull только во внесоревновательное время.

Клэбо запрещали светить штаны с рекламой личного спонсора на фото

Перед сезоном-2019/20 федерация лыжных видов спорта Норвегии рисковала потерять главного лыжника – трехкратного олимпийского чемпиона Йоханнеса Клэбо. Он отказался от контракта по той же причине – конфликт интересов личных спонсоров и спонсоров федерации.

Менеджер сборной Эспен Бьорвиг так описывал ситуацию: «Если говорить просто, то 10 лет назад лыжник был лыжником, когда он общался с прессой, когда бегал и когда его показывали на телевидении. Но теперь он член сборной 24 часа в сутки благодаря соцсетям. И с этим надо разобраться. Когда вы представляете лыжную федерацию и тех, кто финансирует лыжи, а когда – себя и частных спонсоров? Это то, что нам надо было уточнить».

Весной Клэбо выложил фото: он в спортивных штанах с рекламой личного спонсора – федерация вынесла спортсмену выговор.

Вы уже знаете про войну с контрактами в биатлоне – не хватало только интервью Александра Логинова. Ну, вот оно

Йоханнес (и особенно – его отец-менеджер) долго спорил с федерацией, но к началу июля стороны подписали контракт: «Я рад, что мы договорились. Теперь с нетерпением жду нового сезона. Я думаю, что эта ситуация положительно сказалась на всех. К тому же, некоторые пункты контракта нуждались в доработке».

Но на самом деле история с Клэбо не закончена. Йоханнес, очевидно, будет лицом сборной и мировых лыжных гонок в ближайшие годы, крупные спонсоры в нем заинтересованы, так что он намерен и дальше бороться за свои права.

Закон на стороне федерации, но если она не пойдет Клэбо на встречу, то потеряет лучшего лыжника. С другой стороны, если Йоханнесу позволят рекламу личных спонсоров во время сезона, остальные лыжники потребуют таких же прав (а спонсоры есть у всех), на что федерация, вероятно, не пойдет. Это тупик.

Элегантнее всего такую проблему решила олимпийская чемпионка Тереза Йохауг – она создала компанию по производству спортивной одежды и стала спонсором сборной Норвегии. После этого личный спонсор Терезы Active Brands купил половину акций ее компании – теперь не только Тереза, но и другие норвежские лыжники легально рекламируют бренд на Кубке мира.

Но в остальном все три конфликта норвежских лыжников с федерацией завершились юридической победой чиновников – оказалось, что у спортсменов в вопросе спонсоров не так много прав.

В России до судов по таким делам пока не доходило.

Фото: Gettyimages.ru/Romina Amato/Red Bull Photofiles; globallookpress.com/Tomi Hänninen/Newspix24, Vegard Wivestad Graet/ZUMAPRESS.com, Panoramic/ZUMAPRESS.com