5 мин.

Элио де Анджелис и его карьера глазами Найджела Робака

Элио де Анджелис частично напоминал мне Криса Эймона. Он не был так же хорош (мало кто был), но у него тоже был врожденный талант, и его тоже считали хорошим парнем. Как будто Господь дал им способности, но позабыл о безжалостности. Для Элио, как и для Криса, гонки были приятной частью его жизни, но не единственной, и они оба не были святыми. Оба курили, любили опрокинуть пару бокалов, были не слишком организованными, и по-другому жить они не могли.

Возможно, это связано с их юношескими годами. Им не приходилось вытаскивать себя из пучины бедности, как какому-нибудь боксеру из Бронкса. Де Анджелис, как и Эймон, родился в обеспеченной семье и у него не было особых стремлений. Оба начали гоняться в юном возрасте: Крису было 19, когда он дебютировал в Ф1, Элио – 20. К тому времени римлянин стал чемпионом итальянской Ф3, а также, что было более важно и престижно, победителем гонки Ф3 в Монако. В 1979 он присоединился к команде Shadow, его лучшим результатом было 4-ое место в Уоткинс-Глен.

Джо Рамирез тогда тоже работал в Shadow, и они стали близкими друзьями. Джо вспоминал: «Во многом Элио был похож на Франсуа Севера. Обаятельный, живой, и, как и Франсуа, прекрасный пианист. При всем его богатстве он был очень приземленным: когда он подписал свой первый контракт, мы отправились отпраздновать это в кофейню Cagney’s в Нортхэмптоне, где мы взяли гамбургеры и чипсы! Я помню тесты в Поль-Рикаре. Трасса была влажная, и никто не хотел выезжать, но дождь прекратился, и кто-то предложил, чтобы мы взяли свои арендные машины и выехали немного подсушить трассу! Я выехал с Элио, и за ним было очень интересно наблюдать: он гнал на полную всю дорогу, замедляя машину рулем! Конечно, сейчас никто не станет так делать, не так ли?»

 

Да, Shadow скорее были аутсайдерами, но де Анджелис в своем первом сезоне показал достаточно, чтобы привлечь внимание других команд, и в 1980 он перешел в Lotus и стал напарником Марио Андретти. Альянс, который продлился шесть сезонов, поначалу выглядел перспективно. Элио финишировал вторым в Интерлагосе в своей второй гонке за команду. В 1982 он выиграл свою первую гонку, опередив всего на несколько метров Кеке Росберга в Австрии – то была последняя победа при жизни Колина Чэпмена.

К тому времени вовсю шла турбоэра, и в 1983 у Lotus были двигатели Renault. Год был омрачен ненадежностью техники, но следующий сезон был лучше: побед не было, но де Анджелис четырежды был на подиуме и стал третьим по итогам чемпионата далеко впереди напарника, Найджела Мэнселла.

В 1985 Мэнселл ушел в Williams, а де Анджелис оказался в команде с новым напарником, Айртоном Сенной. Жизнь начала меняться. В Эшториле, во второй своей гонке за команду, Сенна блестяще одержал победу. И хотя Элио выиграл следующую гонку в Имоле и возглавил чемпионат, стало ясно, как все будет развиваться. Никому не пожелаешь оказаться в такой ситуации. Талант Сенны был шоком для всех, но де Анджелис в Монреале показал, что тоже не лыком шит, опередив напарника в квалификации на 0,249 секунды. Я тогда шел в паддок вместе с Айртоном и помню его слова: «Как он показал такое время? Я не знаю, как он это сделал».

 

В конце сезона между ними был совсем небольшой отрыв, Сенна в чемпионате стал четвертым с 38 очками, а де Анджелис пятым с 33. Но Элио устал от жизни в команде, которая теперь принадлежала Айртону, и в 1986 он перешел в Brabham. Большие надежды были связаны с новой BT55 Гордона Маррея, чей низкий профиль был спроектирован под двигатель BMW, но были проблемы с подачей масла, и машина оказалась не слишком быстрой. После обескураживающего Гран-При Монако команда отправилась в Поль-Рикар на тесты, и там де Анджелис погиб.

Статья: История того дня в Поль-Рикар

В скоростной «эске» после стартовой прямой у машины сломалось заднее крыло – позже была обнаружена оторвавшаяся торцевая пластина именно в том месте, где Элио потерял контроль. Машина взмыла в воздух, затем несколько раз перевернулась, упала на рельс безопасности и в итоге застыла в перевернутом состоянии. Капсула гонщика не пострадала, но топливный бак был поврежден, когда машина ударилась о барьер. Топливо начало вытекать. Де Анджелис на тот момент лишь сломал ключицу. А когда приехала машина с оборудованием для тушения, оно оказалось едва работающим, его долго не могли включить, а, когда получилось, то зачем-то вместо горящей задней части машины начали «тушить» кокпит. Для Элио это было смертельно, ведь ему и так нечем было дышать…

Де Анджелису не хватало воздуха, он был заперт таким образом в машине 10 минут, а до прилета вертолета прошло еще полчаса. Причиной смерти стала асфиксия.

Джо Рамирез вспоминал: «Это было большое горе. Даже сейчас я с болью вспоминаю о том, как он страдал. Он не был серьезно ранен, но ему нечем было дышать. Ужасно». Смерть де Анджелиса вызывали боль, скорбь и ярость. Элио погиб в аварии не по своей вине, и он должен был остаться жив. А попытки спасти его были никчемными и недостаточными. В итоге машину перевернули вовсе не маршалы на трассе, а члены команды.

Песня Элтона Джона «Song For Guy», где не было слов, а только пианино и которая была посвящена парню, работавшему на Элтона и погибшему в ДТП, была любимой у Элио. Именно она играла на его похоронах. Когда я слышу ее, я вспоминаю о замечательном парне с прекрасным чувством юмора и манерами человека другой эпохи.

 

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала GP Racing UK за февраль 2022.

Фото: MotorsportImages.com

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал