Трибуна
6 мин.

«Ред Булл» прокачал выносливость двигателя «Ф-1» технологиями из косметики. Их добавили в инновационное моторное масло

Потому Ферстаппен и полетел на прямых.

От редакции: Привет! Вы в блоге «На максимальной скорости» – доме переводов классных текстов о «Ф-1» из журнала GP Racing UK. Сегодня автор порадовал нас изложением рассказа о самой незаметной инновации года – улучшенном масле для моторов «Хонды», благодаря которым японская техника стала надежнее и мощнее. Кто бы мог подумать, будто опыт косметической индустрии применим и в гонках? А вот автор заметил эту важную мелочь – и это точно заслуживает плюса!

«Ред Булл» в этом году в неплохой форме – мы можем это понять не только по результатам и времени на круге, но и по тому, как ведут себя его соперники. «Мерседес» настаивал на новых тестах на гибкость аэродинамических элементов и новой процедуре пит-стопов, но факт в том, что RB16B все еще частенько превосходит W12 на разных трассах. Часть преимущества наверняка получена благодаря силовой установке, но дело не только в лошадиных силах.

В Азербайджане ExxonMobil, партнер «Ред Булл» в области топлива и смазочных материалов, представил новое (по словам разработчиков, «революционное») моторное масло, которое включало в себя компоненты, ранее не использовавшиеся в смазочных материалах. На гран-при Франции «Хонда» привезла новую, переработанную силовую установку. И оба этих обновления напрямую связаны друг с другом.

Работа с топливом и лубрикантами – не новость в «Формуле-1». До того момента, как топливо в Ф1 по правилам почти перестало отличаться от того, что можно найти на обычной заправке, широко использовались разного рода причудливые и хитрые добавки, которые увеличивали мощность и помогали избежать детонации. Продвинутые смазочные материалы в 1990-х шли бок о бок с развитием стали и материалов, а производители наращивали обороты двигателей.

Но в начале 2000-х анализ данных со стороны ФИА совершил рывок, и федерация смогла лучше отслеживать подобные хитрости. Однако появилось новое поле для улучшений: если, например, масло может резко снизить трение и увеличить надежность детали, двигателю потребуется меньшее охлаждение – значит, боковые понтоны могут стать меньше, что снизит лобовое сопротивление.

С 2007 года началась эра омологации двигателей, так что развитие топлива и смазочных материалов стало ключевым фактором изысканий инженеров, ведь менять механические части в двигателях стало можно лишь для увеличения их надежности (что, конечно, не мешает производителям увеличивать потихоньку их мощность с каждым новым обновлением).

«Хонда» утверждает, что новая спецификация силовой установки не мощнее той, что использовалась на старте сезона, и все легальные изменения были проведены ради надежности. Но теперь считается, что «Ред Булл» может использовать двигатели более агрессивно, чем раньше. Эксклюзивное соглашение с ExxonMobil вполне этому способствует.

Одна из проблем «Ред Булл» в последние годы сотрудничества с «Рено» заключалась в том, что они не могли испытывать двигатели на стендах со своим топливом и маслом, потому что французы настаивали на работе с Castrol. Когда обе команды австрийцев стали работать только с «Хондой», в этой области начались подвижки.

У «Ред Булл» заметно улучшились дела со скоростью на прямых, что никогда не было сильной стороной «РБ». Разница была хорошо заметна на на автодроме «Поль Рикар», куда «Хонда» привезла новую спецификацию узла. В стане «быков» отрицали подозрения «Мерседес», что новая силовая установка заведомо мощнее предыдущей, и настаивали, что все дело в лучшем управлении энергией и аэродинамических настройках. Но несомненно, «Ред Булл» удалось использовать двигатели в более агрессивной манере. ExxonMobil не раскроет деталей о том, что использует в масле нового поколения, но признает, что создатели искали вдохновение в индустрии косметики. Ключевой фактор успешной работы масла: на деталь наносят защитную пленку, которая снижает износ и трение. В то же время она должна иметь малую вязкость, чтобы не замедлять движущиеся части.

Томек Янг из ExxonMobil Global Motorsport говорил Motorsport.com: «Косметическая промышленность предлагает множество уникальных натуральных компонентов, и мы тоже должны были их оценить и выбрать лучшие. Мы внедрили эти компоненты, когда увидели преимущества: лучшее взаимодействие с металлическими поверхностями, низкое трение – это позволяет увеличить мощность, но сохранить защиту и топливную эффективность. И это позволяет лучше использовать двигатель в широком диапазоне условий».

Янг рассказал, что идея использовать подобные компоненты появилась еще восемь лет назад – их тестировали в лабораториях компании. Но лишь недавно удалось опробовать их на стенде вместе с «Хондой». Янг добавляет: «Некоторые элементы состава масла отличаются от обычного, который мы как правило связываем собственно с моторным маслом. То, что казалось далеким будущим несколько лет назад – масло, выдерживающее высокие температуры, снижающее трение и содержащее биокомпоненты – стало реальностью в этом году благодаря усилиям всей команды, «Хонды» и «Ред Булл». Уверен, это откроет нам новые возможности для будущего».

Главный инженер «Ред Булл» Пол Монаган добавляет: «Двигатели можно использовать на пределе дольше, не опасаясь большого пробега. Также мы можем больше узнать о машине, а не думать об ограничивающих нас факторах. Если говорить о производительности силовой установки, то новые лубриканты позволяют нам снизить трение, уменьшить потери при подаче топлива – все это маленькие шаги, которые дают общий вклад в скорость машины».

Очень редко случается так, что какой-то один компонент за сезон позволяет так много отыграть (как удалось «Ред Булл» в этом году), но это может дать позитивный толчок и на будущее. В данном случае производитель топлива и смазочных материалов работает вместе с производителем силовых установок и разработчиками шасси, что позволяет улучшить не только мощность и надежность, но и аэродинамическую эффективность обвеса.

Янг о том, можно ли посчитать вклад масла в улучшение времени на круге: «Мы продолжаем работать с «Ред Булл» и «Хондой», чтобы собрать больше данных. Команда постоянно отслеживает каждый аспект, который может дать преимущество, здесь всегда важны несколько факторов. Будет сложно отделить влияние нового масла от нового топлива, параметров двигателя и аэродинамики машины. Но мы провели различные тесты с «Ред Булл» и «Хондой» перед тем, как выбрать финальный вариант».

«Мерседес» в данном случае должно даже больше беспокоить то, что «Хонда», прежде чем покинет чемпионат и передаст свои наработки и силовую установку «Ред Булл», может успеть найти и другие области для улучшения. На это намекает и Янг: «Новое масло настолько необычное, что двигатель может использоваться и в еще более жестких режимах. Так что новые оптимизации аэродинамики и других параметров вполне возможны в будущем».

Это перевод статьи Джонатана Нобла и Стюарта Кулинга из журнала GP Racing UK за август 2021.

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал

Фото: globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency; REUTERS/Mike Blake TPX IMAGES OF THE DAY; Gettyimages.ru/Mark Thompson