8 мин.

Кьюбанские казаки. «Даллас Маверикс» в сезоне 2013-2014

ДИСКЛЕЙМЕР: перспективы команды «Даллас Мэйверикс» в предстоящем сезоне кажутся автору столь неоднозначными и зыбкими, что читать нижеследующий текст следует СТРОГО под приведённую ниже нуар-музыку композитора Анджело Бадаламенти.

Нетленная тема Бадаламенти из саундтрека к полнометражке «Твин Пикс» вынесена в дисклеймер не случайно: владелец команды «Мэйверикс» Марк Кьюбан – это и есть тот самый Оборотень БОБ из «Твин Пикса», жестокий и расчетливый злой дух, питающийся болью и страданиями миллионов затроллированных им несчастных (вроде, кто бы мог подумать, бесстрашного коммандоса и гангсты Кеньона Мартина). Адское пламя пылает в Кьюбане вечным огнём, и поэтому, возможно, Марк так энергичен и даже дёрган: не так-то просто жить, круглыми сутками подскакивая на чёртовой сковороде. Взгляните на него: вот уж с кого «Бостону» бы рисовать своего лепрекона!

Why so serious?

Тем не менее, иногда это играет против Кьюбана: экспрессивный владелец «Далласа» стремится охватить всё и вся, пролезть без мыла во все естественные и неестественные отверстия – и, в результате, начинает суетиться и пороть горячку. Это не хорошо и не плохо – это такой стиль управления, по меркам НБА почти беспрецедентный. И впрямь: среднестатистический поклонник НБА, более-менее знающий Моури, Бьюфорда и прочих гилбертов, так навскидку может и не вспомнить, какое отношение к «Далласу» имеет сыночек Дона Нельсона. А вот кто владеет командой – это помнят все.

Такое обычно бывает, когда хозяин команды – уже даже не человек, а симулякр, социокультурный объект, магнитом притягивающий к себе ушаты говна со стороны окружающих: младший Басс, Малуфы, теперь вот Кьюбан. Правда, эксцентричный стиль руководства Кьюбана получил полный президентский иммунитет в 2011-м – когда у Марка появилось то, что ещё нескоро появится у Басса и уже, возможно, никогда – у Малуфов. Два года назад Кьюбан умудрился собрать интереснейший состав, поставил всё на зеро и заполучил таки свою гайку.

В этом блеск и нищета нынешних «Мэйверикс». К сожалению, теперь это в основном нищета.

К сожалению? Да, вы по-прежнему в блоге «Спёрс». Кстати, Кьюбан ненавидит «Спёрс».

Кьюбан – очень богатый человек: стоит он порядка двух с половиной миллиардов. Однако все действия Далласа последнего времени укладываются в формулу «Купим некое подобие былой далласской ролевой модели, но только для бедных, постараемся сварганить что-то вроде ТОЙ команды, а с остальным пусть разбирается Дирк».

Нет, ну смотрите. Сэмми Далемберт – это Тайсон Чендлер для бедных: крепкий оборонительный центр, на котором уже вроде поставили крест, а он вдруг у-у-ух! Правда, имеются обоснованные сомнения касательно «у-у-ух-фактора» канадца, который ухитрился засесть в запас в «Милуоки», если вы понимаете, о чём я. Тем не менее, Далемберт – квалифицированное мясо для краски, которое может подобрать, выпихнуть из трапеции, корявенько разобраться в лоу-пост-нападении и прочая. Хотя это явно не стартовый центр для контендера, но… хм, я сейчас употребил слова «контендер» и «Даллас» в одном абзаце?

Самая пикантная деталь тут – что Далемберт стал заменой Дуайту Ховарду, который на пути в Даллас заехал на своём розовом смайломобиле в Хьюстон, да так там и застрял навсегда. Теперь Кьюбан выдаёт нужду за добродетель, утверждая, что на Ховарда всем изначально было наплевать, а канадо-гаитянец был главной целью Марка с рождения, и Марк хотел выбрать Сэмьюэля под первым пиком ещё в 2001-м, да вот только не было пика. Но мы-то знаем

В колоде Кьюбана появился и свой… не Кидд, копнём глубже, Стив Нэш для бедных – Хосе Кальдерон. По всем раскладам это точно Нэш: возрастной и не шибко здоровый иностранец - pass-first, который не очень здорово понимает по-английски и как-то сразу не выучил слово «defense», а теперь уже вроде и поздновато. Проблема в том, что Нэш при этом был и выдающимся лидером, умевшим найти варианты для атаки или острого паса даже с тракторным мотором, привязанным к ногам. Кальдерону до таких высот далековато. Впрочем, для «Далласа», где на позиции PG перманентная чёрная дыра, которую пришлось затыкать даже скелетированным трупом Майка Джеймса, испанский разыгрывающий выглядит неплохим официантом, могущим подкармливать Новицки хамоном и паэльей, а большего от него и не требуется. Немного, конечно, озадачивает диковатый контракт Хосе, который, по правде, выводит испанца из разряда «для бедных» в разряд «для Абрамовича».

Пикантная деталь номер два: переговоры между Кальдероном и Далембертом, которые стали довольно карикатурным отражением трендовых переговоров Пола с Ховардом и прочих «десиженс». Для бедных? Ну, мы не станем говорить этого вслух…

Оу.Джей. Мэйо, который в начале сезона казался чуть ли не новым Ти-Маком (oh, my…), после ASG чудесно превратился в тыкву (или там в Дешона Стивенсона) и команду покинул, а его место занял непотопляемый Монта Эллис. Велик соблазн записать и его в раздел «для бедных», но это, конечно, не так. Монта – это, продолжая далласские аналогии, Джейсон Терри и Хуан Бареа для богатых, но глупых. Кьюбан, конечно, далеко не дурак, но ситуация со вторыми номерами в НБА такова, что особых альтернатив как будто бы и не было. Говорить о Монте и представлять его в одной пятёрке с Дирком нет никаких сил. Впрочем, он смог бы стать отличным шестым в команде-контендере, но… Остаётся только делать ставки, сколько матчей с начала сезона пройдёт, прежде чем Монта решит, что тот большой белый парень с польской фамилией бросает слишком много и надо бы его разгрузить.

Пикантная деталь номер три – контракт Монты, который стал неожиданно вменяемым и доказал, что Кьюбан ещё умеет считать деньги. Восемь миллионов в год – вполне адекватные деньги для одного из лучших стритболистов планеты. Если строгий дядя Рик Карлайл расскажет ему, что стритбол – не единственная игра с мячом и корзиной, то из этого всего может даже выйти толк.

Шансон года: Игорь Росписной

Что ж, проскочим галопом по Европам. Девин Харрис – это, гм, Девин Харрис для бедных. Для богатых Девин Харрис в последний раз был в Юте года этак три назад. Чарльз Баркли для бедных Деджуан Блэр уже подписался и теперь, вероятно, попытается доказать девушке Люде в далёкой России, что она ещё может им гордиться. Побитая молью, но всё ещё крепкая гвардия в лице Матрицы и экс-Винсэнити в прошлом сезоне внезапно продемонстрировала, что со счетов её скидывать рановато. Есть ещё Брэндон Райт и Кеннет Фарид. Ой, пардон, это Крис Коупленд. Чёрт, да это же Демарре Кэрролл. Ну, в общем, вы поняли, о ком я. Что касается совсем-совсем новичков, то тут главным образом речь про малыша Шейна Ларкина. Чтобы играть в НБА с ростом в полтора метра, нужно быть Алленом Айверсоном, Крисом Полом или, на худой конец, сумасшедшей петардой Нэйтом Робинсоном, но Ларкин, кажется, хочет идти по пути Маггси Боггза. Ну, учитывая специфику «Далласа» - по пути Бареа. Ладно, посмотрим.

Впрочем, на всё вышесказанное можно наплевать и забыть. Главный фактор успешности или провала «Далласа» в новом сезоне мы все прекрасно себе представляем, и все кальдероны, монты и далемберты станут всплеском в болотной тине на закате, если сверхоружие Кьюбана начало ржаветь. Это вещи настолько очевидные, что особо распространяться о них смысла нет: Дирк даже в своём преклонном возрасте – всё ещё лучший и главный игрок команды. (К слову сказать, если бы Дирк сейчас решил завершить карьеру, то заменить его, в свете генеральной линии Кьюбана, должен был бы непременно Дирк для бедных Андреа Барньяни). Если Кьюбан не блефует, утверждая, что восстановление Новицки проходит идеально, то ещё не всё потеряно: слова «контендер» и «Даллас» в одном предложении стоять всё-таки не должны, но слова «Даллас» и «слив» - тоже не соседи.

Загвоздка тут в психологии: Новицки всю свою жизнь шёл к чемпионству, причём не «чемпионству» в духе Моррисона или Дидье Илунга-Мбенга, а к полноценному титулу, завоёванному в ранге главной звезды команды. На склоне лет он получил-таки своё королевство, и тут вдруг оказалось, что казна пуста, подданные голодают, и нужно теперь начинать всё сначала – а ты сам уже в летах, вместо ноги деревяшка, да и денег, в общем-то, вполне хватает на то, чтоб заиметь симпатичный домик в альпийской долине, где можно разводить пчёл и писать мемуары.

Ау? Парни? Мотивационный фактор? Чёрт возьми, это команда Марка Кьюбана! Вы играли в команде Марка Кьюбана? Если уж Кьюбан не сможет вновь заставить Дирка заорать «Feuer frei!», вновь разжечь в немце его собственного внутреннего кьюбана – тогда для «Далласа» всё кончено. Если же сможет – тогда техасский треугольник вполне способен стать для остальных 27-и команд НБА Бермудским.

Кьюбан сможет. На то он и Оборотень БОБ. Fire, walk with me.

Стартовая пятёрка: Далемберт – Новицки – Мэрион – Эллис –Кальдерон.

Прогноз: борьба за плейофф, 4-5 место в дивизионе.