5 мин.

Он сохранил ей жизнь, а она оставила его прозябать в нищете. Обертас сменила гражданство сразу после подвига партнёра

Чемпионат мира по фигурному катанию 2000 года запомнился всем отнюдь не великолепными номерами и невероятным мастерством фигуристов (хотя и того, и другого вы бы встретили там предостаточно), а ужасающей травмой и героизмом Дмитрия Паламарчука — украинского фигуриста, выступавшего в паре с Юлией Обертас, которой на тот момент было всего 15 лет.

Спортсмен ценой собственного здоровья не позволил своей партнёрше упасть, приняв удар на себя. Но этого для Юлии, как выяснилось, было мало, и она легко попрощалась с партнёром, пока тот находился на восстановлении в клинике...

Вторая после Тотьмяниной

Все те, кто следит за российским фигурным катанием относительно давно, точно знакомы с Юлией Обертас. Фигуристка и её партнёр Сергей Славнов регулярно представляли сборную России на мировых первенствах и прочих международных стартах. Там, впрочем, обычно уступали партнёрам по команде Татьяне Тотьмяниной и Максиму Маринину, но всё равно были вхожи в мировую элиту.

Только вот к таким результатами Юлия пришла по пути достаточно громкого скандала. До попадания в состав российской команды девушка, оставившая своего первого серьёзного партнёра, покоряла юниорские старты Украины. Её помощником в достижении россыпи наград был тот самый Паламарчук.

Упал плашмя и потерял сознание, но уберёг партнёршу

К мировому форуму-2000 украинская пара подошла в отличной форме: спортсмены уверенно катали обе программы и уже демонстрировали свой класс на международных соревнованиях. Однако тот турнир для них завершился досрочно: во время одной из поддержек пара рухнула. Всё произошло в считанные секунды — Дмитрий привычно оторвал Юлию ото льда и вдруг споткнулся о небольшую ямку. В секунду Паламарчук ухватил партнёршу, чтобы она не получила травму, из-за чего сам упал всем телом.

Зал замер. Обездвижен был и фигурист: он смог подняться только спустя некоторое время. На арене появились медики, которые помогли спортсмену покинуть лёд, но Дмитрий снова свалился без сознания. Зал и Юлия навзрыд плакали, а врачи мешкались, не понимая, какие именно действия они должны предпринять.

«В больнице Ниццы обследовали только голову. А вот при возвращении к тренировкам, во время ускорения на офп, у меня отказала левая нога и я не мог двигаться. Тогда и выяснилось, что в основном пострадала моя спина», — рассказывал Паламарчук впоследствии.

Тайный план

Тогда он даже не подозревал, что, помимо спины, удар нанесут и по его карьерным перспективам: по окончании трагичного для Дмитрия мирового первенства его партнёрша объявила о смене гражданства и партнёра, соответственно. К тренировкам за новую сборную — команду России — спортсменка приступила ещё до того, как её уже экс-напарник восстановился.

Всё это, как оказалось, было запланировано чуть ли не изначально: Обертас и её семья всегда считали, что в родной Украине перспективной спортсменке ловить нечего, однако уведомить об этом заранее не решились.

«Я была в шоке, когда увидела Паламарчука, лежавшего на льду практически бездыханно. Сама-то не ударилась. Смотреть на эту картину без слёз было невозможно. Но это падение никоим образом не повлияло на наше расставание. Я ещё до чемпионата мира твёрдо решила, что уеду в Россию, Санкт-Петербург. Считала, что на Украине у меня нет перспектив», — говорила Обертас в интервью «Советскому спорту».

Оказалась права: в России дела пошли в гору, и спортсменка совсем скоро обнаружила себя в числе мировых топов.

«Я 26 дней пережил в статусе бомжа»

Паламарчуку же, наоборот, жилось несладко. После отъезда партнёрши он не смог продолжить карьеру и покинул лёд. Фигурист вдруг оказался чужим для родной федерации, которая отказала ему в какой-либо финансовой поддержке:

«Самое обидное было осознавать, что я после всего «прекрасного» оказался никому не нужен. И уверен, что я не единственный в спорте, переживший такое. Не имея за душой ни гроша, я занимался извозом. 26 дней пережил в статусе бомжа. Ночевал, где придётся: у друзей, в машине», — описывал тот период своей жизни Дмитрий.

Он, благо, продлился не очень долго: вскоре Паламарчук познакомился с любовью вей своей жизни, которая замотивировала его двигаться дальше. Фигурист умудрился даже снова отобраться в национальную команду, с которой он стал участником Игр-2002. После них, впрочем, покончил с карьерой навсегда. Стал пробовать себя в предпринимательстве, а после всё-ти вернулся на лёд — теперь в роли тренера. Украинец переехал в США, где по сегодняшний день тренирует юных фигуристов.

Себя же и свой поступок, между делом, недооценивает до сих пор.

«Как-то я встретил французского спортсмена, Винсента Растенкурта, с семьёй. Так он меня представил своей жене и сыну так: «Это тот парник, который спас жизнь своей партнёрше». У меня был шок! Ведь всё это время я чувствовал себя неудачником, который не смог встать и закончить программу, за что нас и дисквалифицировали», — резюмировал настоящий герой.