3 мин.

Финскую лыжницу и биатлонистку пожизненно дисквалифицировали за допинг, но она продолжила соревноваться. Как это вышло?

Кайса Варис вошла в историю финских лыж и биатлона. Но вовсе не за свои спортивные достижения. Легендарной её сделала победа в суде: спортивным юристам ещё никогда так не везло.

Умалять достижения Варис как спортсменки в масштабе достижений будет, наверное, неправильно. Она выходила на лыжню и обыгрывала многих, создавала серьёзную конкуренцию и российской сборной, за которую тогда выступала Юлия Чепалова. Кайса опережала Резцову и Лазутину, вступала в борьбу с двукратной олимпийской чемпионкой из Италии Стефанией Бельмондо. На зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити финка стала четвертой. Это было настоящим чудом для финской сборной, ведь от неё перед теми Играми остались одни развалины.  

Чемпионат мира 2001 года закончился дисквалификацией целого ряда финских спортсменов. Всему виной запрещённые препараты. Ситуация была настолько плачевной, что лыжники добровольно не выходили на старт, чтобы избежать допинг-проб. Но даже так финны лишились главных лидеров в лице Мики Мюллюлы и Вирпи Куйтунен. Это было беспрецедентное поражение для всего финского спорта.

Ситуация с Варис была крайне загадочной. Она находилась под подозрением у всех и каждого, ведь две её сокомандницы, с которыми она бежала эстафету были пойманы на допинге и выдворены с трека без почестей. Тем не менее, все пробы Кайсы оказывались отрицательными.

Все до 2003 года. Мировое первенство того года, проходившее в Италии, началось для финки не с первой по расписанию гонки. Ей не позволили стартовать по причине слишком высокого уровня гемоглобина в организме, который мог свидетельствовать об употреблении ЭПО.  Это не было дисквалификацией. Варис просто отстранили на пять дней, чтобы взять повторный тест. В нём ничего не обнаружили, и девушка приняла участие в гонках. Дальше происходит странное. В её пробах всё-таки обнаруживают ЭПО, и окончательно отстраняют от соревнований. Дисквалификация длилась два года.

Когда Кайса реабилитировалась, у неё оставалось время даже на квалификацию на Олимпиаду-2006. Но доверие финской лыжной федерации она окончательно потеряла. На ОИ она бы не попала не по спортивным причинам, и сама она прекрасно это понимала. Пришлось находить креативные решения — переходить в биатлон.

Все по меньшей мере удивились. Лыжницы в биатлоне тогда не были столь привычны, как сейчас, а потому все схватились за голову, переживая за возможное скоростное превосходство Варис. Но надо было ещё научиться стрелять. Она с этим справилась неплохо. В 2008 финка одержала первую победу на Кубке мира, точно отстреляв на двух рубежах в спринте, всего через месяц после попадания в сборную.

Но эти претензии на мировое биатлонное господство быстро обрубили. Прошло буквально пару недель, и в «победной» пробе спортсменки снова нашли ЭПО. Всех поразил не столько результат пробы, сколько наглость спортсменки. Прошло всего ничего с прошлого скандала, а она снова наступает на те же грабли. Сама «новообращенная» биатлонистка отказывались признавать свою вину и настаивала на вскрытии пробы B. В ней был ЭПО. Кайса должна была покинуть спорт навсегда. Но она так не считала: девушка начала судебное разбирательство.

Прошел год до вынесения судебного решения. Здесь мир захлестнул ещё больший шок: суд дал Кайсе право выступать и снял с неё все санкции. Причём проба-то оставалась положительной.

Аппарат для определения наличия эритропоэтина в пробах

Собака была зарыта в грубом нарушении регламента со стороны Международного союза биатлонистов. Варис не допустили на вскрытие пробы, хотя это входило в перечень её прав. Так, все результаты оказались недействительными, а финка де-юре невиновной, хотя, вспоминая прошлое Кайсы, все и всё прекрасно понимали.

Восстановленными правами на выступления Кайса так и не воспользовалась в полной мере. Выходила на старты внутренних соревнований, но звёзд не ловила. Сказать наверняка в этой ситуации можно только одно: это дело не имеет аналогов в истории. Но точно не красит Варис. Разве что вызывает желание похвалить внимательных юристов.