6 мин.

Лучший данкер своего поколения. Доминик Уилкинс по Биллу Симмонсу

Фото: Fotobank/Getty Images/Nathaniel S. Butler – NBAE

Автор: Билл Симмонс

Оригинал: Глава из «Книги баскетбола» (переиздание 2010-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.

ДОМИНИК УИЛКИНС

№55 в Пирамиде Славы Билла Симмонса.

Резюме: 15 лет карьеры, 9-кратный участник Матча Всех Звезд, первая пятерка All-NBA (‘86), вторая пятерка All-NBA (‘87, ‘88, ‘91, ‘93).

Если вы решите составить команду звезд, затерявшихся на страницах истории, то Доминик Уилкинс попадет в стартовую пятерку вместе с Уэстфолом, Мозесом, Кемпом, Гасом Уилльямсом и Эндрю Тони. Никто уже не вспоминает об этих парнях, просто мистика какая-то. Подумайте вот о чем:

  • Его лучшими партнерами по команде были Док Риверс, Кевин Уиллис, Энтуан Карр, Джон Бэттл, Спад Уэбб, не вышедший еще на пик Муки Блэйлок и уже постаревший Мозес. В ходе пика Уилкинса (1985-1994) только один из его партнеров попал в символическую сборную НБА по итогам сезона (Кевин Уиллис, третья символическая сборная, 1992-й) и только четверо попали на Матч Всех Звезд (Риверс в 1988-м, Мозес в 1989-м, Уиллис в 1992-м и Муки в 1994-м). Из всех игроков, попавших в число шестидесяти лучших в моем рейтинге, только у Доминика и Бернарда Кинга было так мало достойных помощников. Это факт.

  • «Хоукс» побеждали в 50 или больше матчах три года подряд (1986-1988) в ходе сильнейшего периода в истории лиги, когда в нее входили всего 23 команды, поколение Берда/Мэджика/Мозеса/Айзейи еще задавало тон, и поколение Майкла/Хакима/Мэлоуна уже входило в силу. В течении этого периода Доминик набирал 30 очков за игру и был единственной звездой своей команды, когда у большинства коллективов было два-три-четыре игрока калибра Матча Всех Звезд. Довольно впечатляюще.

  • Доминик набирал между 26 и 31 очками в среднем за матч на протяжении почти десятилетия (1985-1994). Список игроков, не играющих на позиции центрового, которые добивались подобного, включает Джордана, Айверсона, Уэста, Уилкинса и... больше никого.

  • ЭмДжей был лучше в плане контроля своего тела в воздухе и умения совершать невозможные броски, но Доминик был лучшим данкером своего поколения. Никто не данковал через головы игроков так часто и с такой яростью. Доминик превратил данки в ходе матча в искусство и постоянно искал жертв. Его самый знаковый данк – это прыжок с двух ног из гущи толпы, когда он поднимал мяч и делал вид, будто собирается сразу забить, затем опускал его снова, выиграв тем самым долю секунды, пока пытающийся блокировать игрок уже опускался на паркет, затем поднимал мяч снова и вколачивал его в кольцо. Доминик совершал это снова и снова, и никто не мог заблокировать его. Это было просто невозможно. В сезоне 1986-87 Берд совершил ошибку, бросив вызов Уилкинсу в ходе быстрого отрыва «Атланты». Доминик поставил через его голову с такой силой, что инерция вынесла Лэрри прямо на опору щита так, словно его сбила машина. Этот данк чуть было не стал причиной бунта в Атланте, подобно бомбе, которая испортила ход Олимпийских игр-1996. Люди просто сошли с ума и были готовы выскочить на паркет от восторга.

  • Никто не умел так вдохновлять болельщиков, как это делал Доминик. А ведь речь идет о вялых фанатах «Атланты», которым в 80-х и 90-х всегда нужна была помощь, дабы прийти в себя. Вот что говорил о Уилкинсе бывший президент «Хоукс» Стэн Кэстен: «Доминик – шоумен. Люди недооценивают этот факт, но он важен. В АБА тренерам приходилось брать тайм-аут всякий раз, когда Док данковал, дабы не позволить домашним болельщикам войти в раж. Тренерам НБА приходится делать то же самое в отношение Доминика». Только несколько игроков в истории игры были способны так вдохновить толпу на трибунах, и Доминик был одним из таких парней.

  • Я знаю, что это не имеет особого значения, но, если вы хотите поговорить о любви к соревнованиям, то Доминик действительно заставил Майкла напрячься в ходе конкурса данков в 1985-м и 1988-м, и был обворован (да-да, я вынужден выделить это курсивом) в 1988-м по непонятным причинам. Тот конкурс данков – аналог Финала НБА-2006. Доминик был невероятно огорчен тем поражением. Если вы спросите его, что бы он предпочел выиграть – конкурс данков в 1988-м или дуэль с Бердом в том же году, я уверен, что он ответит «Дуэль с Бердом», но на секунду задумается над ответом.

  • У Доминика был самый хиповый постер 80-х, на котором он завершал данк с разворота в почти пустой арене со свободными сидениями на трибунах на заднем фоне. Сложно объяснить, что было особенного в этом постере, но раскажу вам вот что: мой подвал был просто забит любыми постерами, которые только придут вам в голову. У меня был фетиш спортивных постеров. Назовите любой хороший постер из 80-х, и я гарантирую, что он висел на стене в моем подвале. Тот самый с Домиником занимал почетное место между столом для пинг-понга и бильярдным столом, прямо над моим стерео. И он провисел там целое десятилетие. Любой, кто заходил в мой подвал, восторгался постером, глазел на него и комментировал. Этот самый постер олицетворяет для меня лигу в период с 1981-го по 1984-й – НБА становилась крутой, но болельщики еще не совсем это понимали.

  • Из более 700 матчей НБА, на которых мне удалось побывать, один момент с Домиником является для меня самым невероятным: в матче плэйофф-1988 он совершил бросок с вершины «краски», затем прыгнул, находясь чуть выше штрафной линии и заколотил отскок в кольцо через голову всей передней линии «Бостона». Я не могу даже толком описать это; весь «Гарден» выдохнул в неверии. Мы не знали, что делать. Было ощущение, будто он совершил прыжок на 10 метров. Это была демонстрация сверхчеловеческих возможностей, и я никогда это не забуду.

Так почему же Уилкинса не назвали в числе пятидесяти лучших игроков в истории НБА в 1996-м?

Доминик так и не пробился даже в финал конференции, что бьет по его резюме, если не учитывать тот факт, что его пик совпал с расцветом трех фаворитов Восточной конференции («Селтикс» середины 80-х, «Пистонс» конца 80-х, «Буллс» начала 90-х). На нем всегда было клеймо эгоиста, который играл на статистику и любил данковать через головы соперников. Док Риверс однажды пошутил, сказав, что в последние тридцать секунд матча плей-офф, когда «Атланта» уступала одно очко, можно было взять тайм-аут и спросить Доминика «Сколько у тебя очков на счету?», и Уилкинс без промедления ответил бы «37, а было бы 39, если бы рефери засчитал тот фол в конце второй четверти». Складывается ощущение, что Доминик вообще не понимал Секрета. Уилкинс никогда не был всесторонним игроком, не двигался без мяча и постоянно стоял на одном месте, подняв руку вверх, давая понять, что он открыт. Я бы не хотел играть с подобным партнером.

Но утверждать, что Доминик Уилкинс не был одним из пятидесяти лучших игроков в истории НБА в 1996-м – это полный абсурд.