9 мин.

Провал сборной России. Русскому хоккею нужны изменения

Итак, что мы имеем? Сборная России проиграла в полуфинале сборной Финляндии 1-0 и четвертый год подряд не будет претендовать на высшие призы на Чемпионате Мира 2019 года. «Дрим Тим» не вернется на Родину с золотыми медалями. Такой бесславный конец меня, конечно, очень сильно огорчает, но не удивляет.

Сейчас естественно начнутся требования отставки главного тренера сборной Ильи Петровича Воробьёва и всего штаба. И на это есть причины. Он и его подопечные не справились с задачей. Во многом поражение – тренерское. Многие вину переложат на Илью Ковальчука, Александра Овечкина и Евгения Малкина; в комментариях их уже успели прозвать «днищем». Их недоработки в этом матче тоже были, но проблема гораздо глубже, чем они. Пришло время пересмотреть русское отношение к хоккею.

Что случилось вчера? В принципе то, чего я боялся. У финнов был только один путь к победе и он основывался на условии, что россияне сами позволят финнам по нему идти. А путь был следующим: играть дисциплинированно, не давая россиянам шанс играть в большинстве; играть по периметру в чужой зоне, минимизируя количество контратак; контролировать центр, не давая легкий вход в зону; держать россиян по периметру не лишая наших креатива и известных обостряющих пасов от фланга к флангу; и в целом ждать свой шанс (потому, что всегда один-то будет), а потом как удав сдавить нашу сборную. Как показала игра, все пошло по финскому сценарию.

В своей предыдущей статье ««Упрощенный» и «ситуационный» хоккей от сборной России» я написал, что меня порадовало то, что в игре со Швецией нашей сборной удалось упростить игру после первого периода и добиться нужного результата во втором. Под упрощенным хоккеем я имею ввиду больше вбросов в зону и последующий прессинг, удары по воротам со всех позиций, подставленные клюшки и менее хитрые выходы из своей зоны. В той же статье я написал о «ситуационным хоккее», усовершенствованном канадцами. «Ситуационный хоккей» - это понимание соперника, который тебе противостоит и важности даже самых маленьких игровых отрезков. Возможно я слишком рано порадовался. Если упрощать игру наша сборная более-менее научилась, благодаря опыту ребят из НХЛ, то с ситуационным хоккеем все очень плохо.

Что я имею ввиду? В предыдущей статье я также высказал мнение, что выиграть за счет зрелищного и изящного хоккея можно против США или даже более-менее против Канады, но никак не против сборной Швеции - это исторически очень цепкая и вязкая команда, которая может измотать любого. На мой взгляд финны еще более цепкая и вязкая команда; как финны собирались действовать я уже описал. Если в футболе тактику «автобуса» называют антифутболом, то возможно тем, чем занимается сборная Финляндии – это антихоккей. Но если в футболе взломать автобус трудно, то хоккейный «автобус» - игру по бортам и контроль центра взломать тоже занятие не из приятных, но куда легче чем в футболе.  

Ну так как надо было действовать? Действовать нужно было по-канадски. В больших турнирах именно канадцы успешнее всего противодействуют финскому автобусу. Схема следующая. Во-первых, нужно играть первым номером и иметь подавляющую долю контроля над шайбой – у финнов нет шайбы, нет и угрозы нашим воротам. Постоянно бегать за шайбой в своей зоне тоже выматывает. Второй пункт – слаженная игра по периметру что в своей зоне, что в зоне соперника. В своей зоне нужно действовать максимально жестко (в рамках закона), чтобы каждый раз игрок сборной Финляндии, касавшийся шайбы, чувствовал себя некомфортно, что его сию секунду припечатают.  В чужой зоне надо слаженно шайбу возить по периметру, преимущество в скорости и в классе у нас есть. В Канаде такая тактика широко известна как «цикл» (анг. cycle).

А как забивать, спросите вы меня? Это меня приводит к третьему пункту. Забить красивым и изящным образом, при равных составах, вряд ли получится, поэтому броски должны лететь отовсюду, один игрок всегда должен быть перед воротами, создавая помеху вратарю, а после броска нападающим надо коллективно набрасываться на ворота. Также время от времени надо пытаться вылезти на пятак, путем грубой физической силы и скорости (анг. drive the net).

Вернемся к ситуационному хоккею. Успешная реализация всего вышесказанного имеет непосредственное отношение к этому пониманию хоккея. Высокая доля владения шайбой и цикл на высокой скорости обычно приводит к ошибкам, результат которых – шанс на бросок с опасных позиций или удаление. Игра в большинстве как раз позволяет продемонстрировать те сильные элементы русского хоккея, которыми мы так гордимся и славимся – техникой и комбинационной игрой. А это все должно работать как часы благодаря таким маленьким, но очень важным деталям, как вбрасывание и понимание времени и пространства.

Давайте разберем некоторые конкретные отрезки игры.

Первый период. Нужен был сильный старт, много бросков, давление в зоне финнов, создать силовое давление (серия хороших чистых силовых приемов), вынудить соперника зарабатывать удаления и самое главное – забросить первую шайбу. Против финнов первый гол решил бы многое. Во-первых, это бы расслабило нашу команду, а во-вторых заставило финнов подстроиться под нас и раскрыло бы игру, что естественно пошло бы нам на руку. Вместо этого что мы получили? У финнов было преимущество в бросках по воротам 11-15. Позволить им нанести больше 6 бросков в первом периоде уже провал. По удалениям – 2-1 Россия. А удаляться в первом периоде тоже было противопоказанно и игроки должны это понимать. Причем в первом случае финны уже получили удаление – чего мы собственно и добивались. Надо было понимать ситуацию и не продолжать, в международном хоккее любая грубость наказывается двумя минутами. В целом по матчу – 3-2 Россия. Причем обескураживает род удалений – большинство из нарушений связаны с неправильной игрой клюшкой. Об этом позже. Системного давления в зоне финнов толком не было. Силового давления тоже.

Эпизод с голом. Было несколько шансов вывести шайбу из зоны, даже у обладателя Кубка Стэнли Овечкина. Но этого не случилось. Тренерский штаб сделал правильный ход выпустив тройку чекеров, Ковальчука – Андронова – Телегина. Но они тоже не вывели шайбу из зоны.  Ну а следующая тройка на льду (Дадонов – Малкин и оставшийся на льду Ковальчук) вообще непонятно чем занималась. Орлов отдал шайбу финнам в простом эпизоде, еще и подножку подставил сопернику (должно было быть удаление). Дадонов непонятно куда уехал, три игрока зачем-то оказались около скамейки сборной России, откуда пошел первый удар. Результат – гол.

То, что я увидел в конце игры меня просто убило. Во время тайм-аута Илья Петрович просто стоял и смотрел по сторонам, а тем временем один из помощников давал инструкции. Выбор 6 атакующих игроков на попытку отыграться я тоже не до конца понял; выбор таких игроков смотрелся бы круто в «NHL 19», но не в полуфинале ЧМ. И при всем уважении к Овечкину и Малкину они выглядели потерянными в роле защитников. Почему не был сделан выбор в пользу Сергачева, как раз защитника атакующего плана, который бы себя чувствовал уверенным в этом плане? Все эти вопросы как раз к Илье Воробьеву. 

Но он не несет всю ответственность. Проблемы начинаются гораздо раньше и даже если бы он дал правильную установку, я не уверен, что наши игроки бы с ней справились. Нельзя 20 лет делать одно, а потом по щелчку пальцев взять и все поменять. 

Небольшая предыстория. Мои постоянные читатели знают, что я живу в Северной Америке. Поэтому многие ошибочно считают, что я американец и если им не нравится моя точка зрения – мне обычно пишут в стиле «что ты лезешь» и «якки гоу хоум». В реальности я канадец, который вырос в Канаде и США.  В прошлом году мне довелось пожить в России по работе. Исходя из того, что я играю в хоккей с детства, мне посчастливилось поиграть в хоккей в Канаде, США и России. Хотя во мне, как и в человеческих качествах, так и хоккейном смысле проявляется отпечаток всех трех стран – во многом я остаюсь канадцем. Поэтому на многое в России у меня есть иной взгляд и я обращаю внимание на те детали, на которые россияне просто не обращают внимание.

По моему опыту в России, русские ребята играют в очень красивый, зрелищный и комбинационный хоккей, который радует глаза. И я уверен, что многие из игроков сейчас искренне думают, что сборная России сильнее и парням просто не повезло. И они будут наполовину правы. Сборная России и вправду на голову выше финнов по классу – это заметно даже невооружённым глазом. Но в хоккее победу определяет не жюри, которое дает оценки за технические элементы – как в фигурном катании, а счет на табло по окончании игры. И поражение – не стечение каких-то «мистических» неудач, а систематические ошибки.

В русском хоккее есть проблемы, которые связаны с развитием российских игроков с самого детства. Например, почему не получается силовое давление, которое столь критично в таких играх как сегодня? Да, европейские коробки к силовой игре не располагают. Но есть и чувство привилегированности. По большому счету, хотя есть конечно и исключения, лучшие российские юниоры не утруждают себя силовыми приемами и не ложатся под шайбу. Отсюда кстати и такое огромное количество нарушений с клюшкой – вместо отбора путем силового приема, начинают махать и цеплять клюшкой, и ставить подножки. А кто потом выступает за сборную? Правильно, те же самые топовые мальчики, которые отказывались вступать в силовую игру и ложиться под шайбу. Сравните это с канадцами: их лучшие игроки готовы сделать все это и еще больше. А если они не готовы этого делать, далеко они не пойдут. Пока у нас лучшие игроки не начнут быть более похожими на Овечкина, каким он был в прошлогоднем Кубке Стэнли, причем с раннего возраста, мало что изменится.

Также в нашем хоккее совсем не уделяют внимания деталям, которые очень важны в современной, «ситуационной» игре. Возьмём, например, вбрасывания. Лучший российский центр по проценту выигранных вбрасываний – Евгений Малкин. Он выигрывает 45,7 процента вбрасываний – 90-й показатель в НХЛ. И да, вбрасывания очень важный элемент, часто это грань между спокойным выходом из своей зоны или пропущенным голом.

Вспомним игру с США. Две секунды на секундомере, шайба у Малкина на клюшке. Идти вперед нельзя, там защитник, но можно шайбу аккуратно выбросить из зоны и отдыхать. Вместо этого, он бьет по пустым воротам, мажет, проброс, и вбрасывание в нашей зоне, которое тоже в итоге было проиграно. По-хорошему, игрок такого уровня не должен допускать такие ошибки, от этого отучивают еще в юниорах.

И таких недоработок в нашем хоккее очень много. Русскому хоккею нужны изменения, причем по всей вертикали. Нужна новая тренерская мысль, новый подход игроков, систематизация, начиная с детских команд и заканчивая сборной, в которой внимание будет акцентировано на те, столь важные для современного хоккея, элементы. В противном случае мы обречены на такие результаты на долгое время.