12 мин.

Тренер «Ак Барса», каким вы его не помните

В этом году исполняется 30 лет с момента последней медали хоккеиста Зинэтулы Билялетдинова, а сам мэтр на неделе отметил 62-летие – правда, поражением от «Авангарда». Каким был на льду «Саша» Билялетдинов – в материале «БИЗНЕС Online».

Зинэтула «Саша» Билялетдинов (слева) против рижского динамовца Олега Знарка  

Хотел быть как Сухи

Зинэтула Билялетдинов пришел в профессиональный хоккей через турниры дворовых команд «Золотая шайба». Это неудивительно – в 70-е годы в СССР хоккей еще не был развит настолько, чтобы все имели возможность ходить в спортшколу. Оно, может, и к лучшему. Во всяком случае, опыт Билялетдинова показывает, что в 15 лет он попался на глаза тренерам группы подготовки «Динамо», а в 18 лет уже играл в основе одной из сильнейших команд страны.

– Билла очень любил Чернышев, – вспоминал в рубрике «Спорт-Экспресса» «Разговор по пятницам» Владимир Юрзинов. – Открыл его, дал играть. Обожал эти глаза: «Хочу и возьму все! Только дайте!». Я у Билялетдинова сразу разглядел главную черту – трудолюбие. Он из ребят, которые знают, за что сражаются. Обычно такие выходили из многодетных семей. Он очень терпеливый. Это в нем татарская черта.

Кстати, Владимир Владимирович тогда не упомянул, что при переходе в основной состав Билялетдинову достался 17-й номер Юрзинова, с которым юный Зинэтула или, как тогда его называли все партнеры, Саша успел поиграть в одном составе. В итоге со временем Билл стал «легендой №17», но только в составе московского «Динамо».

– В молодости мне очень нравилась манера игры чешского защитника Яна Сухи, – рассказывал Билялетдинов. – Он часто ложился под шайбу, был самоотвержен, отдавался игре, и это мне очень импонировало. В какой-то степени его можно привести в качестве примера для моего становления как защитника.

Но называть Билялетдинова суперталантливым нельзя. Сильным, перспективным, но не звездным. Об этом специалистам намекнут и результаты двух молодежных чемпионатов мира, на которых Билялетдинов становился победителем: первый – в Ленинграде, второй – в Америке. О том, что Билялетдинов был достойным хоккеистом, говорит факт его попадания в сборную. Но лидерские функции возлагали на других. В частности, на капитана команды Владимира Кучеренко из «Спартака», признававшегося лучшим защитником обоих чемпионатов. На его партнера по обороне и клубу Федора Канарейкина. На челябинца Сергея Бабинова, который в итоге оправдал ожидания. Но не так, как Билялетдинов и Василий Первухин – в будущем многолетний партнер Билялетдинова по «Динамо» и сборной страны, куда сам Зинэтула попал уже через год.

Шведы и Билялетдинов

Дебют Билялетдинова в сборной произошел во время турне по Швеции в 1976 году. 18 августа команды сыграли в первый раз, и советские хоккеисты проиграли (1:4). Гол у нас забил Валерий Белоусов из «Трактора», а в сборной впервые сыграл другой молодой динамовец – Владимир Крикунов. Через два дня все в том же Гетеборге советская команда взяла реванш – 4:2. Билялетдинов дебютировал в паре с Валерием Васильевым, у которого многому научился. К счастью, только хорошему.

– В «Динамо» он был самый раскачанный. Силищи несусветной. Насчет выпивки – даже разговора никакого, не курил, – вспоминал все в том же «Разговоре по пятницам» другой партнер Билялетдинова по «Динамо» Михаил Татаринов. – Заходишь в раздевалку – сразу видно, где место Билла. До того чисто, тютелька в тютельку. Конечки, шнурочки.

«Динамо» –обладатель Кубка Ахерна-1976. Билялетдинов стоит четвертый слева

С Васильевым Билялетдинов сыграл на Кубке Канады. Турнир был дебютный, руководство советского хоккея для подстраховки послало в Канаду полурезервный состав с экспериментальным наставником Виктором Тихоновым. Пара Билялетдинов – Васильев ярко демонстрировала подход к формированию состава, когда вместе играли матерый защитник и малоизвестный дебютант. Также, как, например, опытные Александр Гусев и Владимир Лутченко с молодыми Бабиновым или Виктором Кузнецовым.

Зимой того же года тренеры сборной впервые попробовали на льду пару Билялетдинов – Первухин. Это был традиционный «Приз Известий», матч все с теми же шведами – 4:2. Но весной 1977 года Билялетдинов на чемпионат мира не поехал.

Фетисов вместо Билялетдинова

– Сборную возглавлял тогда Кулагин, – вспоминал Вячеслав Фетисов. – Перед ним была дилемма: брать ли Билялетдинова, который в предыдущем сезоне играл и в Кубке Канады, привлекался в сборную и на известинский турнир, или же пригласить меня, за которым особых заслуг не числилось. Шансы мои были невелики. Но Кулагин решил иначе.

Борис Кулагин выбрал 19-летнего Фетисова, который на три года моложе Билялетдинова, и… проиграл. Вполне возможно, что он бы проиграл и в обратном случае. В середине 70-х «Красная машина» буксовала частенько. Уступила «золото» чемпионата мира-1976 чехословакам, причем по ходу турнира потерпела позорное поражение от поляков. А в 1977 году финишировала третьей – ниже чехословаков и шведов. Руководство советского хоккея решило сменить главного тренера сборной. Национальную команду принял Тихонов и вскоре «сел в лужу», да еще и при домашней публике, проиграв на «Призе Известий» сборной Чехословакии – 3:8! Что касается Билялетдинова, то он в это время краснел за сборную дома, у телевизора.

Сборная СССР после победы на домашнем чемпионате мира-1979

Тихонов взял его на чемпионат мира-1978 в Праге. Перед этим, 13 апреля в Гетеборге, советская сборная в товарищеском матче разгромила шведов – 10:0, а Билялетдинов забил свой первый гол за сборную. Он играл в паре с Николаем Макаровым из «Трактора». Николай в итоговый состав сборной не попал, и Билялетдинов играл там в одном звене с его младшим братом – Сергеем Макаровым. В тройке нападения были еще два брата в звене – Александр и Владимир Голиковы, которые, как и Первухин, переехали из Пензы в Москву, и представляли «Динамо». Что касается напарника по обороне, то им у Билялетдинова был Фетисов. Вместе они и стали чемпионами мира, в драматичном поединке обыграв чехословаков – 3:1. Забей на шайбу меньше, чемпионами стали бы соперники.

16 декабря 1978 года на «Призе Известий» наконец-то была создана пара защитников на ближайшее десятилетие: Билялетдинов – Первухин. Надо ли говорить, что это событие пришлось на матч со шведами, который наши выиграли – 6:0.

Пара не разлей вода

– Для меня один герой – Вася Первухин, – делился воспоминаниями Татаринов. – Сегодня бы играл – никто бы на Дацюка внимания не обращал. Бывают защитники, у которых четыре глаза. Мало у кого – шесть. А у Васи – восемь! Я играл против Гретцки, Лемье, Ларионова. Но лучше Первухина хоккеиста не видел! Спиной катался быстрее, чем некоторые звезды лицом. Шнурки вообще не завязывал – и как на нем коньки держались? Форму надевал за четыре минуты. В раздевалку заходит последним, а на льду – раньше всех.

В итоге созданная в 1978 году пара Билялетдинов – Первухин отыграла в составе сборной 188 матчей. Их разбивали из-за микротравм, и поодиночке они провели только 18 матчей, когда выбывал то один, то другой.

– Билялетдинов был очень тактически грамотным защитником, с хорошим катанием, – заметил партнер обоих по московскому «Динамо» Анатолий Антипов в интервью «БИЗНЕС Online». – Их пара с Первухиным выделялась и в клубе, и в сборной. Он очень любил проводить силовые приемы, подключения к атакам, а Василий его страховал, будучи типичным защитником-домоседом.

Оно, может, и так, но цифры говорят о другом. «Домосед» Первухин в чемпионате страны забросил 84 шайбы, а «любивший подключаться к атакам» Билялетдинов – 63 гола. Плюс 8 на официальных международных турнирах за сборную. И свою первую шайбу на чемпионате мира он забил, конечно же, шведам. В Гетеборге, на чемпионате мира-1981, когда наши выиграли – 13:1.

– Как защитник был не без греха – то пас затянет, то вовсе не отдаст, – не жалел своего подопечного Юрзинов. – Его на этом легко можно было подломать. Многие на Билла цыкали, а мне жесткости не хватало их угомонить. И тут помог Тихонов. Взял его в сборную, все прощал. Билл обрел уверенность – и стал фантастическим игроком.

Так и не выиграл «союз»

В итоге со сборной Билялетдинов стал олимпийским чемпионом, обладателем Кубка Канады, шестикратным чемпионом мира. И только одну вершину он не покорил, не став чемпионом СССР. Преградой стал человек, давший ему дорогу в сборной – Тихонов, который вместе со своим ЦСКА побеждал в СССР с 1977 по 1989 годы. Наиболее близко к победе динамовцы были в 1985 году.

– Мы опережали ЦСКА на очко, – вспоминал Антипов. – И для чемпионства нам надо было выиграть хотя бы одну очную игру. И мы ведь ее выигрывали. Вели в матче с ЦСКА – 1:0 вплоть до 52-й минуты. А потом Леша Касатонов сравнял счет в игре, ничья – 1:1. А в следующей игре у нас уже ничего не получалось, зато у армейцев, что ни бросок, то гол. Так мы и проиграли 1:11. Просто какой-то злой рок был.

Сам Билялетдинов, вспоминая чемпионаты страны, был категоричен.

– Я никогда не выходил на игры с ЦСКА с мыслью о досрочном поражении. Никогда! Я знал, что там собраны лучшие, мои партнеры по сборной, сильные стороны которых я прекрасно знал, но я выходил биться, выигрывать. Не получалось, большей частью, но своего отношения к матчам с ЦСКА я не менял. И сейчас не меняю отношения к сильным командам, несмотря на то, что стал тренером.

Билялетдинов был резок в игре, не щадил никого и на тренировках. Уже названный Антипов пропустил в том чемпионате около десяти матчей из-за травмы, которую нанес ему Билялетдинов. Произошло это, конечно, не специально, он бросил на тренировке и попал шайбой в голову партнеру.

– По игре я Биллом не восхищался, – имел свой взгляд на вещи Татаринов. – Он держался особняком…Никому не верил, компаний сторонился... Юрий Моисеев разбил связку Билялетдинов – Первухин, меня к Васе поставил. И пошла у Билла глупая ревность. Не скажу, что Толя Федотов, с которым он играл, слабый защитник. Но с Биллом они два «минуса». Или два «плюса» – без разницы.

Возможно, что это реакция на то, что на одной из тренировок Билялетдинов жестко встретил самого Татаринова и лишил его шанса поехать на Олимпиаду-1988 в Калгари. Впрочем, и сам на нее не поехал. В 1987 году его связку с Первухиным в сборной разбил и Тихонов. Пользы это не принесло никому. Сборная финишировала всего лишь третьей на чемпионате мира. Поначалу из нее исчез Первухин, а потом и Билялетдинов. Причем, он еще отыграл в товарищеском матче 1988 года в паре с Алексеем Гусаровым, но в олимпийский Калгари сборная поехала уже без него.

Билялетдинов и Казань

Если бы КХЛ существовала во времена СССР, то Билялетдинов и Казань встречались бы каждый год: 12 команд высшей лиги плюс 16 первой – чем не состав регулярного чемпионата КХЛ? Более того, СК имени Урицкого, третья-четвертая команда первой лиги чемпионата СССР была бы каждый сезон в плей-офф этого воображаемого турнира. Увы, или напротив, здорово, что этого не происходило. А потому татарин Билялетдинов и флагман татарстанского хоккея так и не встретились. Разве что по теории «пяти рукопожатий» их связывал Валерий Назаров – защитник, с которым Билялетдинов пересекся в начале своей карьеры в «Динамо», заканчивал в Казани. Больше динамовцев в СК имени Урицкого не было, команды принадлежали к разным обществам. Не то, чтобы одни к высшему, а другие - к низшему. Нет, к разным спортивным обществам: «Динамо» – это «Динамо», а казанцы были в спортивном обществе «Зенит» как команда, представляющая оборонное предприятие. А спортсмены из одного спортобщества в другое во времена СССР переходили редко.

К моменту возвышения хоккейной Казани Билялетдинов уже осваивался в новой роли – играющего тренера второй команды «Динамо». После чего и стал тренером. Работу которого, по-разному, оценивают его бывшие партнеры по «Динамо».

– В последние годы мой бывший партнер по московскому «Динамо» предпочитал видеть оборонительный хоккей, – говорил экс-динамовец Александр Семак, оценивая работу Билялетдинова в сборной страны. – Да, мы выиграли чемпионат мира, потому что сборная тогда еще не отошла от атакующего хоккея, который прививал команде экс-наставник Вячеслав Быков. А потом, года через два, всех загнали в определенные рамки, схемы, и вот вам результат.

Пятерка «Динамо»: слева во втором ряду Билялетдинов, в центре Семак   

– Билялетдинов по-прежнему стремится развиваться, хоть некоторые тренеры успокаиваются – едва их закидают деньгами, – считает Юрзинов.

Что касается самого Билялетдинова, то он был очень красноречив в определении своего тренерского кредо.

– Пусть соперник силен, с ним интереснее бороться. Каким бы составом я ни располагал, какими бы проблемами мы ни были озабочены в это время, на игру я выхожу побеждать.

Джаудат Абдуллин / БИЗНЕС Online

Фото: РИА Новости/Юрий Сомов (1,3), dynamo-history.ru (2), Дмитрий Донской (4)