4 мин.

Зенит в закате

Почти каждый студент в Пензе знает о периодических раздачах билетов на матчи хоккейного «Дизеля». Когда я сказал периодических, то имел в виду каждую вторую игру. А еще туда постоянно приводят студентов местного артиллерийского училища. А еще в хоккей играет сам губернатор, о чем пишет даже Российская газета. Ах да, чуть не забыл, вы всегда можете купить атрибутику «Дизеля», поддержав команду. Человек, наблюдающий за спортом, скажет, что это – совершенно обычная практика для спортивных клубов. Да, только в ФК «Зенит» из Пензы этого нет. И денег нет. И даже зрителей не нагоняют.

Что, собственно, не так.

1. Финансы. Банальная нехватка денег серьезно сказывается на качестве игры. Стоит ли винить игроков за предпоследнее место в таблице, если им по 3 месяца не выплачивают зарплату? За весь сезон 2017-18 у людей в других городах лишь одно воспоминание о «Зените», это та самая команда, которая проиграла «Торпедо» со счетом 0-9! Разгром произошел из-за того, что игроки бойкотировали встречу. Как итог, команда вышла без единого запасного с пацанами, которые впервые выходили на профессиональный матч. Стоит ли винить тренера, если клуб из-за долгов не имеет право регистрировать новых игроков, если они - не воспитанники собственной школы? 

Скриншот из &quout;официальной&quout; группы

2. Инфраструктура. Логично предположить, что при отсутствии спонсоров основная часть доходов должна поступать от билетов. Не менее логично будет догадаться, что это совсем не так, раз пункт посвящен инфраструктуре. Вот так выглядят трибуны на осенних матчах.

Трибуны стадиона &quout;Первомайский&quout;

Цена билета – 50 рублей. Еще за 50 можно получить программу матча. Говоря максимально цинично, на фотографии от силы 5000 рублей. Умножаем на два, нет, даже в 4 раза (все-таки в тот день была скверная погода) и получим 20 тысяч рублей на целый футбольный клуб. Это даже не смешно. Напомню еще раз, что других способов заработка нет. Вы же не считаете, что продавщица с пирожками приносит достаточную прибыль, чтобы прокормить хотя бы тренерский штаб?

3. Трансферная политика. Боюсь, что даже постоянные посетители матчей не знают, за кого они болеют. Мало того, что составы меняются со скоростью падения на дно таблицы, так еще и сами игроки в большинстве своем не из Пензы. Вы можете заявить, что у нас нет достойных спортивных школ, следовательно, пензенским футболистам просто неоткуда взяться. Тогда у меня для вас свежая новость - воспитанник пензенского футбола перешел в московский ЦСКА

Что делать?

Есть люди, которые сразу заявляют: «Пенза – не футбольный город. Стоит просто закрыть клуб и успокоиться!» На самом деле, 50 человек на стадионе отображают не низкую заинтересованность футболом, но совершенно бездарную работу PR-отдела клуба. Я мог бы приложить к статье скриншот с сайта, но он просто не работал, когда я писал это! А уж про SMM и говорить нечего. Группу «Вконтакте» ведут абы как, что очень хорошо видно по цифрам. Скрин слева – из группы клуба, скрин справа – из любительской лиги Пензы:

Статистика пабликов

Даже в любительской лиге отношение к зрителю куда лучше (хотя бы есть feedback в виде того же конкурса прогнозов). Еще несколько лет назад в перерывах между таймами был конкурс для детей – им нужно было забить резервному вратарю Зенита. Тот проводил разминку, а для подростков это было великое достижение и гордость. Что мешает вернуть хорошую традицию, дать детям новый стимул ходить на футбол?           

Да ты же хейтер!

Вовсе нет. Более того, я призываю вас попробовать сходить на матчи Зенита в апреле. Потому что кроме нас с вами ничто не заставит Зенит выжить. У футболистов нет денег, нет слаженной игры. И когда во всем мире функционирует система: «Сначала вложенные деньги, а потом результат и прибыль», нам не остается ничего, кроме как попробовать сделать наоборот. Своей посещаемостью добыть руководству деньги, а главное – повысить мотивацию игрокам, дать им понять, что нам, пензенцам, нужен футбол.

Вы все еще думаете, что жители Пензы не любят футбол? Возможно, они просто не любят холодные сиденья, незнакомые лица на поле и наплевательское отношение к себе.