6 мин.

Купит ли Apple «Формулу-1»?

Что стоит за потенциально невероятной сделкой.

Несколько дней назад авторитетный журналист Джо Сейвард рассказал о самом необычном слухе в паддоке «Формулы-1»: американская корпорация Apple намерена приобрести контрольный пакет акций главной автогоночной серии мира. Нынешние владельцы «Ф-1» уже давно намекают на желание уйти из бизнеса, но эти планы по-прежнему остаются нереализованными. Насколько достоверными могут быть слухи об Apple?

Зачем Apple нужны гонки?

alt

В Купертино занимаются не только разработкой и созданием компьютеров, гаджетов и программного обеспечения – есть и другие направления развития, в которых «Формула-1» способна принести пользу. В первую очередь речь идет об Apple TV – цифровом потоковом медиаплеере, который до сих пор не в полной мере оправдывает надежды корпорации. На рынке США телевизионная приставка «яблочников» – лишь четвертая по популярности, она уступает продуктам Roku, Google и Amazon. Покупка «Формулы-1» даст Apple эксклюзивный доступ к огромному видеоархиву серии и прямым трансляциям Гран-при. Учитывая, что аудитория «Ф-1» колеблется в районе 500 миллионов человек, это может вызвать солидный приток пользователей, приобретающих ТВ-приставки.

Другая возможная причина – автомобильный рынок. В прошлом году стало известно о проекте «Титан» – умном электрокаре от Apple. Разработка машины держится в секрете, потому сведений о ней мало. Известно, что ради «Титана» компания переманила немало специалистов из автомобильных компаний (в частности, из «Тесла Моторс»), а модель должна быть представлена к 2020 году. Приобретение «Формулы-1» позволит корпорации сменить имидж и связать бренд Apple с автомобилями.

Зачем Apple нужна «Формуле-1»?

alt

Владельцы коммерческих прав «Ф-1» – инвестиционный фонд CVC – давно планируют расстаться с акциями чемпионата мира. Сделка по покупке серии стала едва ли не самой прибыльной в истории фонда: в 2005 году CVC заплатил за 63,4% акций 2 миллиарда долларов, а в дальнейшем выручил около 4,4 миллиарда, уменьшая свою долю. И не стоит забывать о ежегодных огромных прибылях от проведения чемпионата.

Но если «Формула-1» приносит большую прибыль, зачем избавляться от акций? – Любой хедж-фонд рано или поздно должен расстаться с активом и вернуть деньги инвесторам. Обычно сроки инвестирования CVC составляют 5-7 лет, однако в случае с «Ф-1» срок уже превышает 10 лет, и продать серию вовремя очень важно. Другая причина кроется в коммерческих соглашениях, которые промоутер серии Берни Экклстоун заключил с командами – в результате у тех оказались и большие деньги (откусанные у CVC), и слишком большое влияние, во многом связавшее руки владельцам коммерческих прав. CVC хочет выйти из игры и не против продать «Ф-1». Риторика сопредседателя фонда Дональда Маккензи, не раз заявлявшего о нежелании расставаться с акциями, – это скорее набивание цены.

«Нам пора уйти, – заявлял источник из фонда CVC авторитетному изданию The Guardian в 2015 году. – Мы были в «Формуле-1» слишком долгое время».

Apple способна купить «Формулу-1»?

Цена пакета акций CVC (35%) составляет около 8,5 миллиарда долларов. Для Apple, имеющей в свободном доступе 161 миллиард долларов, это не более чем легкий шоппинг. Другой вопрос – есть ли основания под слухами о покупке? Для американской корпорации характерна покупка мелких фирм и стартапов за относительно небольшие деньги, но не многомиллиардные вложения в столь крупные структуры, как «Формула-1», тем более связанные со спортом.

При этом интерес именно к «Ф-1» выглядит странно. Главная гоночная серия мира не особо популярна в США, и возможная покупка американской компанией «Формулы-1» кажется маловероятной. Кроме того, чтобы связать себя с автомобильной промышленностью, будущему производителю электрокаров логичнее (и гораздо дешевле) смотреть в сторону «Формулы-Е» – эта серия стремительно развивается, проводит гонки в центрах крупных городов и делает упор на «чистые» электромобили. Такая связь приведет как к имиджевым преимуществам, так и к возможному доступу к технологиям, которые помогут в развитии проекта «Титан». С другой стороны, приобретение «Ф-1» позволит наладить связи с Международной автомобильной федерацией, которая организует в том числе и гонки «Формулы-Е».

Пока сделка между CVC и Apple кажется маловероятной.

Если Apple не собирается покупать «Формулу-1», то откуда возник слух?

alt

Утечка такой информации полезна CVC и промоутеру серии Берни Экклстоуну, который не раз занимался подобными вещами. Apple – не единственный возможный покупатель «Формулы-1», с прошлого года акциями серии интересуются инвесторы из Катара (фонд Qatar Sports Investments) и США (RSE Ventures), также были предположения об интересе к серии со стороны «Ред Булл». Возможно, есть и другие покупатели, которые пока остаются в тени. Информация об интересе Apple задирает ценник «Ф-1» еще выше, что выгодно CVC, стремящемуся получить как можно больше денег.

Кроме того, в «Ф-1» даже ложные предположения редко возникают на пустом месте – не исключено, что американская корпорация действительно ведет переговоры с руководством чемпионата мира, но не о покупке контрольного пакета акций, а о приходе в чемпионат мира в ином качестве. Может быть, в Купертино желают приобрести права на трансляцию гонок посредством Apple TV – для этого не требуется выкупать акции. В таком случае «Формула-1» наконец-то получит трансляции в интернете по принципу «плати-и-смотри». Кроме того, компания может стать коммерческим партнером чемпионата по примеру «Хайнекена» или заключить спонсорское соглашение с одной из команд.

«Формулу-1» все чаще связывают с крупными корпорациями. К чему это?

В 2015 году в чемпионат вернулся французский автопроизводитель «Рено» в качестве заводской команды, а в этом году «Формула-1» обзавелась крупным спонсором в лице транснациональной компании «Хайнекен». Теперь ходят слухи о приходе Apple – неужели дно кризиса, в который «Ф-1» угодила несколько лет назад, пройдено?

Всем известны фазы экономических циклов деловой активности – за пиком следует спад, затем дно, а затем подъем. Похоже, крупные компании ожидают скорого роста ведущей серии мира и стремятся урвать кусок побольше, пока это не стало слишком дорого.

Фото: Gettyimages.ru/Justin Sullivan; REUTERS/Gonzalo Fuentes, Robert Galbraith