5 мин.

Эволюция в атаке Спартака после 1996 года. Или мы пойдем своим путем

В прошлом сезоне лучшими бомбардирами в Европе становились игроки, амплуа которых выходит за рамки чистого финишера – чистого страйкера, который заточен под разящий финальный удар. Новая волна вынесла на пик славы игроков, способных атаковать из глубины, с флангов, умеющих отдать точный пас:

  • Англия – Робин Ван Перси – 26

  • Германия – Штефан Кисслинг – 25

  • Испания – Лионель Месси – 46

  • Италия – Эдинсон Кавани – 29

  • Франция – Златан Ибрагимович – 30

Среди этой великолепной пятерки выделяется только немецкий забивала – образец старой вымирающей школы, где в атаке делается акцент на одного умелого финишера, способного замкнуть точный прострел или подачу. Партнеры придумали, голеадор исполнил. Остальные товарищи по бомбардирскому цеху яркие образцы инновационного подхода: это крайние нападающие, любящие свалиться в центр, способные прицельно бить по воротам и создавать моменты для партнеров, а не просто ловить головой длинные закидушки и скидывать под удар. Трое из этой пятерки чемпионы своих стран. Четверо из них великолепные дриблеры, один из них дриблер довольно посредственный.

Две школы, два направления – или сильный забивала и сильная свита для него, или команда голеадоров, где угроза может исходить от любого, но у одного из них это получается лучше остальных. Тогда вопрос – насколько нужен такой команде сильный финишер? Только если в самой концовке начинается фирменный навал с бесконечными подачами в штрафную, где нужен игрок с отточенными навыками превратить любой мало-мальски опасный момент в гол.

Бавария – чемпион Германии и одновременно всей Европы прошлого сезона  использовала в качестве атакаующего наконечника Марио Гомеса – типичного представителя старой школы, пока ему на смену не пришел Марио Манджукич, игрок не такого бомбардирского таланта, зато более командный, более подвижный и мобильный.

ЦСКА – чемпион России прошлого сезона потерял лучшего бомбардира Сейду Думбия, зато вполне обошелся менее забивным Ахмедой Мусой, родной позицией которого является край атаки. Совпадение? Или некая закономерность? Насколько сложно защищаться против банды голеадоров? Одного голеадора легче закрыть – команда становится слишком предсказуемой. Забивала может потерять форму, получить травму, закрутить роман с телезвездой и потерять интерес к футболу.

Золотой сезон 1996 года для Спартака

1996 сезон подарил России молодого дерзкого чемпиона – московский Спартак новой формации, где одним из лучших бомбардиров стал Валерий Кечинов, тот самый образец новой волны голеадоров, техничных, финтующих, способных создавать моменты как для себя, так и для партнеров – травмы, к великому сожалению, помешали раскрыться Валерию. А так мы бы получили звезду европейского масштаба. Все заговорили про «ложную девятку», когда увидели игру Месси и гвардиоловской Барселоны. Но ведь тоже самое в России продемонстрировал уже в 1996-м сезоне Георгий Ярцев. Вплоть до 2001 года лучшими бомбардирами в Спартаке становились именно атакующие полузащитники: Кечинов, Тихонов, Титов, Цымбаларь. Только в 2001 году, последнем чемпионском сезоне лучшим бомбардиром стал нападающий – Луис Робсон. Надо ли напоминать о том, что этот сезон стал последним, когда Спартак взял золото.

В первых чемпионатах России лучшими бомбардирами моей любимой команды становились нападающие:

  • 1992 – Радченко 12

  • 1993 – Бесчастных 18

  • 1994 – Бесчастных 10

  • 1995 – Шмаров 16

Но потом как будто Спартак опередил время и стал играть по-новому. Например, в 1996 году типичный центрфорвард Александр Ширко забил 5 мячей в 22 встречах, став только пятым голеадором в команде. В 1997 году Максим Бузникин стал третьим с 8 мячами в 20 встречах, красно-белый Сульшер, дриблер не слабее Месси. В 1998 году, одном из самых неурожайных на голы, чемпионате Николай Писарев с 7 мячами в 17 играх стал вторым. В 1999 сезоне Ширко стал третьим с 9 мячами в 27 играх.Он же стал вторым в 2000 году с 11 мячами в 24 встречах. Результативность спартаковской полузащиты резко упала в 2000 году. Полноценно заменить Тихонова не смог никто из новичков, хотя талантом тот же Артем Безродный обладал немалым.

В чемпионском Спартаке нападающие были нужны не в качестве финишеров – они помогали создавать голевые шансы для партнеров. В чем и была сила и непредсказуемость того Спартака. В этом нет случайности – в каждом из 9 случаев, когда Спартак становился чемпионом, лучшим бомбардиром первенства становился игрок из другой команды. Пять раз подряд после бронзы 1995 года лучшими забивалами команды становились полузащитники.

Потом пришло время Романа Павлюченко и Веллитона. Они перетянули на себя одеяло, так что другим в атаке и прикрыться было нечем. Красно-белое нападение стало слишком предсказуемым и зависимым от формы и настроения финишеров. Появилось такое выражение – если травмирован Рома или Велик (сейчас Юра), кто забивать будет? Разве в чемпионском Спартаке потеря Ширко или Робсона выглядела катастрофой? Они скорее были пятыми полузащитниками, чем первыми нападающими, ближе к чужим воротам оказывался, как это ни странно, Егор Титов. Именно он принимал мяч перед штрафной соперника и разворачивал атаку. Что пытался проделать в последнем матче текущего первенства Лукас Барриос. Только у одного игрока одни козыри, у другого – другие. Один хорошо борется за верхние мячи, другой может отдать тонкий пас.

На данный момент в команде три ярко выраженных страйкера с хорошими задатками бомбардиров – Уорис, Мовсисян и Борриос. По мне - так явный перебор. А вот с атакующими полузащитниками, наследниками славы Титова-Тихонова-Кечинова-Цымбаларя, явный дефицит. Строить игру в атаке в надежде на то, что наш бомбардир как футбольный царь Мидас превратит все моменты в голы – можно, но это не тот путь, по которому развивался и эволюционировал классический Спартак. Нашей силой всегда была полузащита мгновенного реагирования. Спартак никогда не зависел от одного страйкера. Этим финишером мог быть кто угодно. В этой непредсказуемости был тонкий расчет и громадная кропотливая работа на тренировках.

Лучшие бомбардиры Спартака 1996-2000

Вижу отличные задатки у Араса Озбилиза, периодически вспыхивает Хурадо, еще реже вспыхивает Павел Яковлев. И все. Команду покидает Гарцующий Эйден. На флангах явный недобор. Причем речь идет не о количестве игроков, а о качестве - чтобы новичок не просто заполнил пустующую вакансию, но помог Спартаку эволюционировать, сделать качественный прорыв, стал тем самым недостающим золотым звеном в атакующем механизме. Может, это будет второй Алекс, или второй Кечинов, или второй Цымбаларь, или первый ... пока не знаю, кто.