11 мин.

«Спартак» приходит в себя

Как красно-белые выходят из затяжного пике.

Начиная с середины августа «Спартак» не проиграл ни разу, но попал под ещё более мощный огонь критики. Команда с огромным трудом выдерживает плотный график матчей в трёх турнирах. Никогда ещё перерыв на матчи сборных не ждали с таким нетерпением! Особенно главный тренер, которому пришлось очень сильно поднапрячься, чтобы попытаться удержать команду на плаву.

3-5-2. Тогда и сейчас

Первые пару игр под руководством Массимо Карреры в августе 2016-го «Спартак» провёл с 3 ЦЗ. В дальнейшем итальянец обращался к этой схеме всего несколько раз и, как правило, не без повода. Обычно – в матчах против команд, использующих аналогичную расстановку.

Неплохой результат, но именно с 3 ЦЗ «Спартак» выдал два худших в сезоне матча в плане качества моментов (xG).

Недавно схема обрела новую жизнь и на определённом этапе использовалась Массимо как базовая модель. Катализатором перестановок послужил проваленный старт сезона. В подобной ситуации так поступают многие тренеры. Порой это один из самых простых способов маскировать недостатки. Впрочем, в «Спартаке» для перемен послужили немного иные предпосылки. Многочисленные травмы и проваленная трансферная компания оставили Каррере небольшой выбор по части кадров. Из созидателей на начало сентябре в хорошей форме оказался только Куинси Промес. Иными словами, набор готовых к матчу игроков расставить на поле проще именно в сочетании с тремя центральными защитниками.

* - 3ЦЗ до 36-й минуты

Получилось лучше, чем в прошлом сезоне, но «Спартак» почти не побеждал.

Оборона. Лишний защитник должен добавить прочности линии обороны просто по определению. Разумеется, на практике бывает по-разному, и количество не всегда означает качество, но против мощного центра нападения дополнительный деф обычно бывает кстати. Для «Спартака» это особенно важно потому, что помогает при игре на втором этаже. С переходом на 3-5-2 красно-белых стали выигрывать большинство верховых единоборств.

Нехватка организованности без мяча. «Спартак» играет с одним опорным полузащитником, так что схему правильнее назвать 3-1-4-2. Не самая устойчивая конструкция. Контратакующая тактика, которую предлагает большинство соперников, помноженная на недисциплинированность центральных полузащитников красно-белых приводит к плачевным результатам. Самедов, смещающийся в центр не круче Глушакова, а Пашалич за месяц не научился лучше отбирать мяч. Да и сам Фернандо через матч допускает непростительные технические ошибки.

Ширина в атаке. Крайние защитники в схеме с 3ЦЗ располагаются высоко уже при начале атаки и являются одними из ключевых игроков в построении игры. Если соперника несложно взломать и по центру (в Хабаровске) или реально полагаться на сильные качества форвардов (с «Рубином») они остаются на вторых ролях, но в играх с европейскими командами недостатки наших латералей слишком заметны. Всё, что нужно знать о передачах с фланга по результатам выезда в Марибор:

  • Д.Комбаров 10 кроссов (1 точный)

  • Ещенко 5 кроссов (1 точный)

Проблемы с доставкой мяча в чужую треть, когда соперник защищается низко, а у тебя 3ЦЗ, тоже весьма актуальна. Неплохая иллюстрация картинкой ниже.

Сама по себе схема не является оборонительной, но учитывая подбор футболистов и текущее состояние в целом, этот вариант лучше подходит в тех матчах, где от «Спартака» требуется играть вторым номером.

Созидание без ключевых игроков в атаке

Каррера не самый откровенный собеседник, когда дело касается обсуждения тактики. Как правило, итальянец озвучивает тривиальные вещи, а иногда просто уходит от ответа. Впрочем, иногда в его словах можно найти подтекст.

«Спартак» плохо реализует или просто недостаточно создаёт? В каждом матче у нас возникают железные моменты (2-3), которые остаются нереализованными. Это позволяет сетовать на невезение. Однако очень напрягает, что в нескольких матчах более половины ударов по воротам соперников красно-белые наносят из-за пределов штрафной. Порой это не бросается в глаза, как против СКА, когда соперников спасало чудо, но факт остаётся фактом.

При должном исполнении удар издали – один из самых эффектных элементов в футболе, но в то же время и не самый очевидный способ забить гол. Как правило, команда пытается доставить мяч в чужую штрафную через пас. Возможно, поэтому Каррера вернулся к 4-2-3-1 так быстро. В трёх последних турах чемпионата и кубковой игре «Спартак» гораздо реже бил из-за периметра. Вряд ли это случайность.

Впрочем, полностью проблемы с атакой в нынешнем состоянии всё равно не решить. Без форварда-столба (Зе Луиш) и связующего игрока между обороной и атакой (Зобнин) делать это очень трудно.

«Спартак» редко забивает в результате многоходовых комбинаций, о чем свидетельствует количество передач в голевых атаках. Типичный гол красно-белых в сентябре – со стандарта или в результате подбора. Исключением из правил (и поводом для оптимизма) стал матч против крепкого «Урала», где удалось забить благодаря быстрым выверенным атакам.

Почему «Спартак» проваливается в концовках?

Даже если рассматривать игру красно-белых критически, то по большинству показателей доминирования (см. таблицы выше), преимущество всё равно на нашей стороне. К сожалению, провалы в отдельных отрезках сводят все усилия на «нет». 10 из 19 мячей пропущены после 75 минуты – это действительно провал.

При лучшем раскладе мы не находились так далеко от 1 места. Согласно одной популярной модели, «Спартак» не добрал около 5-6 очков.

Если в начале сезона Каррера сетовал на индивидуальные ошибки, то сейчас фактически признаёт системные сбои в игре «Спартака». Они происходят, начиная с июля в разных сочетаниях игроков обороны, в матчах с любыми по сложности соперниками, при разном течении игры. Связать неудачи в концовках исключительно с плохой физподготовкой тоже не получается. На «Петровском», например, спартаковцы умудрились упустить победу в последние 15 минут, даже имея преимущество по ударам и владению! С «Анжи» – спасли ничью в добавленное время. Таким образом, проблемы совершенно точно за рамками тактики и физики.

Первый сезон в ранге чемпиона предсказуемо получается очень сложным с психологической точки зрения. Очевидно, что многие игроки с огромным трудом проходят испытание «медными трубами». Не надо забывать, что для большинства из них чемпионство – первый крупный успех в карьере. Чтобы пережить его требуется определённое время.

После неудач Массимо уверенно держит удар, пытается показать, что коллектив не распался на группировки, он (тренер) контролирует ситуацию и то, что происходит сейчас – не катастрофа, а кризис, пережить которой возможно. Беспокоит только, что про потерю концентрации, мотивации, злости Каррере приходится говорить слишком часто.

Эпидемия травм

Этот месяц запомнился проблемами со здоровьем у многих игроков. К выбывшим ещё летом из-за крестов Зобнину и Тимофееву в разное время добавлялись Таски, Зе Луиш, Глушаков, Жано, Мельгарехо, Промес, Роша и Давыдов. У всех восьмерых(!) – мышечные травмы.

Каррера привёл любопытные цифры по травмам, согласно которым на аналогичном отрезке прошлого сезона, красно-белые выбывали из строя не реже, хотя команда играла в гораздо более удобно графике. Это тот редкий случай, когда статистика знает не всё или рассматривает вопрос под другим углом. Год назад из строя выбывали многие, но, за редким исключением, на непродолжительное время. «Спартак» почти всегда играл основой и уверенно набирал очки. Сейчас одновременно отсутствуют три ключевых игрока того состава (Зобнин, Промес, Зе Луиш) + капитан команды Глушаков.

В этот раз рекорд по количеству повреждений официально побит: перед матчем с «Уралом» в общей группе не работали сразу девять футболистов. Ситуация требует более детального рассмотрения, ведь сезонный травматизм уже третий год подряд накрывает «Спартака» в начале осени.

2015/16 (сентябрь-октябрь): Жано (хроническое повреждение связок голеностопа), Глушаков (микронадрыв икроножной мышцы), Гранат (повреждение мышц бедра), Давыдов (ушиб голени, мышечные повреждения), Зе Луиш (микронадрыв мышц задней поверхности бедра), Макеев (надрыв приводящей мышцы бедра), Мовсисян (частичное повреждение мышц бедра, ушиб брюшной стенки и контузия мышц живота), Ромуло (повреждение икроножной мышцы), Озбилиз (?), Паршивлюк(повреждение стопы), Промес (травма подколенного сухожия).

2016/17 (сентябрь-октябрь): Глушаков (микротравма мышц правого бедра, ушиб и гематома бедра), Ещенко (травма коленного сустава), Д.Комбаров (микронадрыв мышц задней поверхности бедра). Мельгарехо (ушиб коленного сустава), Зуев (повреждение мышц передней поверхности бедра), Промес (микротравма мышц правого бедра, ушиб левой стопы), Зе Луиш (частичный разрыв наружной боковой связки и сухожилия подколенной мышцы).

2017/18 (август-сентябрь):Жано (травма колена, ушиб), Глушаков (микронадрыв мышц задней поверхности бедра), Давыдов (повреждение мышц бедра), Зе Луиш (микронадрыв мышц задней поверхности бедра, растяжение прямой мышцы живота), Д.Комбаров (мышечная травма), Мельгарехо (повреждение мышц бедра), Промес (повреждение мышц задней поверхности бедра), Ребров (частичное повреждение связок правого коленного сустава), Роша (повреждение икроножной мышцы), Таски (микротравма приводящей мышцы бедра), Тимофеев, Тигиев (разрыв крестообразной связки).

Сейчас главными виновниками признаны «итальянские физруки». Во времена Аленичева – небезызвестный Олег Саматов. В любом случае, ситуация ненормальная и должна иметь объяснение. Что делать? Ждать пока эпидемия травм, как эпидемия гриппа, пойдёт на спад сама собой, либо принимать меры профилактики. В противном случае, рано или поздно всё повторится.

Ещё немного тактики

Переполненный лазарет и проваленная трансферная кампания вынуждают Карреру экспериментировать с составом.

Возвращение Кутепова. Молодого защитника справедливо критиковали за позиционные ошибки, не лучшую игру на втором этаже, невысокую скорость. При этом, крест на нём не поставили и даже продлили контракт. За время отсутствия в основе Кутепов не сильно изменился, но очевидные недостатки в его игре можно сгладить, если на подстраховке дежурят два партнёра. Центральный среди 3 ЦЗ – неплохой вариант для Ильи. В таком сочетании он смотрится достаточно уверенно, что продемонстрировали несколько недавних матчей. При этом, против «Ливерпуля» Каррера передвинул Кутепова на позицию правого ЦЗ и в эпизоде с голом Коутиньо допустил ошибку.

Джикия – левый защитник. Опыт игры на фланге – очень ценный пункт в резюме Георгий. Когда-нибудь Комбаров будет не только регулярно проигрывать единоборства, но и просто с трудом передвигаться по полю. И это время почти наступило. Играть два матча в неделю Дмитрий не может уже сейчас. Интересно посмотреть на Джикию слева. Скорее всего, это будет защитник, активно подключающийся к атакам. Ему не хватает техники, но желания и здоровья хоть отбавляй.

Есть ли альтернатива для Ещенко? О Марко Петковиче. Каррера не побоялся похвалить серба, ставшего одним из антигероев концовки матча с «Тосно». Несмотря на ошибки, Петкович действительно хорош в отборе (средний показатель – второй в команде), но во всём остальном он уступает своим конкурентам. Ужасающие низок процент точных передач – 73,4 (худший). Манера игры весьма странная – серб редко делится мячом с партнёрами, предпочитая идти напролом. Причем, происходит это не только вблизи штрафной соперника, но и на своей половине. Неудивительно, что даже при таком интенсивном графике Марко почти не получает игрового времени.

Фернандо под нападающим. «Высокая» позиция Фернандо объясняется тактическими причинами. При трёх центральных защитниках бразилец располагался близко к чужой штрафной уже в начальной фазе атак. Учитывая высокое исполнительское мастерство, он может принести пользу и там. В трёх матчах («СКА», «Рубин», «Марибор») Фернандо неизменно был в топе по количеству ключевых передач (под удар). С другой стороны, такое расположение чревато опасными контратаками.

Попов в опорной зоне. Без Зобнина «Спартак» прессингует соперника гораздо ниже, чем в прошлом сезоне.Вкупе с проблемами в обороне это приводит к большому количеству мячей в наших воротах. Каррере очень не хватает цепкого и подвижного игрока в середине поля. Ивелин не самый тонкий игрок, но работоспособность с возрастом не теряет. Болгарин лучше, чем Пашалич отбирает мяч, а за счёт скорости помогает команде быстрее выходить из обороны.

Амплуа Педро Роши. Выходя в стартовом составе, Педро становится одним из лучших. В дебютной игре в основе он здорово обострял игру, сделав 4 ключевых паса, половина из которых результативные, а единственный удар по воротам – должен был становиться голевым. В том эпизоде Роша разобрался блестяще, но попал в штангу. С «Уралом» он действовал в схожей манере и так же добился успеха. Любопытно как будет его использовать Массимо Каррера. Вряд ли новичок сможет действовать в манере Адриано и Зе, постоянно смещаясь в центр поля в поисках мяча. Педро – вингер/инсайд, здорово использующий свободное пространство. В схожем стиле, но с большим диапазоном играет Куинси Промес. Как вписать двух технарей в одну схему – интересная и приятная задача для тренерского штаба.

***

За последний месяц команда спотыкалась, ломалась, трещала по швам, но не развалилась. После победы над «Уралом» красно-белые наконец-то вышли в плюс по разнице забитых и пропущенных мячей. По числу допущенных моментов мы 11-е (а не 15-е), что тоже не может не радовать. Не исключено, что на пользу пошла и закрытая встреча игроков с руководством и последующие за ней сообщения в прессе, несколько сбившее градус напряжения вокруг и внутри «Спартака».

О полном выходе из кризиса говорить рано. «Спартак» перестал проигрывать, но не перестал ошибаться. В октябре придётся играть с не меньшей интенсивностью. Карреру и его игроков ждёт новая проверка.