5 мин.

Услышать Ангелов

Раньше на земле была дивная тишина,  отголоски ангельского пения слетались, как птицы, и люди слышали их. Человек был раскрыт миру, звуки были дарованы Небом, они не требовали "музыкальной грамоты", услышанное оставалось в душе и передавалось детям.

Солнце и кровь, в пульсации которой - память предков и звуки божественных откровений. Именно так - чистейшим голосом, удивительно тонкой и умной душой поет Евгения Валерьевна Смольянинова. Поет "не как все". И ее пение проникает прямо в сердце.

Родник небесной чистоты. Удивительная певица, которой удалось воспринять и воплотить духовную суть и глубинную мудрость русской музыкальной культуры.

1

Мир песен Евгении Смольяниновой проникнут живой традицией, силой творческого духа, даром животворящего начала.В голосе ее - казалось бы, таком своеобразном и необычном по тембру - слышно всё. Он может звучать совсем по-разному: и по-народному ярко, вольготно, и по-церковному строго. Ее пение вскрывает неочевидные смыслы русских романсов и оживляет хрестоматийные строки русских поэтов. В нем - и цветение сирени, и свет звезд в окне, и рыдание, и благоговение.

Смольянинова вскрывает не просто разные пласты русской культуры - деревенской, городской, православной, светской (которые на самом деле оказываются взаимопроникающими, неразрывно связанными друг с другом). Она поет саму жизнь народа. А русская песня от жизни неотделима.

В репертуаре певицы народные песни самых различных уголков России, старинные романсы XIX - XX вв., духовные стихи и баллады, и, наконец, удивительные по мелодическому колориту песни самой Евгении Смольяниновой на стихи М. Лермонтова, А. Толстого, А. Майкова, А. Блока, Б. Пастернака, Р. М. Рильке, архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского), игумении Таисии (Солоповой), С. Бехтеева, Н. Туроверова, А. Ахматовой, В. Набокова и других поэтов.

Евгения Смольянинова - талантливый аранжировщик всех произведений, которые исполняет. Певица выступает в сопровождении прекрасных музыкантов - Василия Моторина (гитара), Михаила Бенедиктова (рояль), Светланы Борисовой (флейта, аккордеон) и Святослава Смольянинова (гитара).

 

Целый цикл песен певица исполняет из репертуара Александра Николаевича Вертинского.

Евгения Смольянинова родилась в семье учителей в Новокузнецке, потом семья переехала в Кемерово. Занималась в музыкальной школе, поступила в музыкальное училище в Ленинграде на фортепианное отделение. За время учёбы Евгения Смольянинова успела поработать во Дворце молодёжи, где в 1982 году состоялось её первое выступление как певицы, в театре Вячеслава Полунинав спектакле «Картинки с выставки» на музыку М.Мусоргского .Во время летних поездок с однокурсниками в фольклорные экспедиции занималась собиранием русского фольклора по северным областям России.

Важной вехой в музыкальной судьбе Евгении Смольяниновой явилось знакомство с песнями крестьянской певицы, хранительницы русских песен Ольги Федосеевны Сергеевой которые были записаны на случайно попавшую в руки Смольяниновой аудиокассету. Ольга Федосеевна была известна также тем, что спела в филме Андрея тарковского "Ностальгия". Через некоторое время Смольянинова смогла услышать эти песни в живом исполнении. Евгения Смольянинова вспоминает: и когда она запела, я почувствовала всем своим существом, как по залу разлилась какая-то прохлада. Покой необыкновенный. Я забыла, что у меня болела голова, и была настолько потрясена, что во время выступления рыдала от её голоса. Так сладостно я, наверное, никогда в жизни больше не рыдала. Это было необыкновенное состояние, настоящее чудо.

Год записи: 1971-1972. Русская народная песня «Ой, кумушки, кумитеся» в исполнении Ольги Сергеевой была использована А.Тарковским в заключительной сцене фильма «Ностальгия». Одна из самых старых лирических песен, связанная с летним праздником Тройцы. Троицкую неделю называют Духовской, потому что это календарное время поминовения усопших - духов предков. На Троицу также покланяются свадебному дереву - берёзе. Девушки и молодые женщины кумятся с берёзой: наряжают берёзку лентами, бусами, цветами, водят вокруг неё хороводы, обнимают и целуют священное дерево. Покумившись, т.е. породнившись в обряде, с берёзой, участницы традиционной игры кумятся потом друг с другом, целуясь сквозь берёзовый венок. Завершаются летние обрядовые игры гаданием на венках. Венки, берёзовые или цветочные, пускають по воды. По поведению венка в воде судят о своём будущем. 

 Мы должны непременно знать о таких людях, как  Ольга Федосеевна Сергеева, ведь это источники живительной влаги, хранители русской песни. Рассказать о ней можно очень много интересного, это настоящая русская певица, истинная, народная.

Но это уже другая история ...

Благодарю за внимание.