9 мин.

Грузинское чудо от Вилли Саньоля. Как ему это удалось?

Легенда «Баварии».

Тренер «Монако» конца девяностых Клод Пюэль называл Саньоля Теместа – как французское снотворное. Однажды потеряли Вилли при посадке в самолет: оказалось, заснул в автобусе по пути из терминала к трапу. 

Он и матчи порой начинал в полудреме, и Пюэль менял в первом тайме. Со стороны выглядело безжалостно, но Саньоль не обижался: перейдя в «Баварию», даже звал Пюэля в гости. Видно, понимал: тренер поступал строго, но справедливо. 

«Больше всего на свете я ненавижу несправедливость, – говорил Вилли. – Возможно, поэтому я иногда был для тренеров занозой в заднице. С судьями тоже спорил, если наказывали не по делу. По той же причине в детстве я мечтал стать полицейским: он обязан блюсти справедливость.

Мой характер сблизил меня с [боссом «Баварии»] Ули Хенессом – жестким и прямым, но всегда справедливым. Он знал, что я курю после матчей, но закрывал на это глаза – на поле-то я не подводил. Нравилось, что в «Баварии» всегда было понимание: никто не идеален. Сегодня я как тренер передаю это игрокам».   

Саньоль уверен: эмоциональным грузинам нужен спокойный тренер

С грузинскими футболистами Саньоль общается по-английски. Им же (еще испанским) он обходился в первые мюнхенские полтора года, но после рождения ребенка испугался, что не сможет вызвать ему врача, и взялся за немецкий. 

Это помогло не только в общении. Вилли признает, что не был лучшим защитником клуба, но в Мюнхене ценили его стремление стать настоящим баварцем. Немецкий Саньоль освоил настолько, что, по словам Хенесса, рассуждал даже на философские темы. 

Адаптивность Вилли проявилась и в Грузии. Он не навязывал игровую идею, а подстроился под качества футболистов. И точно диагностировал проблему сборной: не хватало хладнокровия. 

«Я уж точно не орущий тренер, – отметил Саньоль. – Спокоен даже в напряженные моменты, что важно для эмоциональных грузинских футболистов. Им нужен невозмутимый тренер. Если бы я был таким же вспыльчивым, ничего бы не вышло». 

Год назад в штаб Саньоля вошел бывший скаут «Тоттенхэма» (он же – спортивный психолог)

Вилли пару лет пытался обуздать импульсивных игроков и в прошлом году позвал на помощь 43-летнего Дэвида Уэбба, бывшего скаута «Тоттенхэма» и других английских клубов (познакомились, когда просматривал французскую молодежку), а заодно – магистра спортивной психологии.  

«Вилли хотел, чтобы я поработал с игроками над эмоциональностью, – говорил Уэбб. – На первых сборах я пообщался с каждым футболистом тет-а-тет и сделал презентации на основные темы – преодоление давления, правильное направление эмоций, единение, концентрация. 

Грузины очень любят свою страну, поэтому играют страстно – особенно дома, когда на трибунах 55 тысяч. Но, думаю, проделанная нами работа помогла, и в стыковых матчах игроки были полностью сосредоточены». 

Саньоль добавил, что решающий стыковой матч с греками (0:0 и 4:2 по пенальти – в Тбилиси) – один из первых случаев за три года его работы с Грузией, когда сборная переборола напряжение и сыграла головой больше, чем сердцем.

28-летний центральный полузащитник Отар Китеишвили признал, что некоторые грузины сконцентрировались на стыковых матчах настолько, что не особо заботились о клубных делах. 

«Нам передалось спокойствие Саньоля, – сказал Отар. – Он привнес в команду правильный психологический настрой. У нас всегда была хорошая команда, но теперь мы еще и семья. Нам приятно быть вместе». 

Саньоль ругался с Хитцфельдом, а потом назвал лучшим тренером

Как Саньоль стал таким бесстрастным и рассудительным? Говорит, повлияли Хитцфельд и Анчелотти. Первый вообще во многом слепил Вилли. Саньоль (изначально центральный, а не правый защитник) плохо навешивал по приезде в Мюнхен, но прибавил на тренировках Хитцфельда. 

В последнем сезоне карьеры игрока Саньоль несколько раз выбывал из-за травм, но на финише, накануне Евро-2008, Хитцфельд все равно выпускал в старте – правда, на фланге полузащиты. 

В первой же игре после очередной травмы – с Дортмундом – Вилли отдал голевой пас Луке Тони, но вскоре пожаловался на Хитцфельда в интервью Canal Plus: «Терпеть не могу эту позицию и не хочу играть атакующего полузащитника [при этом назвали Саньоля в честь голландского полузащитника Вилли ван де Керкхофа]. 

Если бы я хорошо выступал в этом амплуа, то, наверное, и другие тренеры догадались бы меня в нем использовать. С тренером [«Баварии»] у меня вообще нет отношений – мы не разговариваем. Что до свиста болельщиков – они бы и Тони освистали, если бы он играл правого защитника».

В качестве наказания Хитцфельд не взял Саньоля в Санкт-Петербург, на ответный полуфинал Кубка УЕФА, и «Бавария» проиграла 0:4. 

Через восемь лет Вилли сказал: «Для меня Хитцфельд – лучший тренер. Он относился к Оливеру Кану так же, как к резервисту с двумя матчами за сезон. Это великолепно. Я также многому научился у Феликса Магата. Например, что игроку надо работать над собой каждый день».    

Саньоль учился на спортивного менеджера, а тренером стал почти случайно

Наигравшись, Саньоль учился не на тренера, а на спортивного менеджера. Трудился в наблюдательном совете «Сент-Этьена» и скаутом «Баварии»: присмотрел 18-летнего защитника «Ланса» Варана, договорился о трансфере за €5 млн, но в Мюнхене решили, что это много, и вскоре Рафаэля купил «Реал» – за €10 млн.  

В ноябре 2011-го Вилли стал спортивным директором института сборных Франции – там, казалось, не хватало немецкого порядка (особенно на фоне хаоса на ЧМ-2010).   

В следующем году при участии Саньоля уволили тренера сборной U21 Эрика Момберта и долго искали преемника. В итоге президент Футбольной федерации сказал Вилли: «Тренируй, пока не найдем кого-нибудь». Саньоль полагал, что это временно, но влюбился в тренерство. 

После восьми матчей без поражений его позвали в «Лион» и «Бордо». Вилли выбрал второй вариант, потому что президент «Бордо» Жан-Луи Трио напомнил Хенесса: такой же откровенный, так же любит игроков. Откровенность самого Саньоля аукнулась уже через полгода после тренерского дебюта в Лиге 1. 

«Пока я главный тренер «Бордо», мы будем приобретать меньше африканских игроков, – сообщил Вилли. – Не хочу каждые два года терять полкоманды из-за Кубка Африки. Основные преимущества африканских игроков: недороги, боевиты, мощны. Но в футболе еще важны техника, ум и дисциплина».

Полыхнул скандал, но Саньоль удержался и вырулил к шестому месту (легкий прогресс после двух седьмых с Франсисом Жийо), а в следующем сезоне отлетел во вторую половину таблицы и был уволен после 0:4 в Тулузе.  

Через пятнадцать месяцев, летом 2017-м, Вилли заменил легендарного Херманна Герланда, воспитавшего Швайнштайгера, Мюллера и Лама, в баварском штабе Анчелотти. 

«Несколько месяцев с Карло – лучшее, что могло случиться со мной как с тренером, – говорил Саньоль. – Он научил тратить силы на то, что можно улучшить, и ни процента энергии не расходовать на то, что невозможно изменить». 

Саньоль думал, что выход на Евро – максимум для Грузии

После ухода из «Баварии» Вилли три года работал на радио, а в феврале 2021-го бывший полузащитник «Шальке» с «Гертой», а теперь президент ФФГ Леван Кобиашвили доверил Саньолю сборную Грузии. Вилли признавался, что знал тогда одного грузинского игрока. И не Хвичу, а Георгия Чакветадзе из «Гента». 

«Настроение в сборной было подавленное, – вспоминал Саньоль. – Команда не попала на Евро-2020, проиграв Македонии. Требовалась свежая кровь, и я давал шансы молодым игрокам». У Вилли дебютировали будущие герои Евро-2024 (Мамардашвили и Микаутадзе), но этого было недостаточно. 

Проиграв семь из девяти первых матчей, Саньоль перешел на тройку в защите, а Хвичу превратил из левого вингера в оттянутого форварда, положившись на быстрый переход из обороны в атаку и мудрый риск, провоцирующий ошибки соперника.

Пошли победы и после важнейшей – над Грецией в марте 2024-го – игроки сказали Саньолю: «Вилли, мы не хотим ехать в Германию как туристы» . – «Здорово, – ответил тренер. – Я объездил Германию вдоль и поперек, так что мне туризм тем более неинтересен».  

В группе Евро Грузия с каждым матчем играла надежнее и раскованнее и справедливо вышла в плей-офф. После победы над Португалией Саньоль пытался объяснить успех команды, но пришел к тому, что удивила она и его. 

«Послание команде состояло в том, чтобы действовать дисциплинированно, когда мяч у соперника. А когда мяч у нас – играть, как во времена, когда футболистам было 16-17 лет.

На нас нет давления. Есть давление на Англию, Испанию, Португалию, от них все ждут победы, но не от нас. Единственное что на нас давит – желание порадовать Грузию. Игрокам это удается. Я очень счастлив. Думал, что квалификация – наш максимум, но у футбола не бывает сценария».

Фото: Gettyimages/Kevin C. Cox, Lars Baron, Johannes Simon, Alex Livesey, Johannes Simon, Martin Rose, Ben Radford, личный архив Дэвида Уэбба.