4 мин.

Дайте хоть кому-нибудь поработать. Аленичев остался в «Спартаке»

Курбана Бердыева не будет в «Спартаке» — Дмитрий Аленичев получил второй шанс справиться с клубным диссонансом.

alt

В последние несколько сезонов складывается ощущение, что «Спартак» ждет, чтобы сезон поскорее закончился, чтобы захватить информационное поле. Совершенно точно в клубе не прекращается внутреннее перетягивание каната между разными группировками, и нынешняя тренерская эпопея тому подтверждение. Такое количество противоположных вбросов в прессу — рекорд даже для «Спартака», и сложно поверить, что дело здесь исключительно в воле Курбана Бердыева. В конце концов, и относительно того, каким будет исход в случае погашения перед «Ростовом» долгов существовали два диаметрально разных инсайда: одни источники утверждали, что в случае выплаты денег Бердыев посчитает свою работу выполненной и покинет команду, другие — что останется.

Дело в итоге закончилось тем, что Бердыева «Спартак» получить не смог и попал, как и ранее «Зенит», в цейтнот. Из-за удлиненного чемпионата Европы и раннего начала чемпионата России подготовка к сезону всей командой получится очень короткой, и с тренером нужно определиться до начала июня — тем более, что у «Спартака» жаркое лето с квалификационными матчами Лиги Европы. «Зенит» сделал не бесспорный, но уверенный выбор, «Спартак» как обычно много слил в прессу и ничего не сказал напрямую — с заседания совета директоров его участники уходили молча.

Худшее, что мог сделать «Спартак», — оставить тренера от безысходности, и это произошло. За все время весенней неопределенности в клубе так открыто и не выразили полную поддержку Дмитрию Аленичеву, сохраняя его, как запасной вариант. Так нельзя поступать ни с одним тренером в мире. Тренер всегда должен ощущать, что руководство стоит за него — только так он сможет сохранить свежесть идей и не задумываться о том, что в первую очередь он должен держаться за своё место. Оставляя Аленичева так, после того, как сорвался основной вариант, — удар по тренеру и команде, которая тоже может скоро потерять в нём уверенность.

В российском футболе в целом существует странная система оценки работы тренера и нахождения причин для его увольнения, но «Спартак» в этом плане всё равно уникален. За последние несколько лет в клубе был тренер с абсолютно безграничным кредитом доверия, которого в итоге убрали, как «сбитого лётчика», и целая шеренга тренеров, которым не давалось больше одного шанса — при этом было неважно, есть у него спартаковское прошлое или нет. Аленичев, чтобы не быть уволенным, приспособился к этой схеме, проявив свои политические навыки. Прошлым летом «Спартак» декларировал о возвращении к корням, и тренер попытался поставить футбол без оглядки на свои ворота, но результаты были не лучшими, и в итоге Аленичев начал выпускать дополнительных игроков в оборону — семь номинальных защитников по ходу второго тайма игры с «Ростовом» в первом круге стали знаменательным моментом его карьеры в «Спартаке». Поправив баланс в таблице, «Спартак» снова переориентировался на переход к атакующему футболу. Как ни странно, именно в Санкт-Петербурге, в первом тайме матча против «Зенита», стало явно заметно, что именно хочет видеть Аленичев от команды в идеале, но развить мысль ему не дал один разгром. Красно-белые снова отошли в оборону и поправили положение так, что в итоге вышли в Лигу Европы.

Претендовать на большее команда с ограниченным в действиях тренером не может — «Спартак» заставляет Аленичева жить в когнитивном диссонансе между «традиционной спартаковской игрой» и современными реалиями, при которых побеждает оборона. С одной стороны, болельщики и руководство прессингуют тренера за отсутствие очков, с другой стороны, когда очки есть, — за недостаточно красивый футбол. Приход Курбана Бердыева мог окончательно нарушить этот странный баланс недовольства в сторону результатов, но запертый в угол «Спартак», раздираемый внутренней игрой престолов, достать тренера «Ростова» не смог.

Я по-прежнему против Дмитрия Аленичева — во-первых, он, скорее, делает ставку на популизм, чем на концепт, а во-вторых, — и это даже важнее — он не против тех условий диссонанса, в которые его бросают. Когда его лишают ключевого игрока созидания и основного центрального защитника, он имеет все права возмутиться и потребовать новых игроков (и тут статус легенды клуба ему поможет склонить общественное мнение на свою сторону), но молчит и тихонечко работает с теми, кто есть. Сравнения с Леонидом Слуцким здесь неуместны — не было ни одного случая, когда тренера ЦСКА оставляли вообще без вариантов: у него нет дополнительных, но всегда есть хотя бы план «А». Аленичеву больше хочется остаться в «Спартаке», чем работать в «Спартаке» — это становится очевидно, когда после очередного провала нет ни слова о возможности отставки.

Но именно сейчас, в этих условиях, когда месяц все говорили о том, что в клубе будет работать другой человек, а теперь от безнадёги вернулись к изначальному варианту, Аленичева хочется поддержать. Он получил то, что в «Спартаке» никто не получал давно — он получил второй шанс. Забавно, но «Спартаку», живущему одновременно в мирах десятилетия без титулов, традиционной игры и завышенных ожиданий, действительно нужен был хоть кто-то, кому дадут поработать.

Антон Михашенок: Чемпионат