5 мин.

Не пора ли что-то менять?

«Спартак» сыграл вничью с «Мордовией» -2:2 и потерял, на мой взгляд, куда больше, нежели два турнирных очка. Один из явных аутсайдеров чемпионата, выходя на матч, казалось, не слишком сопротивлялся вроде бы разозленному в душе после поражения в Питере сопернику, но, вскоре гости поняли, что из этого поединка можно извлечь очень неплохую выгоду. И извлекли.

«Мы даже не знаем, какой у нас сегодня стиль. Стараемся играть в красивый футбол. Но, учитывая, что дома выигрываем мы немного, хорошо бы просто набрать три очка», - эти слова произнес перед началом поединка помощник Дмитрия Аленичева Егор Титов. И, как высокопрофессиональный футболист, который прекрасно все видит и понимает, он, конечно же, был прав.

«Слишком провальным этот матч я не назвал бы. Не понравилось, что в первом тайме играли очень медленно. Когда соперник большими силами и плотно обороняется, нужна скорость, нужны фланговые проходы. У нас не получалось. Не хочу говорить, что эта игра была провальной, учитывая, что у нас были кадровые проблемы…», - это уже замечания Дмитрия Аленичева после матча. Как слова одного специалиста могут согласовываться со словами другого после всего увиденного, и нет ли тут противоречий? Нет. Когда за весь сезон команда так и не нашла свой стиль, да что там стиль, его хотя бы какие-то очертания, становится естественным и понятным тот результат, который в итоге показывает команда.

За долгие годы работы в футбольной журналистике я привык не делать поспешных выводов, потому что в жизни происходит всякое и простые на вид причины, лежащие на поверхности, на самом деле таковыми не являются. И за все эти годы на памяти только один случай, когда на пресс-конференции после жесткого поражения в еврокубке от «Айнтрахта», главный тренер внезапно заявил о своей отставке. Это был Валерий Газзаев. Я стоял рядом, в двух шагах. Чуть дальше сидел тренер соперников Топмеллер, который от удивления даже переспросил переводчика, правильно ли тот понял смысл слов Газзаева? Осознание у всех пришло через паузу... Уже на улице, я опять спросил Газзаева, не поспешил ли он? «Нет, я сделаю так, как сказал». Потом многие спорили. Одни говорили про горячность Газзаева, его вспыльчивый кавказский характер, другие обвиняли в неспособности руководить в принципе, поскольку слишком молод для этой работы и мало кто верил, что Газзаев вернется. А он вернулся. Через тренерские тернии к звездам, выиграв с командой Кубок УЕФА.

Я не знаю, какой вывод после этого матча сделают через какое-то время Дмитрий Аленичев и его тренерский штаб. Я не призываю его уйти в отставку, хотя и нет игры, нет стиля и очков, которые бы поставили команду на подобающее место в таблице. Почему не призываю? Потому что не он один, не его только тренерский штаб виновны во всем происходящем. Проблема глубже. Она носит системный характер и проблема эта запущенна. Она и в игроках, он и в руководстве клуба. Получается этакий клубок, этакий гордиев узел, который кому-то когда-то надо разрубить. Раз не получается двигаться вперед осмысленно и правильно. Сегодня утром позвонил Анатолию Федоровичу Бышовцу, чтобы поздравить его с 70-летием. А он мне в ответ: «я тебе обычно с неохотой говорю о «Спартаке», а сейчас так скажу: если такие тренеры, как Скала и Эмери быстро пришлись там не ко двору, то значит в клубе что-то не так и давно… Не знаю, какие рушения будут приняты в «Спартаке» в ближайшее время и будут ли они приняты в принципе. И речь тут даже не об отставке Дмитрия Аленичева, который, конечно же, очень хотел бы продолжить работу в клубе. Речь об ином.

«Перестановки, конечно же, нужны. Требуется усиление. Я говорю банальные вещи, о которых вы не хуже меня знаете. Но сейчас в нашем распоряжении есть те, кого вы видите: кто выходит в стартовом составе и остается в запасе. Других у нас нет. Изжила ли себя команда? В ближайшее время крайне необходимо сделать изменения в составе, и они будут! Нужно определиться, с кем идти дальше, и какой вектор развития будет вообще у этой команды. После окончания сезона нам над всем этим нужно очень серьезно подумать. Я понимаю реакцию болельщиков...», - это сказал Аленичев на послематчевой пресс-конференции.

Вспоминая сезон и помня множество различных историй, когда Аленичев говорил вроде бы правильные вещи, но потом принимались кадровые решения, на которые он повлиять не мог, не понимаешь: кто будет делать изменения, какого уровня и качества они будут, кто станет определять тот самый вектор развития? И изменит ли что-то новый тренерский штаб, попав все в тот же системный кризис клуба? Подумать о всем случившемся, о том, что происходит в принципе с командой, уже давно пора. Здесь есть мера личной ответственности каждого. Переводить стрелки на кого-то одного – бесполезно, это заведет «Спартак» в еще больший тупик.

Все время вспоминаю одну историю советских времен. «Спартак» играет в Лужниках после неудачно проведенной встречи в гостях. Из-под трибунного помещения впереди, опережая выход команд на поле, идут Николай Петрович Старостин и Константин Иванович Бесков. Я с блокнотом устроился в нескольких шагах сзади. Бесков меня видел, но возмущаться не стал. Выйдя из тоннеля, Константин Иванович посмотрел на практически пустые трибуны и произнес одну из своих знаменитых фраз: «да, народ не обманешь». Я опубликовал эту фразу после игры. Наверное, поэтому главный тренер «Спартака» и хотел, чтобы она не прошла не только мимо моих ушей, но и всей команды. Через многомиллионный «Советский спорт» той поры…

Сегодня вся команда отправилась к фанатам. Зачем, объяснять не надо. Но это же не может повторяться каждый раз. Народ действительно не обманешь… А вот с журналистами игроки общаться не стали. Почему, интересно?

Александр Владыкин: Бобсоккер