3 мин.

В защиту Якина. Почему в неудачах «Спартака» надо винить не главного тренера

Продолжаем, коллеги, читатели и случайно заблудшие, искать спартаковскую истину. Вчера я выступил обвинителем Мурата Якина, сегодня же буду его адвокатом. До матча с «Динамо» еще много времени, которого должно хватить, чтобы рассмотреть назревшую проблему со всех сторон, предельно взвешенно и объективно. Итак.

Неудачи швейцарца в «Спартаке» многие, я знаю, объясняют очень просто: в отличие от предшественника, и под предшественником имеется в виду, конечно, не Дмитрий Гунько, 40-летний специалист вынужден работать в условиях ограниченного подбора исполнителей. На данный момент трансферная стоимость игроков «Спартака» (а это, кто бы что ни говорил, самый объективный показатель качества состава, что подтверждает, например, турнирная таблица – в первой пятерке четыре самых дорогостоящих клуба) составляет 84,5 миллиона евро. Это самая низкая стоимость за последние четыре года.

Обычно, когда новый тренер приходит в команду, под него покупают игроков; как правило, эти условия проговариваются еще в процессе переговоров с тренером – дескать, если вы согласитесь у нас работать, мы постараемся обеспечить вас всеми игроками, которых вы пожелаете. В пределах разумного, конечно. Салах – наверное, подходит под определение разумного. С Шакири чуть сложнее. В обоих случаях (а сколько их было на самом деле, мы не знаем) ничего не вышло, и причина, наверное, как всегда в деньгах. Как бы то ни было, Якин получил, как любит говорить наш хоккейный эксперт Виталий Славин, дырку от бублика.

Даже Невио Скале достались несколько приличных игроков. Правда, при нем, а также при Александре Старкове куда больше игроков покидали клуб – избавлялись от сомнительного наследия Андрея Червиченко. Баги, Руссо, Соса, Тробок, Станич и многие другие – то было время глобальных перемен и становления новой команды, появившейся на свет в 2005-м году.

А теперь представьте: десять лет назад, когда лучшие футболисты мира стоили в 5-10 раз меньше, чем сейчас, Скале и Старкову купили игроков на 23,4 и 24,5 миллионов евро соответственно. Якину за два трансферных окна – на 11,5 млн. Квинси Промес. Все. Широков пришел в статусе свободного агента.

Эпоха роскоши приходится на период правления Валерия Карпина. Через любимца публики прошла целая армия футболистов. Только по данным трансфермаркта клуб раскошелился почти на 117 млн., и это без учета расходов за период, когда Карпин был только генеральным директором. Эти цифры – напротив Микаэля Лаудрупа и Унаи Эмери. Оба иностранных специалиста продержались у руля «Спартака» меньше, чем Якин, но получили качественное усиление.

Невольно задумаешься: а где бы сейчас был «Спартак», какой была бы его игра, с каким настроением выходил бы Федун к журналистам, если бы траснферные запросы тренера были удовлетворены?

Больше того, ни при одном другом специалисте команда не разбрасывалась игроками так, как это было за последние полгода. Дзюба, Боккетти, Яковлев, Коста, Широков отправились по арендам. Все они выходили на поле осенью, а значит, и это очень важно для понимания происходящего, являлись игроками основной обоймы. А ведь было еще и летнее трансферное окно. Я подсчитал: двенадцать игроков из тридцати одного, игравших в «Спартаке» в прошлом сезоне, сейчас в команде нет. Более чем треть состава.

Я не хочу оправдывать Якина. На мой взгляд, при нем у «Спартака» нет будущего. Во всяком случае такого, которое видят в своих мечтах поклонники красно-белых. Но если объективно, Мурат оказался в таких условиях, когда требовать от него и результата, и игры (а ведь кто-то требует еще и трофеев) как-то неправильно и нечестно. «Спартак» – лишь пятый клуб премьер-лиги по трансферной стоимости игроков. Чтобы подняться выше пятого места, необходимо соблюсти несколько условий. Чтобы было понятно каких, посмотрите на «Краснодар», который нашел подходящих футболистов, подходящего тренера и подходящую игру. У него все сошлось. «Спартак» же находится в поисках. Вечных.

Михаил Борзыкин