9 мин.

Стадионная мания

Никита Белоголовцев — о том, пойдут ли москвичи на футбол, когда в городе появятся новые спортивные арен.

15 мая в российском футболе решающий матч сезона — впервые за последние годы судьбу титула определяют московские «Локомотив» и ЦСКА. При этом парадоксальным образом игра проходит не в Москве, а в Химках, где ЦСКА проводит домашние матчи уже несколько лет. Хотя добираться до стадиона очень неудобно, на трибунах, скорее всего, будет аншлаг — то есть будут заполнены все 18000 мест. Но для Европы это все равно ужасно мало. Никита Белоголовцев оценил, как изменится эта картина, когда закончатся все московские футбольные стройки.

Сегодняшняя Москва — абсолютный мировой лидер по числу создаваемых в городе стадионов. На разных стадиях строительства или реконструкции сейчас сразу четыре футбольных арены: «Лужники», «Динамо», стадион для «Спартака» в Тушине и стадион для ЦСКА на Третьей Песчаной улице. А Михаил Прохоров скоро приступит к реконструкции стадиона «Торпедо» на Восточной улице.

При этом единого плана, который объединял бы эти стройки, или хотя бы общей причины для них нет.

Многие ошибочно полагают, что стадионы строятся для Чемпионата мира, который пройдет в России в 2018 году. На самом деле, это не так. Матчи чемпионата, если не произойдет невероятного форс-мажора, примут только «Лужники» и стадион «Спартак». А решение о реконструкции «Динамо», а также о строительстве стадионов на Песчаной улице и в Тушине принималось еще до того, как Россия выиграла право провести мировое первенство. Лишь «Лужники» перестраивают конкретно ради ЧМ-2018.

Есть три расхожих стереотипа о том, почему москвичи не любят спорт — а, точнее, ходить на стадионы.

1. Слишком много зрелищ

Москвичи и без футбола пресыщены зрелищами. Статистически этот тезис подтвердить невозможно. В гораздо более богатых на развлечения европейских столицах (Лондон, Рим, Мадрид) на футбол ходят примерно в 5-8 раз больше людей, чем в Москве. Причем количество команд или матчей тут не принципиально, потому что речь идет об относительных показателях: в Москве на футбол регулярно ходят примерно 5 человек из 1000 (около 0,5% населения), а для европейских городов-миллионников, где базируются команды приличного уровня, этот показатель обычно колеблется в промежутке от 20 до 50 человек (то есть, от 2% до 5%).

Справедливости ради замечу, что отсутствие альтернативных видов досуга все-же повышает посещаемость, особенно удельную. Например, в таких городах как Ливерпуль, Сан-Себастьян или Дортмунд на футбол ходят от 13% до 17% горожан независимо от пола и возраста. В России лучший по этому показателю город Грозный, там на футбол регулярно ходят около 5,5% горожан.

2. Слишком много команд

Равнодушное отношение москвичей к футболу, да и к спорту вообще, часто объясняют чрезмерным количеством команд. Действительно, «москвоцентризм» в российском спорте проявляется ярко. По числу команд в высшем футбольном дивизионе из европейских городов с Москвой (четыре команды) может соперничать только Лондон (шесть команд).

К тому же, в Москве базируются и команды по практически всем хотя бы относительно популярным видам спорта. И хотя их аудитория еще меньше футбольной, тем не менее, происходит дополнительное распыление. Спортивных брендов слишком много, и среднестатистический горожанин не ассоциирует себя ни с одним из них. А меж тем самый яркий в России и один из ярчайших в Европе пример самоидентификации города с командой — это Санкт-Петербург с его всеобщей любовью к «Зениту» в футболе и в чуть меньшей степени к СКА в хоккее.

По формальным показателям — и количественным, и относительным — на питерские стадионы ходят менее охотно, чем в Москве, но тут голые цифры не дают всей картины. Стадион «Петровский», на котором играет «Зенит», банально слишком мал. И это самая востребованная футбольная арена России: по ходу сезона она заполняется более, чем на 90%. Вместимость стадиона — 21 107 человек (на практике еще меньше из-за требований безопасности), и это критически маленькая цифра для одного из крупнейших городов Европы.

У хоккейного СКА схожие проблемы: играя при постоянных аншлагах, команда собирает в среднем по 12 133 человека на игру. Несмотря на то, что эти цифры и так позволяют СКА быть третьей в Европе командой по посещаемости, потенциал роста все еще очень велик. У «Зенита» и СКА самые дорогие в России билеты, но важно даже не это. Клубам удалось воплотить в жизнь мечту спортивных менеджеров и встроить команды в часть городского культурного кода. Например, в знаковых фильмах «Прогулка» или «Питер FM» «Зенит» изображен как неотъемлемая часть городских декораций. Жизнь в Петербурге теперь автоматом предполагает любовь к «Зениту» или СКА. Семейный поход на футбол или хоккей в Петербурге — это норма. Если, разумеется, удастся достать билеты.

3. Нет инфраструктуры

Катастрофическая нехватка спортивной инфраструктуры в Москве — это и есть, собственно, третье расхожее объяснение крайне низкой зрительской активности в столице. В Москве есть лишь один по-настоящему удобный современный стадион — «Локомотив» в Черкизово.

Анализировать любую тенденцию на одном примере сложно и неверно, а в случае с «Локомотивом» сложно вдвойне. С одной стороны, посещаемость домашних игр команды после открытия стадиона в 2002-м выросла почти в 2.5 раза: с 6700 в год открытия до 15293 в рекордном по посещаемости 2009 году.

Правда, именно в эти годы «Локомотив» демонстрировал лучшие в своей истории результаты: команда дважды стала чемпионом России и выступала в Лиге Чемпионов. Понять, что больше влекло зрителей — хорошая игра и новый стадион, — практически невозможно. Локомотив неплохо работает с болельщиками, но остается при этом локальным клубом. Он доминирует по популярности на северо-востоке города, но даже в этом сезоне, несмотря на борьбу за чемпионство, не может значительно увеличить зрительскую базу.

Без лишней гигантомании

Когда все стадионы будут введены в строй, посещаемость у московских команд, очевидно, вырастет. Причем как минимум у «Спартака» вырастет ощутимо. Это, разумеется, повод для радости, но до самоокупаемости или хотя бы до относительной финансовой независимости клубов дело не дойдет.

Клубы реалистично оценивают свою аудиторию и сделают свои стадионы довольно компактными. Вместительные «Лужники» — нейтральная арена, а следующий за ней по вместимости стадион «Спартака» сможет уже разместить чуть более 40000 при максимальной загрузке. Для успешного футбольного бизнеса это критически низкая цифра.

Ведущие английские команды, на которые принято ориентироваться в спортивной экономике, недавно столкнулись как раз с этой проблемой. В итоге лондонский «Арсенал» построил новый стадион «Эмирэйтс» (на 60 355 человек) вместо старого «Хайбери» (38 419). «Ливерпуль» в этом году приступает к реконструкции легендарного «Энфилда»: вместимость вырастет с 45 382 до 61 905 человек. Наконец, «Челси» до сих пор не в числе самых зарабатывающих клубов мира именно из-за слишком скромного «Стэмфорда Бриджа» (41 841).

Тем временем российские клубы искусственно занижают планку. Футбольный стадион в России — это пока всего лишь аналог домика для Барби, неплохое приложение к дорогой игрушке.

Что будет после стройки

Открытие Арена (стадион «Спартак»)

Начало строительства: 2010 год

Окончание строительства: 2014 год

Вместимость: 44 000 человек

Стоимость: 14 млрд рублей

Что будет: Полноценного дома у московского «Спартака» не было никогда, и болельщики ждали своего стадиона очень долго. В 90-е «Спартак» был безоговорочно самым любимым клубом страны, но сейчас эпитет «народная команда» чаще звучит как издевка. «Спартак» заканчивает один из худших сезонов за последние годы, и настроения его болельщиков можно описать как «зато стадион наш». Спартаковские болельщики равномерно распределены по Москве, поэтому местоположение стадиона проблемой не станет. Для улучшения логистики была расконсервирована станция метро, расположенная на между «Тушинской» и «Щукинской». Она, как и стадион, откроется уже этим летом. Вероятнее всего, эйфория и долгое ожидание болельщиков сыграют свою роль и, как минимум, до открытия многострадального стадиона «Зенита», «Спартак» станет самой посещаемой командой России.

Деталь: название стадиона по распространенной в Европе практике было продано спонсору. За шестилетний контракт банк «Открытие» заплатил 1,2 миллиарда рублей.

Лужники

Начало реконструкции: 2013 год

Окончание строительства: 2017 год

Вместимость: 81 000 человек

Стоимость: 19 млрд рублей

Что будет: в обновленных «Лужниках» пройдут матч открытия и финал ЧМ-2018. История реконструкции полна несуразностей. Стадион закрыли еще прошлым летом, но никаких работ там не проводилось. В результате московский «Спартак» один из своих домашних матчей вынужден был играть в Екатеринбурге (!), а блогеры критиковали московское правительство за проведение на закрытой для футбола арене репетиции парада ко дню полиции. К 2017 году все московские клубы уже должны обзавестись собственными стадионами, и «Лужники» будут использоваться для матчей сборной и других мероприятий. Это опять-таки распространенная в Европе практика, но учитывая погодные условия и российскую специфику, есть опасения, что большую часть времени стадион будет стоять без дела.

Деталь: до сих пор не ясно, останутся ли на стадионе легкоатлетические дорожки (или возможность их вернуть) или «Лужники» станут исключительно футбольным стадионом.

ВТБ Арена парк (со стадионом «Динамо»)

Начало строительства: 2011 год

Окончание строительства: 2017 год

Вместимость: 26 000 человек

Стоимость: не менее 1,5 млрд долларов (из них не менее 600 на сам стадион)

Что будет: банк ВТБ строит вокруг стадиона масштабный комплекс, включающий гостиницу, бизнес-центр и недвижимость для продажи. Такие проекты все чаще становятся основой бизнес-стратегии клубов. Например, Михаил Прохоров купил баскетбольный клуб «Бруклин Нетс» за символический доллар, но с условием вложить 170 млн в девелоперские проекты, связанные с новой ареной команды в Бруклине. Когда в ВТБ поняли, что «Динамо» не попадает в заявочную книгу к Чемпионату мира, вместимость стадиона снизили практически вдвое (с 45 000 человек). Впрочем, для болельщиков это сокращение совершенно не критичное и вполне отражает реальный интерес к команде. Рекордным для клуба был 2008 год, когда на трибуны ходило до 12 666 человек. Сейчас команда играет на стадионе в Химках, куда очень сложно добираться. На новой родной арене в обозримом будущем вряд ли можно будет увидеть более 20000 болельщиков на трибунах.

Деталь: фасад стадиона «Динамо» считается памятником архитектуры, уничтожать его нельзя. Поэтому разработчикам пришлось вписывать фрагменты старой конструкции в новый проект.

Стадион для ЦСКА на Третьей Песчаной улице

Начало строительства: 2007 год

Окончание строительства: не ранее 2015-го года

Вместимость: 30 000 человек

Стоимость: не менее 14 млрд рублей

Что будет: на сегодняшний день самый загадочный московский стадион. ЦСКА начал строительство раньше всех, но возникли проблемы — сначала с документами, а затем с финансированием. В итоге кредит на стройку дал ВЭБ, и только недавно она перешла в активную фазу. Коммерческая часть стадиона — это башня высотой 170 метров, где будет размещаться гостиница и бизнес-центр. Судя по состоянию стадиона, не факт, что работы будут закончены в срок. Проблема усугубляется тем, что у президента ЦСКА Евгения Гинера недостаточно собственных стредств, чтобы реализовать проект, а состав акционеров клуба никогда не раскрывался. В последние годы ЦСКА — один из самых успешных клубов страны, и после переезда на собственный современный стадион, может стать третьим по посещаемости после «Спартака» и «Зенита».

Деталь: по проекту, на крыше пристроенной к стадиону башни должен располагаться огромный шар, а сама башня будет напоминать завоеванный ЦСКА в 2005 году Кубок УЕФА.